Радиоактивность, ядерная физика. Ученые

Пояснительная записка
Автор: Касьянова Т.М.
Название: рабочий лист к разделу квантовая физика
Предмет: физика
Аудитория: 9-11кл
Тип урока: изучение нового материала
Тема: радиоактивность, ядерная физика. Ученые
Цель: знакомство с учеными и их открытиями ученых, совершивший физические открытия, приборах для регистрации частиц.
Развитие интереса к теме, развитие логического мышления, умения быстрого реагирования на ситуацию, умение находить ответы на нестандартные вопросы
Планируемые результаты:
Уметь:
- анализировать изображения;
- уметь характеризовать ученых и их открытия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы, строить устные высказывания;
- работать с информацией в нестандартной форме
Тип задания: индивидуальное, групповое
Время выполнения: 15-20 минут
Способ проверки: фронтальный опрос класса
Описание
Карточки содержат портреты ученых и их открытия, изобретения. Используя функцию поиска по картинке на гаджете с доступом в интернет, учащиеся дополняют карточки.
После того как заполнили, каждый выступает, рассказывает по своей карточке. Остальные учащиеся и учитель могут дополнить информацию.
Работа может быть организована в группах так и индивидуально.
Использованная литература:
все изображения взяты с свободного доступа сети интернет. А так же использована свободная энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org
Тема: радиоактивность, ядерная физика. Ученые
физика
Фамилия Имя ____________________ Класс ______ Дата ___________
Дополните информацию про ученых и их открытия. Используйте мобильные технологии «Поиск по картинке»
ФИО (годы жизни) | Фотокарточка | Открытие, изобретение | Интересный факт |
Говорят, не любил носить носки. | |||
(1839-1896) | |||
Он получил закон распределения энергии в спектре абсолютно чёрного тела и обосновал этот закон, введя представление о квантах энергии и кванте действия. Это достижение положило начало развитию квантовой физики |
Фамилия Имя ____________________ Класс ______ Дата ___________
физика
Тема: радиоактивность, ядерная физика. Ученые
ФИО (годы жизни) | Фотокарточка | Открытие, изобретение | Интересный факт |
12 учеников стали лауреатами Нобелевской премии по физике и химии. | |||
— первый русский учёный, получивший докторскую степень в Кембридже. |
Дополните информацию про ученых и их открытия. Используйте мобильные технологии «Поиск по картинке»
физика
Фамилия Имя ____________________ Класс ______ Дата ___________
Тема: радиоактивность, ядерная физика. Ученые
Дополните информацию про ученых и их открытия. Используйте мобильные технологии «Поиск по картинке»
ФИО (годы жизни) | Фотокарточка | Открытие, изобретение. | Интересный факт |
В 1896 году случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. | |||
) | С мужем была общая страсть к велосипедным прогулкам | ||
Открытие |
физика
Фамилия Имя ____________________ Класс ______ Дата ___________
Тема: радиоактивность, ядерная физика. Ученые
ФИО (годы жизни) | Фотокарточка | Открытие, изобретение. | Интересный факт |
_______________— один из первых в истории приборов для регистрации следов (треков) заряженных частиц. | Во время своего обучения он посещал преимущественно биологические курсы, так как собирался стать врачом. | ||
газоразрядный прибор для автоматического подсчёта числа попавших в него ионизирующих частиц. | |||
Иностранные учёные трижды выдвигали на Нобелевскую премию по химии (в 1905, 1906 и 1907 годах) за открытие периодического закона, чего российские коллеги не делали никогда. |
Дополните информацию про ученых и их открытия. Используйте мобильные технологии «Поиск по картинке»
физика
Тема: радиоактивность, ядерная физика. Ученые
Фамилия Имя ____________________ Класс ______ Дата ___________
Дополните информацию про ученых и их открытия. Используйте мобильные технологии «Поиск по картинке»
ФИО (годы жизни) | Фотокарточка | Открытие, изобретение. | Интересный факт |
Для своего обучения выбрал Манчестерский университет Виктории, в который он поступил в 1908 году. Он собирался заниматься математикой, но по ошибке был зачислен на физику. | |||
первооткрыватель протонно-нейтронной модели ядра (1932). | |||
Мальчик проявил склонность и к музыке, он прекрасно играл на пианино. |
Ответы. Возможный вариант заполнения таблицы
ФИО (годы жизни) | Фотокарточка | Открытие, изобретение | Интересный факт |
Альберт Эйнштейн (1879-1955) | в 1901 году опубликовал свою первую статью «Следствия теории капиллярности». 1905 год стал так называемым «Годом Чудес». Альберт опубликовал три статьи, которые полностью перевернули весь научный мир. Также в этот период им были сформулированы квантовая теория фотоэффекта и теория броуновского движения — работы, благодаря которым Эйнштейн получил признание как ученый В 1921 году Эйнштейн получил Нобелевскую премию по физике - за заслуги в области теоретической физики и особенно за открытие законов фотоэффекта. | Имеет диплом преподавателя математики и естественных наук. Во время учебы в гимназии Альберт Эйнштейн считался проблемным учеником. | |
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896) | Получил кривую намагничивания железа (1872), систематически исследовал внешний фотоэффект (1888—1890), открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд, критическое состояние и другие явления. Основал физическую лабораторию в Императорском Московском университете. | Столетов был известен тем, что задавал всякие мудрёные вопросы, затем безучастно с каменным лицом глядел на экзаменующегося и безжалостно одного за другим проваливал. Впоследствии был назначен второй экзаменатор, который ставил свою отметку, и среднее пропорциональное двух баллов было действительно. | |
Макс Планк (1858-1947) | Научные труды Планка посвящены термодинамике, теории теплового излучения, квантовой теории, специальной теории относительности, оптике. Он сформулировал второе начало термодинамики в виде принципа возрастания энтропии и использовал его для решения различных задач физической химии. Применив к проблеме равновесного теплового излучения методы электродинамики и термодинамики, Планк получил закон распределения энергии в спектре абсолютно чёрного тела (формула Планка) и обосновал этот закон, введя представление о квантах энергии и кванте действия. Это достижение положило начало развитию квантовой физики, разработкой различных аспектов которой он занимался в последующие годы («вторая теория» Планка, проблема структуры фазового пространства, статистическая механика квантовых систем и так далее). Планк впервые вывел уравнения динамики релятивистской частицы и заложил основы релятивистской термодинамики. | Имя Планка присвоено астероиду (1069 Planckia), открытому Максом Вольфом в 1927 году, а также кратеру на Луне. В 2009 году был запущен космический телескоп «Планк», нацеленный на изучение микроволнового реликтового излучения и решение других научных задач. В 2013 году в честь Макса Планка был назван новый вид организмов Pristionchus maxplancki. | |
Джозеф Джон Томсон (1856-1940) | Наиболее значимыми его исследованиями являются: Явление прохождения электрического тока при малых напряжениях сквозь газ, облучаемый рентгеновским излучением. Исследование «катодных лучей» (электронных пучков), в результате которого было показано, что они имеют корпускулярную природу и состоят из отрицательно заряженных частиц субатомного размера. Эти исследования привели к открытию электрона (1897). Исследование «анодных лучей» (потоков ионизированных атомов и молекул), которое привело к открытию стабильных изотопов на примере изотопов неона: 20Ne и 22Ne (1913), а также послужило толчком к развитию масс-спектрометрии. | ||
Эрнест Резерфорд (1871-1937) | В 1911 году своим знаменитым опытом рассеяния альфа-частиц доказал существование в атомах положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг нег. На основе результатов опыта создал планетарную модель атома. | 12 учеников Резерфорда стали лауреатами Нобелевской премии по физике и химии. Один из наиболее талантливых учеников Генри Мозли, экспериментально показавший физический смысл Периодического закона, погиб в 1915 году на Галлиполи в ходе Дарданелльской операции. В Монреале Резерфорд работал с Ф. Содди, О. Ханом; в Манчестере — с Х. Гейгером (в частности, помог тому разработать счётчик для автоматического подсчёта числа ионизирующих частиц), в Кембридже — с Н. Бором, П. Капицей и многими другими знаменитыми в будущем учёными. | |
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) | Среди самых известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Автор классического труда «Основы химии | Менделеев — первый русский учёный, получивший докторскую степень в Кембридже. Иностранные учёные трижды выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию по химии (в 1905, 1906 и 1907 годах) за открытие периодического закона, чего российские коллеги Менделеева не делали никогда. | |
Анри Беккерель (1852-1908) | В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. | В апреле 1902 года для публичной лекции ему понадобилось радиоактивное вещество, он взял его у супругов Кюри и положил пробирку с ним в жилетный карман. Прочтя лекцию, он вернул пробирку с хлоридом радия (RaCl2) владельцам, а на следующий день обнаружил на теле под жилетным карманом покраснение кожи в форме пробирки, на месте которого позже образовалась язва. Беккерель рассказал об этом Пьеру Кюри, и тот поставил на себе опыт: в течение десяти часов носил привязанную к предплечью пробирку с радием. Через несколько дней у него тоже появилось покраснение, перешедшее затем в тяжелейшую язву, от которой он страдал в течение двух месяцев. Так впервые было открыто биологическое действие радиоактивности. | |
Мария Склодовская-Кюри (1867-1934) | Мария Склодовская-Кюри известна как первый ученый, которому удалось получить две Нобелевские премии. Первой награды она удостоилась в 1903 году, когда она и ее муж Пьер Кюри были отмечены премией по физике за исследования в области радиации. Затем, в 1911 году, она получила Нобелевскую премию по химии за открытие радия и полония. | С мужем Пьером Кюри была общая страсть к велосипедным прогулкам. Будучи даже беременной продолжала работать с концентрированными растворами полония и радия и регулярно получала дозы радиации, опасные для любого человека, а не только для женщины в положении | |
Пьер Кюри (1859-1906) | Открытие пьезоэлектрического эффекта Открытие полония Открытие радия | В дождливый день 19 апреля 1906 года Пьер Кюри трагически погиб, когда, переходя улицу в Париже, поскользнулся и попал под конный экипаж. Колесо телеги раздавило ему голову, смерть наступила мгновенно. | |
Джеймс Чедвик (1891-1974) | английский физик, известный за открытие нейтрона и фотоядерной реакции, член Лондонского королевского общества (1927), лауреат Нобелевской премии по физике за 1935 год. Медаль Фарадея (1950). | Для своего обучения Чедвик выбрал Манчестерский университет Виктории, в который он поступил в 1908 году. Он собирался заниматься математикой, но по ошибке был зачислен на физика. Также, как и многие студенты, он жил дома и тратил много времени на дорогу до университета и обратно каждый день. В конце первого года обучения он был награждён стипендией «Heginbottom Scholarship» для изучения физики. | |
Дмитрий Дмитриевич Иваненко (1904-1994) | советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ (1943). Лауреат Сталинской премии, первооткрыватель протонно-нейтронной модели ядра (1932). | Рассказывал, как однажды читал Гёте наперегонки с одним немецким профессором — кто больше знает — и победил | |
Вернер Гейзенберг (1901-1976) | он заложил основы матричной механики, сформулировал соотношение неопределённостей, применил формализм квантовой механики к проблемам ферромагнетизма, аномального эффекта Зеемана и прочим. В дальнейшем активно участвовал в развитии квантовой электродинамики (теория Гейзенберга — Паули) и квантовой теории поля (теория S-матрицы), в последние десятилетия жизни предпринимал попытки создания единой теории поля. Гейзенбергу принадлежит одна из первых квантовомеханических теорий ядерных сил; во время Второй мировой войны он был ведущим теоретиком немецкого ядерного проекта. | Мальчик проявил склонность и к музыке, он прекрасно играл на пианино. | |
Чарльз Вильсон (1869-1959) | Камера Вильсона — один из первых в истории приборов для регистрации следов (треков) заряженных частиц. | В 1882 г. он переходит в колледж Сидни Сассекса в Кембридже, в котором он получил диплом в 1892 г. Во время своего обучения он посещал преимущественно биологические курсы, так как собирался стать врачом. В Кембридже он стал интересоваться физическими и химическими вопросами. На его решение отойти от медицины мог повлиять Балфурт Стюарт — профессор физики в колледже Оуэна. | |
Ханс Гейгер (1882 -1945) | счётчик Гейгера - газоразрядный прибор для автоматического подсчёта числа попавших в него ионизирующих частиц. | первым создал детектор альфа-частиц и других ионизирующих излучений. Изобрёл в 1908 году счётчик Гейгера. Данное открытие привело к созданию ядерной модели атома, которую разрабатывал в дальнейшем Э. Резерфорд. |
Валентин Фёдорович