12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коган Оксана Андреевна35

Разработка урока по физике в 9 классе по теме:

«Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: продолжить изучение явления радиоактивности; изучить радиоактивные превращения.

Задачи:
образовательная - ознакомление учащихся с правилом смещения; расширение представлений учащихся о физической картине мира; 

развивающая – отработать навыки физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов; продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами; продолжить развитие навыков работы: выделении главного, изложение материала, развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления.

воспитательная – способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.

Структура урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

I. Организационный этап.

Приветствие. Сообщение темы.

 

Проверка готовности к уроку

II. Актуализация знаний. Мотивационный этап

Показ слайдов, опрос учащихся (прил. 1)

Отвечают на вопросы

III. Постановка цели и задач урока

Учитель озвучивает цели и задачи.

Цели: продолжить изучение явления радиоактивности; изучить радиоактивные превращения.

Задачи: познакомиться с явлением радиоактивности; изучить радиоактивные превращения.

Создают условия для успешной учебной деятельности.

IV. Основной этап

Выполняется проектная задача на уроке: заполнить раздаточный материал (прил. 2), используя различные источники информации. Работа попарно и индивидуально.

План работы:

1. Просмотреть видеоролик 2 минуты 22 секунды и заполнить пропуски в раздаточном материале (прил. 2) [ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=SEZioYIGUF4];

2. Прочитать текст (прил. 3) и выполнить задания, [ссылка на информацию http://class-fizika.ru/at9.html];

3. Заполнить пропуски в таблице, используя периодическую систему Менделеева;

4. В процессе объяснения учителя заполнить таблицу (альфа- и бета- распады);

5. Написать уравнения радиоактивных превращений.

6. В процессе выполнения организовывается само- и взаимопроверка.

7. Представление результата выполнения проектной задачи, корректировка другими учащимися и учителем.

В паре и индивидуально выполняют задания.

V. Заключительный этап. Рефлексия

- Ребята, урок подходит к концу, я прошу вас поставить себе оценку на листах.

Подводят итоги своей работы.

Проводят самооценку, рефлексию.

VI. Домашнее задание

§65, 67 (прил. 4)

Написать уравнения радиоактивных превращений

Записывают в дневник

Приложение 1

Презентация содержит два анимационных слайда

Приложение 2

Раздаточный материал

Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер.

Просмотр видео

Радиоактивность – это_______________________________________________________________________________________________.

Ученый ________________________________ вместе с английским радиохимиком Ф. Содди в ______ г. доказал, что радиоактивность сопровождается самопроизвольным превращением одного химического элемента в другой.

 

Название частицы

Заряд

Что из себя представляет

Обозначение

α–частица

     

β-частица

     

γ-частица

     
При радиоактивном распаде претерпевает изменение ____________ атома.

 

Работа с текстом

Массовое число (атомная масса) обозначается буквой ____.

Зарядовое число обозначается буквой ____.

З. Работа с периодической системой Д.И. Менделеева

Химический элемент

Масса ядра в а.е.м. с точностью до целых

Заряд ядра

Количество электронов в ядре

     
   

3

 
     

88

Заполняется в процессе объяснения учителя

Распад

Правило смещения

Выполнение закона сохранения массового и зарядового числа

Запишите реакцию распада в общем виде

Запишите пример распада

Порядковый номер

Атомный вес

Альфа-распад

         

Бета-распад

         

5. Заполните таблицу:

Вид распада

Уравнение радиоактивного превращения

α – распад

– распад

+

β – распад

– распад

+

– распад

  +

6. Выполните задания:

Ядро какого химического элемента является продуктом одного альфа-распада и двух бета-распадов ядра данного элемента?


 


 

Из какого ядра получилось ядро висмута после одного альфа-распада и одного бета-распада.


 

Приложение 3

Работа с текстом

СТРОЕНИЕ ЯДРА АТОМА

В 1932г. после открытия  протона и нейтрона учеными Д.Д. Иваненко (СССР) и В. Гейзенберг (Германия) была выдвинута протонно-нейтронная модель ядра атома.
Согласно этой модели:
- ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов
- заряд ядра обусловлен только протонами
- число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента
- число нейтронов равно разности между массовым числом и числом протонов (N=A-Z)
Условное обозначение ядра атома химического элемента:


X – название химического элемента
А – массовое число, которое показывает:
-  массу ядра в целых атомных единицах массы  (а.е.м.) 
(1а.е.м. = 1/12 массы атома углерода)
-  число нуклонов в ядре
- (A = N + Z)  , где N – число нейтронов в ядре атома
Z – зарядовое число, которое показывает:
- заряд ядра в элементарных электрических зарядах (э.э.з.)
( 1э.э.з. = заряду электрона = 1,6 х 10 -19 Кл)
- число протонов
- число электронов в атоме
- порядковый номер в таблице Менделеева

Приложение 4

Домашнее задание

Домашнее задание: §65, 67

Написать уравнения радиоактивных превращений:

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.