Методическая разработка по окружающему миру для 1 класса «Растения — часть живой природы»
«Перспективная начальная школа»
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
«Растения – часть живой природы»
Цели: 1.Научить выделять существенные признаки объектов живой
природы.
2.Познакомить с разнообразным миром растений.
3.Развивать интерес к изучению родной природы.
4.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, рисунки растений-отгадок, карточки «растения», «деревья», «кустарники», «травы», рисунки листья-плоды, листья дерева красного, желтого и зеленого цвета у каждого ученика, рисунок дерева
1. Введение в тему урока
-- О чем говорили на предыдущих уроках? ( О птицах, зверях, насекомых, рыбах.) Это животные.
--Царство животных – это часть какой природы? ( Живой.)
--Сегодня побываем в другом царстве живой природы.
Перед вами карточки с картинками. Под каждой картинкой написано слово, в котором выделена одна буква. Выделенные буквы вы должны вписать в пустые клетки.
Какое слово получилось? ( Растения.) (на доске - карточка «растения»)
--Царство растений очень разнообразно и красиво.
Улыбнись с утра щенку,
И росинке, и цветку.
Пестрой бабочке в лугах,
Солнцу в легких облаках.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою,
Будет мир дружить с тобою.
2. Деление растений на группы
Загадки (читают дети). Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдем гулять – и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летним.
(Ель)
К речке дерево склонилось,
А склонившись, удивилась:
- Как же я красива,
Я – речная… (Ива)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Никак не могу понять я,
Похожи кусты, как братья,
А ягоды у них разные –
Черные, белые, красные.
(Смородина)
Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят,
Сотни маленьких грачат.
(Подсолнух)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы ... (Сирени)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
(Подорожник)
Стоит над водой, трясет бородой.
(Камыш)
Рисунки-отгадки вывешиваются на доске.
- На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники, травы) По каким признакам растения объединили именно в такие группы?
- Давайте выясним, чем похожи и чем отличаются эти группы между собой.
Работа по учебнику стр.20
-Какое дерево видите? (Яблоню)
-Что находится внизу у яблони? (Корни)
-Для чего нужны дереву корни? (Опора, питание)
-Давайте посмотрим, есть ли корни у кустарника. Как называется этот кустарник? (Черная смородина)
-Назовите травянистое растение.( Помидор) И у трав есть корень.
-Что находится выше корня? ( Ствол у дерева, несколько стволов у кустарника и стебель у трав)
-Для чего нужен ствол ,стебель?(По ним поднимаются питательные вещества к листьям)
-Что еще есть у всех растений? (Плоды, в которых находятся семена, и цветы, из которых образуются плоды)
-Для чего нужны семена? (Для размножения растений)
Игра «Найди пару» ( на доске листья и плоды дуба, березы, каштана, сосны, рябины)
Физминутка
3. Растения - часть живой природы
Работа по учебнику стр. 18
-Что делает Маша? (Рыхлит землю) Для чего она это делает?(Чтобы воздух поступал к корням растений) Значит растения дышат.
-Что еще надо делать чтобы растение развивалось?(Поливать)
-Растения дышат, питаются, размножаются, растут, погибают—значит относятся к живой природе.
4. Значение растений
-Представьте, что на Земле исчезли все растения… Что бы произошло?(…)
1) Растения- волшебники. Они вырабатывают кислород, которым мы дышим
2) Растениями питаются многие животные
3) Красота растений
Вывод: без растений все бы погибло.
Поэтому надо бережно относиться к растениям: зря их не срывать, не ломать, не топтать
Многие растения становятся редкими. Они занесены в «Красную книгу». Это книга тревоги, книга предупреждения.
Показ слайдов («Красная книга», редкие растения)
Песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Физминутка
5. Подведение итогов
-В каком царстве побывали? На какие группы делятся все растения?
-Что для себя нового открыли?
-Кого хотели поблагодарить?
-Как вы оцениваете себя на этом уроке (выберите листок нужного цвета:
Красный - вам было интересно, все понятно,
Желтый - вы испытывали трудности,
Зеленый - вам было неуютно)
Украсьте дерево своими листочками.