Работа с понятиями.
Очень часто на уроке можно слышать такой диалог.
Учитель: Что такое...?
Ученик: Это когда...
И очень часто мы оправдываем такие определения тем, что дети объясняют "своими словами". Однако, если ребенок не дает точного определения, можно с уверенностью говорить, что он и представление сформировал для себя нечеткое! А ведь понятие есть единица мышления, и наша задача - научить детей четко мыслить.
Что же делать?
Дети должны знать правила, как давать определение понятий.
Определение понятий идет при помощи суждений. Подлежащее этого суждения называется определяемым, сказуемое - определяющим.
Правила просты:
Определение должно быть соразмерным.
Определение не должно делать круг.
Определение не должно быть отрицательным.
Определение должно быть ясным, без метафор.
Чтобы понять правильно ли дано определение меняем местами подлежащее и сказуемое. Если смысл сохраняется, определение дано верно.
Пример 1:
Квадрат – это геометрическая фигура.
Геометрическая фигура - это квадрат.
Из данного примера видно, что определение, данное квадрату не полное, нет видовых признаков. Даем другое определение:
Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Прямоугольник, у которого все стороны равны - это квадрат.
В данном случае смысл не искажается, и значит определение верно!
Пример 2:
Вращение - это движение вокруг оси. Ось - это прямая, вокруг которой идет вращение.
Определения сделали круг.
Пример 3:
Отрицание носит всегда неопределенный характер. "Вы идете домой?" - "Да". Все понятно. "Вы идете домой?" - "Нет". Ничего не понятно. Варианты: "Я остаюсь здесь", "Я иду в другое место", "Я еду домой". Понимай, как хочешь.
Республика - это не монархия.
Местоимение - это не существительное.
Возникает вопрос: а что? Это не определения.
Пример 4:
Любовь - это волшебство.
Перед нами метафора, а не определение.
Сначала необходимо прерывать ответ. Мы с коллегой нашли не обидный, на наш взгляд способ. Если ребенок начинает ответ со слов: "это когда...", мы тут же добавляем: "В пятницу." Если ребенок начинает со слов: "Это где...", мы говорим: "За углом" и т.п.
Дети очень быстро вспоминают, что на вопрос "Что это?" отвечает существительное, и начинают искать это существительное!
Какие упражнения можно использовать?
1. Дайте определение понятиям (этот прием мы используем постоянно).
Барщина -это...
Республика - это...
2. Дайте определение понятиям с предложенными вариантами (для слабых учащихся).
Понятие | Определение |
Бедуины | Священная книга мусульман |
Оазис | «Покорный Богу» |
Аллах | Место в пустыне, пригодное для земледелия |
Мухаммед | Кочевые племена арабов |
Коран | Всемогущий единый бог у мусульман |
Мусульманин | Основатель ислама, пророк Аллаха |
3. Найдите синонимы к определению.
Барщина - это работа на земле феодала, отработочная рента, одна из повинностей крестьян и т.д.
4. Определить верны ли суждения.
А) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Б) Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба
Оба неверны
5. Завершите фразу.
Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это----------- .
Как видите, по ФГОС начинают учиться в 2016 году 6-классники, а в КИМ для ЕГЭ и ОГЭ эти задания включены давно.
Сафонова Елена Валерьевна
Александрова Марина Александровна
Елена Михайловна Осетрова