Работа с математическим понятием
Работа с математическим понятием
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
(Н. Е. Жуковский)
Самый первый урок математики я всегда начинаю с вопроса " Что такое математика и для чего нам нужно изучать этот предмет?" Ответы ребят очень огорчают, тк практически у всех детей они совпадают: "математика- цифры, а изучать нам ее нужно для того чтобы можно было ходить в магазин..." Поэтому , одной из основных задач на время обучения показать и доказать ребятам, что "математика- это язык, на котором написана книга природы" . (Г. Галилей)
Одна из основных задач на современных уроках математики- научить ребенка работать с математическим понятием, понимать значение его и смысл.
Такая работа начинается с первого класса. На своих уроках мы с ребятами пытаемся посмотреть на данное "понятие" с разных сторон, рассмотреть его с точки зрения русского языка, окружающего мира, позже, дети сами находят связь математического понятия с окружающим их миром.
Итак, расскажу на примерах, как мы это делаем.Как правило, такие исследовательские уроки пытаюсь проводить в игровой форме, например, заседание ученого совета, кабинет министров, клуб путешественников, выпуск газеты или журнала и т.д.
Детям дается задание самостоятельно выяснить и объяснить значение данного понятия. Через явные и неявные признаки. Через родовые понятия и видовые отличия.
Ученикам предлагаю поработать в группах и изучить словарь(т.е изучить лексическое значение), рассмотреть само слово( с точки зрения русского языка), подбор синонимов, иногда, если есть возможность, предлагаю нескольким ребятам пройти по школе и узнать у учителей или других учеников, как они считают, что обозначает данное понятие(т.к мы ведем курс основы журналистики, дети с радостью бегут брать интервью).
МАТЕМАТИКА ,2 класс (ПНШ Чекин) тема: РАБОТА С ДАННЫМИ
На каждом уроке мы пытаемся научить детей самостоятельно формулировать задачи и цель урока. У нас есть три ключевых вопроса для каждого урока: ЧТО?.... КАК? .... ГДЕ? или ДЛЯ ЧЕГО?...
Итак, на первый вопрос ЧТО ТАКОЕ ДАННЫЕ? это слово они встречали и ранее, для них стало неожиданным исследовать слово, которое они произносят неоднократно на всех уроках.
Ребята получили задание по группам:
1 группа: работа со словарем,
2 группа: исследовали слово и выяснили, что там скрыто слово"ДАНО", те что-то известно, привели примеры, что в любом математическом задании и не только в математическом что-то известно, те ДАНО, а что то нужно узнать;
3 группа работа со страницей учебника и печатной тетрадью,
4 группа брала интервью.
Далее подведение итогов.
Работа 3 группы помогла нам ответить на вопрос: КАК? можно оформить любую информацию. Знакомство и работа с таблицей. Понимать смысл и извлекать информацию, представленную в таблице-одно из необходимых умений учащихся.
Далее отправляемся в путешествие.
Для начала к маме на кухню, помогаем сварить кашу( рецепт приготовления указан в виде таблицы)
Затем отправляемся в Америку и пытаемся определить размер своей ноги в этой стране, европейский детский размер одежды и российский одежды.
МАТЕМАТИКА ,2 класс (Занков Аргинская; ПНШ) тема: ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ
Тема нашего ученого совета «Окружность. Круг». В ходе заседания мы должны найти ответ на следующий вопрос:
Окружность и круг - что общего и чем отличаются?
Исследование слов «окружность», «круг».
Учитель: Что общего?
Ученики: Имя существительное. (рассматривают грамматические признаки)
Учитель: Господа ученые, сейчас Вам предстоит серьезная работа, изучить данный предмет и сделать выводы, пытаться дать определение понятию « круг» и «окружность». (Учитель показывает детям крышку для консервирования, вынимая резиновый уплотнитель). Работать будем по рядам.
1 ряд работает с крышками и дает определение понятию «круг»;
2 ряд работает сравнивает крышку с уплотнителем и дает определение понятию"окружность";
3 ряд работа с учебником и словарями.
Учитель: Много ли предметов в форме круга и окружности встречается в окружающем нас мире?
Учитель: Начинается самое интересное, коллеги. Вы будете творить и создавать.
С помощью какого инструмента можно начертить окружность?
Пока мы не умеем пользоваться циркулем, это цель наших следующих уроков. Группа инженеров придумает нам инструмент или предложит способ, как с помощью карандаша и нитки начертить окружность.
Модельеры исследуют, как круг, окружность можно применить в пошиве одежды.(Нарядить куклу)
Конструкторы из проволоки конструируют предметы.(Велосипед, очки)
Дизайнеры мебели подумают, бывает ли мебель круглой формы. Попытаются изготовить такую мебель.
Поэты напишут стихотворение или синквейн(он хорошо помогает раскрыть существенные признаки того или иного понятия) по заданной рифме. (Круг, друг, утюг, вокруг, недуг, досуг)
Художники нарисуют картину «Круглый мир»
Итог работы проект «Наш круглый мир»
МАТЕМАТИКА ,2 класс (Занков Аргинская; ПНШ) тема: Периметр многоугольника
Рассматриваем понятие "периметр". Дети находят в слове ПЕРИМЕТР слово "метр", а с этой такой единицей измерения длины ребята знакомы и мы с ними ранее выяснили, что "Метрос" в переводе с древне-греческого "измеряю" "Мера". Значит "ПЕРИМЕТР" что-то необходимо измерять. И я им сообщаю, что «Пире» - египетское слово, которое обозначает «выходить», «ходить»,«обходить». Граница.
Далее дети сами делают вывод, чтобы найти периметр- необходимо измерить границу фигуры. И далее, чтобы им действительно хорошо запомнить и не путать с площадью фигуры, мы занимаемся тактильным восприятием. Например, дети пальчиками обходят свои школьные владения. ( периметр крышки парты, периметр школьной тетрадки), мальчики измеряют длину шагами и пытаются высчитать периметр кабинета, девочки украшают платочек и фартук кружевом, высчитывали сколько нужно см кружева, чтобы обшить. Мальчики строили забор вокруг дома. В итоге дети пришли к выводу, что периметр- это сумма длин всех сторон многоугольника.
МАТЕМАТИКА ,2 класс (Занков Аргинская; ПНШ) тема: Изучение основных единиц измерения длины мы всегда предлагаем детям старинные меры измерения, а я подсмотрела на просторах интернета одно очень хорошее задание. Оказывается, ребята, зная математические понятия можно найти интересные случаи в литературе. И сделать некоторые выводы. Например, сказка "Конек-горбунок" Петра Павловича Ершова .
«Двух рожу тебе коней-
Да таких каких поныне
Не бывало и в помине;
Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».
Если перевести все единицы, то получится, что
1 вершок=4,445см,тогда 3 вершка:
13.335см.
А теперь насчет ушей 1 аршин= 71.12см.
Вы можете представить себе этого конька-горбунка,
если его рост 13 см, а уши 71см?
Аналогичную работу проводим до 4 класса. И в конце уч года на уроках повторения, я попросила ребят аналогично поработать с самим словом "ПОНЯТИЕ",Урок проводили форме игры ВЫПУСК ГАЗЕТЫ "Ералаш"(наша классная газета) работу проводили в группах:
1.отдел новостей работа со словарями
2.аналитический отдел работа с самим словом,
работа с тайной слова
3. литературный отдел творческая работа
4. рекламный отдел составить памятку малышам, как работать с "понятием"
Такая работа полностью отвечает требованиям ФГОС. Формирует регулятивные учебные действия по средствам уроков математики. Дети учатся самостоятельно ставить цели, планировать пути достижения, оценивать свои результаты.
«Можно предположить, что в культуре, в которой имеется математика, должна быть и поэзия, и наоборот. Гипотетическое уничтожение одного из этих механизмов, вероятно, сделало бы невозможным существование другого». Ю. Лотман