Методические рекомендации «Работа со слабоуспевающими»

2
0
Материал опубликован 24 April 2022

 

Ахмадуллина Г.К., учитель математики МОАУ СОШ №3 с.Бураево

 

 

Работа со слабоуспевающими обучающимися

на уроках математики. Применение ИКТ.

 

В последние годы психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В каждой школе района, в том числе и в нашей, слабоуспевающих в любом классе предостаточно. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсивности обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить? Чему учить? Как учить?

 

Кого учить? Существует три типа слабоуспевающих:

 

СЛАБЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению (не могу, но хочу). Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, что способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности. Школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

 

НЕУСТОЙЧИВЫЕ: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению (могу, но не хочу). Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.

 

СЛОЖНЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. (Не могу и не хочу). Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

 

КОМУ КАКАЯ ПОМОЩЬ НУЖНА?

 

СЛАБЫЕ. Основная помощь учащимся, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил.

Главное в работе с ними – учить учиться. А именно:

Алгоритмизация деятельности.

Отработка вычислительных навыков.

Многократное проговаривание и закрепление материала урока.

Использование опорных сигналов, рисунков, таблиц, схем, планов.

Рациональное распределение учебного материала (трудное – сначала!).

У многих слабоуспевающих учеников этого типа существуют проблемы с запоминанием. Работа с «разрезными» теоремами способствует развитию зрительной памяти ребенка, она может быть организована и в классе и дома.

Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки».

Например, избегать ошибок при раскрытии скобок (6 класс) помогает опорный конспект, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» - с буквы «м».

 

НЕУСТОЙЧИВЫЕ. Причиной плохой успеваемости учащихся второго типа является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. Как увлечь ребят познанием нового? Задача педагога в этом случае:

Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний.

Развивать ответственность.

Поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Для того чтобы повысить их познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

Создание проблемных ситуаций.

Использование исследовательского подхода.

Связь учебной информации с жизненным опытом ученика.

Организация сотрудничества, использование командных форм работы, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп.

Позитивное эмоциональное подкрепление.

 

Основные методические приемы создания проблемной ситуации:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ФАКТОВ, ИХ АНАЛИЗ С ЦЕЛЬЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ.

Наибольший общий делитель. 6 класс. Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО, ПРИКЛАДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА.

Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.

Индийский математик Брамагупта, живший в 7 веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как «имущества», отрицательные числа – как «долги». Правила: «сумма двух имуществ – имущество»: (+х)+(+х)=(+х). «сумма двух долгов – есть долг»: (-х)+(-х)=(-х).

 

СЛОЖНЫЕ. Как ни грустно, но именно таких учащихся с каждым годом становится все больше. Причем с ними работать труднее всего. Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».

Эти учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения. Кроме этого:

нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

дети, в основном, из асоциальных семей

отсутствует адекватная самооценка со стороны учащихся

частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

 

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

Низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и т. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

отвлекаемостью;

подвижностью;

неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

со сверстниками;

учителями;

отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

в поддержке

показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

В работе со слабоуспевающими учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

 

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

При закреплении.

При проверке домашнего задания.

При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

Индивидуальные дифференцированные задания.

Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Для проведения текущего контроля, для подготовки к контрольной работе, к ВПР , ОГЭ и ЕГЭ даю задания на сайтах «Решу ВПР», «Решу ОГЭ» и «Решу ЕГЭ». На данном сайте, как известно, можно самому составлять вариант. Также активно работаем в «Я-классе!».

В своей работе главное, считаю, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

слабому – овладеть и выполнить посильный объем работы.

Решению этих и других проблем может служить организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

 

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Поэтому в каждом классе учащихся разбиваю на пары: сильный и слабый ученик. Задача сильного ученика – подтянуть слабого ученика по определенным темам, «залатать дыры в знаниях и умениях». Это они могут сделать и во время урока, для этого сажаю их вместе, но, в основном, занимаются во внеурочное время, после уроков. Если сильный ученик выполняет поставленную задачу, то получает оценку «отлично».

Также часто использую групповую форму работы. Для этого класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для:

понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

 

. Для актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся эффективно использование метода проектов. Что так необходимо в работе со слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках, особенно на уроках геометрии.

Как часто мы слышим вопрос: «Зачем мы это изучаем?» Ответьте на него, предложив поработать над проектом ученику.

 

И в заключении, математические пожелания всем нам :

Молодость души вашей оставить величиной постоянной, аналогично числам е, пи,

Объем знаний возвести в 3-ю (п-ю) степень.

Пусть ваши возможности будут равновелики вашим желаниям.

Вашу трудную работу умножить на хорошее настроение, на крепкое здоровье и на счастье из сотен трудовых слагаемых.

Перефразируя Л. Толстого, можно сказать, что учитель подобен дроби, числитель - это хорошее, что о нем говорят и думают ученики, а знаменатель - это то, что думает о себе сам. Известное правило - чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и жизни. Желаю вам быть целыми числами.

Смотрите на мир через призму доброты и гуманности

Миллион вам надежд на лучшее.

И если уж придет грусть, то пусть она имеет предел, а беспредельной будет радость от работы и от жизни в целом.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.