12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
0

«Работа с систематическими и алфавитными каталогами библиотеки»

Специальность «Оборудование и технология сварочного производства»

Практическая работа по дисциплине «Введение в специальность»

«Работа с систематическими и алфавитными каталогами библиотеки»


1 Цели занятия


1.1 Проверка знаний и контроль за самостоятельной работой учащихся, обсуждение предложенных в плане проблем темы.

1.2 Развитие познавательной активности учащихся, их способности  к аналитическому мышлению, умений разбираться в существе проблем, делать обоснованные выводы.

1.3 Раскрытие сущности библиотечных каталогов.

1.4 Обучение работы с алфавитным каталогом.

1.5 Обучение работы с систематическим каталогом.

1.6 Воспитание положительного отношения к знаниям и чувствам ответственности при изучении темы.


2 Литература


2.1 Воронько К.Л. Организация библиотечных фондов и каталогов. М.: «Книга», 1981. – 328 с.


3 Методическое обеспечение


3.1 Методическая разработка практической работы


4 Последовательность выполнения работы


4.1 Изучить рекомендуемую литературу до практической работы.

4.2 Изучить теоретическое обоснование выполнения практической работы.

4.3 Рассмотреть предлагаемые вопросы.

4.4 Дать ответ преподавателю на предлагаемые вопросы.


5 Теоретическое обоснование


Значение каталогов.

Каталог – слово греческое. В переводе на русский язык оно означает список.

Библиотечные каталоги – перечни произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленные по определенным принципам и предназначенные для раскрытия состава или содержания библиотечных фондов. Они могут быть реализованы в карточной или машиночитаемой форме, на микроносителях, а также в форме книжного издания.

Библиографические описания произведений печати расположены в них в определенном порядке. Название каждого каталога зависит от способа группировки в нем описаний, от назначения каталога и других признаков.

Каталоги обеспечивают возможность разыскания и выбора книг и являются средством воспитания, образования, и активно пропа­гандируют произведения печати и другие документы, входящие в фонд библиотеки.

Знакомясь с фондом по книгам, стоящим на полках, читатель не получает полного представления о содержании фонда. Кроме того, надо учитывать, что немалая часть произведений печати всегда находится у читателей. В каталогах каждое издание может быть отражено в соответствующих отраслях знания. Поэтому каталоги могут полностью раскрыть перед читателями содержание фонда, таким образом способствовать осуществлению руководства чтением, пропаганды литературы и помогать в выборе нужных книг.

Если книга написана двумя, тремя авторами и более, она также будет расположена на полке в одном месте (либо под фамилией первого автора, либо под заглавием); каталоги же помогут читателю разыскать ее и в том случае, если он забыл фамилию первого автора, а помнит фамилию второго (третьего) или фамилию автора тогда, когда книга поставлена в фонде под заглавием.

В ряде каталогов библиографические описания собраны в определенной системе. Она легко обозрима сама по себе, с помощью целого ряда указаний (отсылок и ссылок) в ней связаны близкие по содержанию темы. Отсылки оповещают читателей, интересую­щихся, например, историей войн и сражений, о том, что книги по этому вопросу надо искать среди исторической литературы. Каталог расширяет представление читателей о системе знаний, привлекает их внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, т.е. содействует самообразованию.

Правильно оформленное требование на книгу, заполненное по каталогам, в крупных библиотеках, где основной фонд закрыт для читателей, во много раз ускоряет разыскание издания в фонде и выдачу его читателю, так как указывает его местонахождение в книгохранилище.

Не меньшее значение имеют каталоги во внутренней работе библиотеки. Они нужны для комплектования фонда, обработки новых поступлений и очистки фонда от устаревших изданий, при подготовке массовых мероприятий. Без хорошо организованных каталогов невозможна справочно-информационная работа библиотеки.

Библиотечные каталоги занимают значительное место в системе обслуживания читателя и являют­ся помощником библиотекаря в его работе.

Организация каталогов начинается с составления библиографи­ческого описания произведения печати, его части или группы про­изведений. Для того, чтобы организовать из отдельных библиогра­фических описаний каталог, их надо расположить (сгруппировать) в определенном порядке.

В теории и практике библиотечного дела определились три основных вида каталогов по способу группировки библиографиче­ских записей:

1) в порядке строгого алфавита авторов и заглавий произведений печати;

2) в систематическом порядке отраслей зна­ния;

3) в алфавите предметов и понятий, составляющих содержа­ние книги. Отсюда и названия каталогов: алфавитный, систематиче­ский и предметный.

При организации описаний в алфавитном каталоге совершенно не принимается во внимание содержание книг, и поэтому книги самой разнообразной тематики оказываются в нем рядом.



Рисунок 1 – Ящик алфавитного каталога. Ящик систематического каталога


По алфавитному каталогу, если читателю известны автор и за­главие произведения, можно установить: есть ли в библиотеке кон­кретная книга и узнать, какие произведения того или иного автора имеются в библиотеке.

Систематический каталог группирует описания книг по содержа­нию сначала по отраслям знаний, а в пределах отрасли описания выстраиваются в логический ряд в порядке соподчиненности от общих понятий к более частным, например:

Естественные науки

Физико-математические науки

Математика

Элементарная математика

Теория чисел

Арифметика

Систематический каталог отвечает на вопросы о том, какие кни­ги по той или иной отрасли знания, проблеме, теме есть в библио­теке.

В предметном каталоге, как и в систематическом, за основу берется содержание книги, но, в отличие от систематического, груп­пировка материала производится в нем по узким вопросам (предме­там) вне зависимости от того, с какой точки зрения этот предмет рассматривается. Так, например, в систематическом каталоге кни­ги по географии могут быть отражены в нескольких разделах: под­разделе «география»; «зоология», если это география животных; «ботаника», когда речь идет о распространении растений на земле; «сельское хозяйство» — география почв, и в других отраслях зна­ния. В предметном каталоге произведения печати по этим вопросам соберутся под предметной рубрикой «География». Описания распо­ложены в нем по алфавиту предметов, а своим построением пред­метный каталог напоминает энциклопедический словарь.

Стиль

Стирка домашняя

Столбняк

Столярные работы

Стоматология

Страноведение

Стратегия

Предметный каталог очень важен для справочных целей, так как отвечает на вопрос, какие книги есть в библиотеке по опреде­ленному, часто узкому предмету.

Он находит применение (наряду с другими видами каталогов) главным образом в специальных библиотеках, тогда как алфавит­ный и систематический каталоги должны быть в каждой библио­теке.














Рисунок 2 – Ящик предметного каталога


Существуют также каталоги филиалов и отделов библиотек. На карточках, кото­рые включены в центральный каталог, есть пометки — сиглы, сообщающие библиотекарям и читателям, какой именно отдел или филиал имеет нужное из­дание.

По назначению каталоги можно разделить на читательские и служебные.

В одном и том же каталоге могут сочетаться разные при­знаки: учетный каталог – не только каталог специального назначения, но и центральный, служебный и алфавитный.

Кроме каталогов библиотеки составляют систематические картотеки статей, где описания группируются так же, как и в систематическом каталоге, и тематические картотеки по актуальным вопросам.

Каждая библиотека должна иметь все перечисленные виды каталогов. Чем больше библиотека, чем сложнее состав ее фондов, тем разнообразнее виды каталогов. Но ни одна библиотека не может обойтись единственным каталогом, пото­му что один каталог не может дать ответ на все запросы читателей. Следовательно, каждая библиотека, как бы малочисленны ни была ее фонды, должна иметь несколько каталогов, которые в совокуп­ности раскрывали бы фонд с разных точек зрения и позволяли удовлетворять запросы читателей с наибольшей полнотой и быст­ротой.

В библиотеках должна быть продуманная систе­ма каталогов, при которой каждый из них в отдельности и все вместе помогали бы читателям в выборе литературы по всем инте­ресующим их вопросам, способствовали пропаганде лучших книг, повышали качество обслуживания читателей, экономили время на разыскание книг.

Алфавитные каталоги занимают значительное место в справочно-информационном обслуживании читателей.

Карточки в алфавитном каталоге расставляют в порядке строгого алфавита начальных слов описания, поэтому он дает точный ответ на такие основные вопросы:

1) есть ли в библиотеке конкретная, заранее известная читателю книга;

2) какие книги того или иного автора имеются в библиотеке.

Вместе с тем, разыскивая по каталогу книгу, можно узнать, какими изданиями она представлена в фонде (если на карточках сделаны соответствующие записи), познакомиться с теми произведениями автора, которые ранее не были известны, потому что только в алфавитном каталоге все описания произведений одного автора собраны вместе в независимости от их содержания. Алфавитный каталог также может помочь читателям в тех случаях, когда знают фамилию не первого, а второго или третьего автора книги, дать информацию о редакторах, переводчиках, иллюстраторах, исполнителях.

Только алфавитный каталог может раскрыть фонд по авторскому признаку.

Шифры, указанные на лицевой стороне карточек, связывают каталог с фондом и помогают читателям и библиотекарям найти книгу на полке.

Алфавитный каталог является основой справочного аппарата библиотеки не только поточу, что он отвечает на указанные запросы читателей по ЦБС в целом, ЦБ и в филиале, но и потому, что он необходим библиотекарям для внутренней работы. Служебные библиотечные пометки связывают всю систему каталогов библиотеки. Они дают сведения о наличии добавочных и аналитических описаний в картотеках библиотеки. Полный индекс указывает место карточек на эту же книгу в систематическом каталоге, предметная рубрика – в предметном. Алфавитный каталог осведомляет о количестве экземпляров данного издания.

Обрабатывая новые поступления, библиотекарю необходимо сверять вновь поступившие книги с алфавитным каталогом для того, чтобы установить, были ли в библиотеке предыдущие издания или не является ли книга дублетом ранее поступившей. В первом случае такая сверка поможет предотвратить ошибку при систематизации книги, а во втором – избавить библиотекаря от необходимости писать на нее карточку. Достаточно будет включить сведения о поступлении в уже имеющуюся карточку.

Не меньшее значение имеет алфавитный каталог и при докомплектовании фонда. Сведения о количестве имеющихся в библиотеке экземпляров подскажут библиотекарю, сколько книг нужно докупить, для какого структурного подразделения, а само описание поможет уточнить данные о намеченном к приобретению издании.

Сведения о количестве имеющихся в библиотеке книг и их местонахождении необходимы при исключении литературы из фондов библиотеки, т.к. библиотекарю в этом случае нужно изъять все экземпляры книги из отделов и филиалов.

Алфавитный каталог используют в справочно-библиографической работе для справок, связанных с разысканием определенных книг составления памяток и обзоров произведений определенного автора и другим вопросам.

Алфавитный каталог в некоторых случаях помогает подготовить массовые мероприятия, посвященные, например, творчеству писателя или поэта.

Алфавитный каталог включает:

1 Основные описания

1.1 Под заголовком:

         а) книги 1,2,3 авторов (составителей);

         б) под коллективным автором.


1.2 Под заглавие:

         а) книги 4,5 и более авторов;

         б) книги, изданные без указания авторов;

         в) сборники с общим заглавием;

         г) книги, имеющие составителей, но описываемые под заглавием;

         д) конституции, законы, кодексы и сборники законов.

2 Вспомогательные описания

2.1 Добавочные:

         а) подзаголовком – на соавторов, редакторов, художников-иллюстра-торов, на коллективного автора и др.;

         б) назаглавие:

                   – при описании книг, имеющих авторов (составителей);

                   – при описании официальных изданий – на характерное название.

2.2 Аналитические.

3 Вспомогательные карточки

3.1 Справочные – на типовое заглавие при описании официальных изданий;

3.2 Ссылочные – от неупотребляемого заголовка описания к принятому в каталоге.

Правильное оформление каталога создает условия для пропаганды литературы, актуальной и ценной в научном и художественном отношении, а также  облегчает читателю ориентировку в каталоге. От оформления каталога в значительной степени зависит эффективность его использования. Разделители и надписи на каталожных ящиках, с помощью которых оформляется каталог, вместе с продуманной расстановкой карточек обеспечивают доступность каталога, быстроту и простоту разыскания нужного материала.

В алфавитном каталоге применяются несколько видов разделителей: буквенные, слоговые, словарные и именные. Удобнее для буквенных разделителей использовать разделительные карточки с небольшим выступом посередине, для слоговых и словарных, – с выступами слева и справа, а для именных – с широким выступом посередине.

Словарным разделителем можно выделять не только слова, но и распространенные фамилии, а также заглавия отдельных произведений.

Целесообразно придерживаться единой формы разделителей в каталоге.

Разделители для каталога должны быть хорошо оформлены. Надписи на них следует делать библиотечным подчерком. Еще лучше, если текст будет напечатан.

Учитывая, что читатели часто не запоминают фамилии авторов и спрашивают книгу, называя только ее заглавие, к алфавитному каталогу целесообразно иметь указатель заглавий произведений художественной литературы. Он состоит из вспомогательных карточек, в которых указано заглавие произведения и фамилия его автора. Карточки в каталоге расставляют в порядке алфавита заглавий книг.

Систематический каталог играет важную роль в работе библиотеки. Построенный на основе «Таблиц», он раскрывает фонд по содержанию и отвечает на наиболее часто возникающий у читателей вопрос: какие книги есть в библиотеке по той или иной отрасли знания, по тому или иному вопросу?

Карточки в систематическом каталоге так же, как и книги на тюрках, расставляются по отраслям знания. Однако это вовсе не означает, что в библиотеках, где существует открытый доступ чита­телей к книжным фондам, роль систематического каталога умень­шается. Этого не происходит:

1) потому, что издания мно­гостороннего содержания стоят в фонде, за очень редкими исклю­чениями, только в одном отделе, тогда как в систематическом ката­логе они могут быть показаны в разных отраслях знания;

2) потому, что значительная часть фонда находится не на полках, а на руках у читателей;

3) дробность делений на полках и в каталогах неодинакова. Систематический каталог представляет читателю фонды в значительно более узких аспектах.

Особенно возрастает роль каталога в условиях централизации библиотек, так как центральный систематический каталог раскры­вает по содержанию единый, обширный фонд всех структурных под­разделений объединенной библиотеки, показывая круг изданий, которых нет в данном подразделении, но которым может восполь­зоваться читатель.

Значение систематического каталога в массовых библиотеках определяется тем, что он ориентирует читателя в истинном соотношении явлений, предметов, понятий, составляющих содержание книг, правильно и научно обоснованно группирует материал.

Систематический каталог является важным источником поиска читателями необходимых им книг. Он ненавязчиво рекомендует книги читателям, являясь в какой-то мере средством руководства чтением.

Просматривая в каталоге раздел или отрасль знания, которые его интересуют, читатель имеет возможность (особенно, если кар­точки аннотированы) выбирать наиболее интересные с разных то­чек зрения книги: новую литературу, если он достаточно знаком с темой, или популярные книги, когда только начинает интересо­ваться тем или иным вопросом.

Систематический каталог, если он правильно орга­низован, может показать читателям, особенно занимающимся самообразованием, новые проблемы, темы, смежные отрасли зна­ния. Читателю, который интересуется эстетикой быта, каталог с помощью ссылки на разделителе подскажет, что дополнительно к этому вопросу можно прочитать книги по декоративно-прикладно­му искусству.

Справки по тематическим запросам читателей выдаются, преж­де всего, исходя из фактически имеющегося фонда по всем отрас­лям знания не только в центральной библиотеке, но и ее филиалах, что дает основание считать каталог той базой, на основе которой осуществляется справочно-библиографическое обслуживание чита­телей и разыскание изданий, с помощью работника библиотеки (или самим читателем).

Таким образом, систематический каталог можно считать источ­ником информации о книгах, имеющихся в библиотеке.

Систематический каталог оказывает большую помощь библиотекарям во внутренней работе. По каталогу работники библиотек ведут целенаправленное постоянное изучение книжного фонда, вы­ясняют, в какой мере его состав соответствует задачам библиотеки и запросам читателей, как укомплектованы сама центральная биб­лиотека и ее филиалы по различным отраслям знания, учитывают пробелы, устанавливают где и какие из них нужно ликвидировать в первую очередь, в каком направлении вести пополнение библио­теки новой литературой, т. е. каталог помогает в комплектовании и докомплектовании книжного фонда.

Значением систематического каталога и обусловлены требова­ния, которые предъявляются к его содержанию и оформлению: идейная направленность и научная объективность в оценке и отбо­ре материала и информации о книгах, соответствие уровню совре­менного состояния науки.

Выполнение этих требований последовательно осуществляется:

1) в отборе рубрик;

2) в построении (структуре) каталога;

3) в его оформлении;

4) в наполнении рубрик;

5) в расстановке карточек за разделителями.

Оформлять каталог лучше разделителями одного цвета, исполь­зуя другие цвета или оттенки для определенных ступеней деления в тех случаях, когда недостает разнообразия форм.

На выступе разделителя пишут рубрику: индекс и название де­ления. Если название не помещается на одной строке, его переносят на следующую, оставляя индекс свободным.

При оформлении разделителей большое значение имеет правильная четкая терминология, ее соответствие общепри­нятым научным формулировкам. Поэтому надо следить за всеми изменениями, которые печатаются в методических карточках, и своевременно вносить их в каталог.

Если перечень не умещается на одном разделителе, его продол­жают писать на следующем (втором, третьем и т. д.), срезав выступы.

На обороте второй и последующих карточек разделителя пишут индекс, указанный на первой карточке, с тем, чтобы знать, продол­жением чего они являются.

Отсылать читателя нужно к реально существующим делениям каталога.

Отсылки и ссылки размещают в правой части разделителя: сначала отсылки в порядке следования отделов, а затем в том же по­рядке ссылки.

Может случиться так, что на разделителе будут указаны основ­ные деления, отсылки и ссылки или дан только перечень основных делений или, наоборот, только отсылки и ссылки. В последних случаях место, предназначенное для тех или иных записей, следует оставлять свободными.

Сокращения слов (кроме «см.» и «см. также») на разделителях не допускаются.


6 Проверь себя: вопросы для обсуждения


6.1 Дать определение понятию «каталог».

6.2 Дать определение понятию «библиотечные каталоги».

6.3 Раскрыть сущность библиотечных каталогов.

6.4 Дать определение понятию «алфавитный каталог».

6.5 Раскрыть сущность алфавитного каталога.

6.6 Дать определение понятию «систематический каталог».

6.7 Раскрыть сущность систематического каталога.

6.8 Раскрыть сущность предметного каталога.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.