Разработка урока по физике в 9 классе «Радиоактивность. Радиоактивные превращения»
 
                                Разработка урока по физике в 9 классе по теме:
«Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели: продолжить изучение явления радиоактивности; изучить радиоактивные превращения.
Задачи:
образовательная - ознакомление учащихся с правилом смещения; расширение представлений учащихся о физической картине мира; 
развивающая – отработать навыки физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов; продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами; продолжить развитие навыков работы: выделении главного, изложение материала, развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления.
воспитательная – способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Структура урока:
| Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | 
| I. Организационный этап. | Приветствие. Сообщение темы. 
 | Проверка готовности к уроку | 
| II. Актуализация знаний. Мотивационный этап | Показ слайдов, опрос учащихся (прил. 1) | Отвечают на вопросы | 
| III. Постановка цели и задач урока | Учитель озвучивает цели и задачи. Цели: продолжить изучение явления радиоактивности; изучить радиоактивные превращения. Задачи: познакомиться с явлением радиоактивности; изучить радиоактивные превращения. | Создают условия для успешной учебной деятельности. | 
| IV. Основной этап | Выполняется проектная задача на уроке: заполнить раздаточный материал (прил. 2), используя различные источники информации. Работа попарно и индивидуально. План работы: 1. Просмотреть видеоролик 2 минуты 22 секунды и заполнить пропуски в раздаточном материале (прил. 2) [ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=SEZioYIGUF4]; 2. Прочитать текст (прил. 3) и выполнить задания, [ссылка на информацию http://class-fizika.ru/at9.html]; 3. Заполнить пропуски в таблице, используя периодическую систему Менделеева; 4. В процессе объяснения учителя заполнить таблицу (альфа- и бета- распады); 5. Написать уравнения радиоактивных превращений. 6. В процессе выполнения организовывается само- и взаимопроверка. 7. Представление результата выполнения проектной задачи, корректировка другими учащимися и учителем. | В паре и индивидуально выполняют задания. | 
| V. Заключительный этап. Рефлексия | - Ребята, урок подходит к концу, я прошу вас поставить себе оценку на листах. | Подводят итоги своей работы. Проводят самооценку, рефлексию. | 
| VI. Домашнее задание | §65, 67 (прил. 4) Написать уравнения радиоактивных превращений | Записывают в дневник | 
Приложение 1
Презентация содержит два анимационных слайда


Приложение 2
Раздаточный материал
Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Просмотр видео
Радиоактивность – это_______________________________________________________________________________________________.
Ученый ________________________________ вместе с английским радиохимиком Ф. Содди в ______ г. доказал, что радиоактивность сопровождается самопроизвольным превращением одного химического элемента в другой.
| Название частицы | Заряд | Что из себя представляет | Обозначение | 
| α–частица | |||
| β-частица | |||
| γ-частица | 
Работа с текстом




Массовое число (атомная масса) обозначается буквой ____.
Зарядовое число обозначается буквой ____.
З. Работа с периодической системой Д.И. Менделеева
| Химический элемент | Масса ядра в а.е.м. с точностью до целых | Заряд ядра | Количество электронов в ядре | 
| 
 | |||
| 3 | |||
| 88 | 
Заполняется в процессе объяснения учителя
| Распад | Правило смещения | Выполнение закона сохранения массового и зарядового числа | Запишите реакцию распада в общем виде | Запишите пример распада | ||||
| Порядковый номер | Атомный вес | |||||||
| Альфа-распад | ||||||||
| Бета-распад | ||||||||
5. Заполните таблицу:
| Вид распада | Уравнение радиоактивного превращения | 
| α – распад | 
 | 
| – распад | 
 | 
| β – распад | 
 | 
| – распад | 
 | 
| – распад | 
 | 
6. Выполните задания:
Ядро какого химического элемента является продуктом одного альфа-распада и двух бета-распадов ядра данного элемента?
 

 
Из какого ядра получилось ядро висмута после одного альфа-распада и одного бета-распада.
 

Приложение 3
Работа с текстом
СТРОЕНИЕ ЯДРА АТОМА
В 1932г. после открытия  протона и нейтрона учеными Д.Д. Иваненко (СССР) и В. Гейзенберг (Германия) была выдвинута протонно-нейтронная модель ядра атома.
Согласно этой модели:
- ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов
- заряд ядра обусловлен только протонами
- число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента
- число нейтронов равно разности между массовым числом и числом протонов (N=A-Z)
Условное обозначение ядра атома химического элемента:

X – название химического элемента
А – массовое число, которое показывает:
-  массу ядра в целых атомных единицах массы  (а.е.м.) 
(1а.е.м. = 1/12 массы атома углерода)
-  число нуклонов в ядре
- (A = N + Z)  , где N – число нейтронов в ядре атома
Z – зарядовое число, которое показывает:
- заряд ядра в элементарных электрических зарядах (э.э.з.)
( 1э.э.з. = заряду электрона = 1,6 х 10 -19 Кл)
- число протонов
- число электронов в атоме
- порядковый номер в таблице Менделеева
Приложение 4
Домашнее задание
Домашнее задание: §65, 67
Написать уравнения радиоактивных превращений:

 
                                    



 +
 + 
 +
 + 
 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                        