Дискуссия: Работа с одаренными детьми

10
0
Материал опубликован 27 December 2015

"Нет детей одаренных и неодаренных,

талантливых и обычных.

Одарены, талантливы все без
исключения дети»

     В.А. Сухомлинский

 

Одним  из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа» является поддержка талантливых и одаренных детей.

Что такое «одаренность»? В жизни одаренность является  синоним талантливости. В психологии под термином «одаренность» понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Американский исследователь Дж. Рензулли считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:  интеллектуальных способностей, превышающих  средний уровень,  креативности и настойчивости. Он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Детей, которые обладают  потенциальными возможностями, в нашем общеобразовательном учреждении достаточно много. Задача учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести обучающегося к  достижению высоких результатов. Работа с одаренными детьми должна вестись систематически. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).

Для начала одаренных детей необходимо выявить. Такие ребята очень любознательны, умеют размышлять, способны анализировать информация, глубоко «проникать»  в суть вопроса и очень настойчивы в поиске ответа.

После того как такие дети определены, учитель  должен научить их думать, приложить усилия для развития их способностей.  Важную  роль  здесь играет привитие интереса обучающимся к предмету. В целях поддержки интереса к физике и развития природных задатков обучающихся я использую творческие задания, занимательные опыты, проблемные вопросы, задачи. Регулярно на уроках  ребята выступают с презентациями о применении физических знаний в различных областях науки и техники. С целью организации межпредметной связи провожу интегрированные уроки: физика и ОБЖ, физика и история, физика и география, физика и математика, физика и химия. Особое место среди всех видов и форм деятельности обучающихся, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала  ребят занимает участие их в олимпиадах различных уровней.  Подготовка к олимпиадам проводится в течение всего учебного года. Работу с талантливыми детьми я провожу после уроков:   решаем  нестандартные задачи, проводим эксперименты, создаем исследовательские работы, проекты. Мною разработана и успешно реализуется программа дополнительного образования «Методы решения задач повышенной сложности по физике».

В результате проводимой работы обучающиеся нашей гимназии ежегодно являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов научно-исследовательских проектов муниципального, регионального и всероссийского уровней. Вот некоторые из них: муниципальный и региональный этапы всероссийской олимпиады школьников по физике; олимпиада школьников «Наследники Левши» по физике; интернет-олимпиада школьников по физике; заочная дистанционная олимпиада школьников по физике и естествознанию; турнир им. М.В. Ломоносова; областной конкурс научных работ «Формирование молодежной научно-интеллектуальной элиты России»; всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И.Менделеева; всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»; межрегиональная олимпиада по физике «Будущее инновационной России» Центрально-Черноземного экономического района; Многопрофильная олимпиада КГУ.

 

Список использованной литературы:

1. Адаскина А.Н., Битянова М.Р., Дружинин В.Н., Попова Л.В., Ушаков Д.В., Чурбанова С.М. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 1999;

2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми - Вестник НГУ. Серия: Педагогика. Новосиб. Гос. ун-т.,2008. — Т. 9, вып. 1. , С. 53 — 56.

Комментарии
Комментариев пока нет.