Статья «Деятельность библиотек по обучению детей пользованию библиотекой: обзор литературы»

2
0
Материал опубликован 25 February 2018 в группе

Деятельность библиотек по обучению детей пользованию библиотекой: обзор литературы

В последнее несколько лет активные методы обучения занимают большое место в развивающей и просветительской деятельности библиотек. Почти повсеместно внедряются принципы игр для активного отдыха, заимствуются готовые сценарии телевизионных игр [4].

Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник [1]. 

В профессиональных библиотечных изданиях достаточно часто обсуждается вопрос о необходимости библиотечных уроков.

Задача библиотекарей научить учащихся ориентироваться в мире информации, чтобы уже в старших классах, посещая крупные массовые библиотеки, они могли свободно и быстро находить нужное. Для этого необходимо вести работу планомерно и регулярно, а не от случая к случаю [8].

Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются: - индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой; - групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования; - экскурсии по библиотеке; - проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет; - библиотечные уроки по обучению методике оформления списков использованной литературы; - игровые мероприятия, такие как «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина»)— это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д. В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации и т. д.

В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации и т. д. При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения: - знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней; - умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно- поисковый аппарат информационных изданий и т. п.); - знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики; - знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.); - умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.); - умения бережно обращаться с произведениями печати. Важность работы по формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения была осознана библиотеками различных типов - от детских и школьных до универсальных научных. В соответствии с профилем библиотек она была ориентирована на различные социальные группы общества: дети, юношество, специалисты [5].

При обучении детей пользованию библиотекой нужно больше проводить различные мероприятия в библиотеке, пропагандировать библиотечно-библиографические знания. Основными формами массовой пропаганды являются: плакаты, выставки, дни библиографии, библиографические консультации, экскурсии, лекции, разнообразные игры, познавательные уроки. Для школьного возраста предпочтительны такие формы пропаганды как выставки, экскурсии по библиотекам, познавательные уроки [8].

Второй аспект понятия "урок", согласно концепции М.И. Махмутова, можно сформулировать следующим образом: "Урок - это динамичная и вариативная форма организация процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание , формы и методы и средства обучения и систематически применяемая (В одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения".

Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одномслучае, состоит в условии нового, целостного содержания, в другом - в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания. В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во-вторых, лишь частично отразить целостный процесс обучения. Это говорит о том, что особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системы учебного процесса и вопросы о том, нужен ли оргмомент и в чем он состоит, всегда ли нужен опрос, обязательно ли домашнее задание, как лучше организовать коллективную или групповую работу, как учесть индивидуальные особенности учащихся, как взять урок с предыдущими и последующими уроками и другие, которые с позиции рассмотрения процесса обучения не являются существенными. Они имеют значение только при решении задач оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах уроков. Таким образом, урок многогранен и многопланов [6].

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.

Игровой метод относят к активным методам обучения. В настоящее время они применяются под разными названиями: обучающие игры, педагогические игры, дидактические игры, предметно-методические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами театрализации, игры драматизации. В зависимости от области применения и решаемых практически конкретных задач той и другой сфере игровой метод модифицируется в содержании, форме, техники проведения и в названии.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в школе.

Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к обучению, так как в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть [7].

Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций [7].

Например, С. Плюснина, заведующая школьной библиотекой г. Заринска Алтайского края, считает, что помимо привычных уроков, для читателей необходимы и игровые уроки, которые в вышеуказанной библиотеке реализуются в виде игр-соревнований, информин, конкурсов. Такие уроки хорошо закрепляют практические навыки.

Н. Курн предлагает в качестве творческих занятий для детей средних классов проведение конкурсов на лучшие самодельные журналы и в виде детского творчества оформление какого-либо элемента книги в качестве ее рекламы (на любимую книгу) [5].

Е.В. Евладовой, заведующей лабораторией дополнительного образования Института общего образования РФ, разработана программа дополнительного образования в школе, которая предусматривает встречи с интересными людьми, мастер-классы, творческие лаборатории, проводимые квалифицированными специалистами министерства образования по различным художественным направлениям [3].

В Центральной городской библиотеке г. Новоуральска Свердловского области игровые уроки проводятся по программе, включающей библиографические практикумы, конкурсы, литературные игры, творческие домашние задания, дискуссии с представителями администрации города («Я люблю свой город»), создание устных журналов, круглые столы («Как хорошо уметь читать»). Итогом проведения занятий по программе обучения детей пользованию библиотекой является выпускной вечер.

Л.В. Гостяева, учитель истории, разработала урок-игру «Лошадиные истории». К сожалению, в сценарии урока можно выделить недостатки: нет вступительного слова, пояснения – для чего, для кого необходим данный урок и т.д. [9].

На сайте «инфонаука» также представлен сценарий урока-квеста «В поисках сокровищ», где также не определено целевое назначение [10].

И только Т.В. Мякинькина, заведующая одной из школьных библиотек г. Пенза, представила сценарий, где подробно описаны: цели урока, ход урока, конкурсные задания, список использованной литературой, а также содержит тест, который закрепляет теоретические знания, полученные на уроке.

Томская областная детско-юношеская библиотека разработала обучающую программу для школьников и студентов «В библиотеку – за информационной культурой», которая ставит своей целью воспитание информационной культуры учащихся и студентов, обучение доступу к информации, формирование навыков работы с информацией и помощь в применении этих умений на практике. 
Программа состоит из 3-х циклов, каждый из которых включает систему занятий, построенных с учетом возрастных особенностей учащихся, и рассчитана на последовательном (от класса к классу) формировании знаний и умений пользования книгой, библиотекой, другими информационными ресурсами и технологиями.

Предлагаем библиотекарям учебных заведений включить наши занятия в свой план работы по проведению уроков по информационной культуре. Программа носит открытый и примерный характер, и библиотекари готовы с учетом пожеланий корректировать темы предложенных занятий.

Учебная программа для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, разработанная профессором Гендиной Н. И., доцентом Стародубовой Г.А., ст. преподавателем Уленко Ю. В. рассчитана на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-е классы. Специфика организации обучения основам информационной культуры в 6-м классе определяется возрастными особенностями учащихся — младших подростков. Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» — дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации. 3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.). Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела: Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела — сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества. Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела — формирование навыков информационного самообслуживания учащихся в условиях как традиционной библиотеки, так и Интернета. Освоение данного раздела предполагает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, факто - графическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является понимание библиотеки как информационно-поисковой системы, знание технологии информационного поиска. Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников ин- формации. Цель — обучение основным видам аналитико-синтетической переработки информации: составлению библиографического описания и аннотированию. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств тек- ста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности учащихся. Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. Цель — овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), требующихся в ходе учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, изложений, отзывов, биографий. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт. Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса пред- полагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Особенностью программа «Основы информационной культуры личности» разработанной Центральной городской детской библиотекой им. А.С. Пушкина совместно с Санкт-Петербургской академией культуры и Международной школой Герценского университета является развитие информационной младших подростков культуры личности.

Н.И. Гендина также разработала программу «Основы информационной культуры» для учащихся старших классов, которая состоит из 5 разделов и решает одну из самых главных задач – освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

Обучать школьников нужно так, чтобы им было интересно учится и всегда хотелось прийти в библиотеку.

Литература

Активные формы обучения: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/102409/

Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников // Школьная библиотека. 2005. №6. С.45.

Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и ополнительного образования в школе // Внешкольник. 1999. № 9. С. 24-26.

Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования. СПб.:Профессия, 2002. 96с.

Крун Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Школьная библиотека. 2001. № 8. С. 20-21.

Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии. 2010. № 4. С.23.

Травин Е. Да здравствует игра! // Звездный опыт, педтехнология. 2012. №1. С.25.

Чеснокова Т., Попова Е. Библиотечные уроки: из опыта проведения // Школьная библиотека. 2012. №8. С.24.

http://festival.1september.ru/articles/582524/

https://infourok.ru/literaturniy-kvest-dlya-uchaschihsya-ih-klassov-v-poiskah-sokrovisch-1933652.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.