Работа с понятиями

15
3
Материал опубликован 15 July 2016 в группе

Работа с понятиями.

Очень часто на уроке можно слышать такой диалог.

Учитель: Что такое...?

Ученик: Это когда...

И очень часто мы оправдываем такие определения тем, что дети объясняют "своими словами". Однако, если ребенок не дает точного определения, можно с уверенностью говорить, что он и представление сформировал для себя нечеткое! А ведь понятие есть единица мышления, и наша задача - научить детей четко мыслить.

Что же делать?

Дети должны знать правила, как давать определение понятий.

Определение понятий идет при помощи суждений. Подлежащее этого суждения называется определяемым, сказуемое - определяющим.

Правила просты:

    Определение должно быть соразмерным.

    Определение не должно делать круг.

    Определение не должно быть отрицательным.

    Определение должно быть ясным, без метафор.

Чтобы понять правильно ли дано определение меняем местами подлежащее и сказуемое. Если смысл сохраняется, определение дано верно.

Пример 1:

    Квадрат – это геометрическая фигура.

    Геометрическая фигура - это квадрат.

Из данного примера видно, что определение, данное квадрату не полное, нет видовых признаков. Даем другое определение:

    Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны.

    Прямоугольник, у которого все стороны равны - это квадрат.

В данном случае смысл не искажается, и значит определение верно!



Пример 2:

Вращение - это движение вокруг оси. Ось - это прямая, вокруг которой идет вращение.

Определения сделали круг.

Пример 3:

Отрицание носит всегда неопределенный характер. "Вы идете домой?" - "Да". Все понятно. "Вы идете домой?" - "Нет". Ничего не понятно. Варианты: "Я остаюсь здесь", "Я иду в другое место", "Я еду домой". Понимай, как хочешь.

Республика - это не монархия.

Местоимение - это не существительное.

Возникает вопрос: а что? Это не определения.

Пример 4:

Любовь - это волшебство.

Перед нами метафора, а не определение.

Сначала необходимо прерывать ответ. Мы с коллегой нашли не обидный, на наш взгляд способ. Если ребенок начинает ответ со слов: "это когда...", мы тут же добавляем: "В пятницу." Если ребенок начинает со слов: "Это где...", мы говорим: "За углом" и т.п.

Дети очень быстро вспоминают, что на вопрос "Что это?" отвечает существительное, и начинают искать это существительное!

Какие упражнения можно использовать?

1. Дайте определение понятиям (этот прием мы используем постоянно).

Барщина -это...

Республика - это...

2. Дайте определение понятиям с предложенными вариантами (для слабых учащихся).

Понятие

Определение

Бедуины

Священная книга мусульман

Оазис

«Покорный Богу»

Аллах

Место в пустыне, пригодное для земледелия

Мухаммед

Кочевые племена арабов

Коран

Всемогущий единый бог у мусульман

Мусульманин

Основатель ислама, пророк Аллаха



3. Найдите синонимы к определению.

Барщина - это работа на земле феодала, отработочная рента, одна из повинностей крестьян и т.д.

4. Определить верны ли суждения.

А) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б) Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба

    Оба неверны

5. Завершите фразу.

Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это----------- .

Как видите, по ФГОС начинают учиться в 2016 году 6-классники, а в КИМ для ЕГЭ и ОГЭ эти задания включены давно.

Работа с понятиями.
DOC / 86.5 Кб

Комментарии

Спасибо, Елена Викторовна, очень полезный материал, и группа интересная.

16 July 2016

Согласна с Еленой Валерьевной! Правильная методика, которая неоднократно выручала в ситуации "это когда" и "это где". Спасибо за материал!

16 July 2016

И от меня спасибо БОЛЬШОЕ

4 October 2016