Работа с пословицами на уроках русского языка как средство развития речи у младших школьников

0
0
Материал опубликован 2 June

Работа с пословицами на уроках русского языка как средство развития речи у младших школьников


  • развития речи у младших школьников через работу с пословицами на уроках русского языка является актуальным.

Пословицы, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе не только развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, но и наилучшим образом способствует развитию речи у младших школьников. Вот почему пословицам необходимо уделять внимание на уроках русского языка.

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Использование  пословиц   в работе с младшими школьниками служит неисчерпаемым источником как духовно-нравственного развития, так и развития речи  вообще. Детям нравится знакомиться с устаревшими словами, разгадывать смысл пословиц  и поговорок. Употребление в речи этих коротких, но метких выражений cпособствует обогащению словарного запаса детей, служит одновременно обучению детей элементам культурной, правильной русской речи в ее устной и письменной формах. А.М.Горький писал, что «пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

Начинать работу с пословицами надо с наиболее лёгких тем для детского восприятия. Затем можно усложнять. Давать более сложный материал. Каждую пословицу необходимо пояснять, растолковать детям, что она означает.  Каждый урок  может включать  работу с пословицами.

Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией.

Учащимся начальной школы можно предложить завести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы. Мы с учениками именно так и делаем.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в I классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т. е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой «н», учитель обращает их внимание на пословицу «Старый друг лучше новых двух» и предлагает найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают пословицу, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради нарисовать друзей.

Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно.

Из Опыта работы

Во Всероссийской проверочной работе есть задание № 15, которое требует

умения на основе пословицы или поговорки и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для написания мини – сочинения.

Умение интерпретировать пословицу.

Я считаю, что это одно из самых сложных заданий в ВПР по русскому языку, хочу с вами поделиться своими наработками, своим опытом.

На страницах Азбуки дети находят пословицы, читающие дети прочитывают их, затем идёт работа с иллюстрацией :

-Кто изображён? Чем занимается?

- Подходит ли пословица к иллюстрации? Почему вы так считаете?

Дети рисуют свои рисунки по данной пословице или делают это в виде аппликации, запоминают пословицы.

Материал взят из разных источников. Вот один из них https://vsesdali.com/naurok/nachalnye_klassy/text-99686188.html

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации