Методическая разработка урока окружающего мира «Зима-покой природы»
урока окружающего мира
Тема «Времена года. Зима - покой природы».
Алексеенко И. П.
учителя начальных классов
МОКУ «Калиновской основной общеобразовательной школы»
Номинация
«Начальное общее образование»
с.Калиновка
2013 год
Содержание
1. Введение…………………………………………………….
2. Методическое обоснование темы………………………………………
3. Методические рекомендации по проведению урока…………………
4. План урока…………………………………………………………………
5. Ход урока…………………………………………………………………..
6. Заключение………………………………………………………………….
7. Список используемых источников………………………………………
8. Приложение…………………………………………………………………
Введение.
Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Времена года» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность обучающихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Презентация помогает сформировать представления о многообразии предметов природы, представлений о взаимосвязях между миром живой и неживой природы. Овладение начальными умениями проводить наблюдения за природой, формулировать выводы. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так и самостоятельную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время индивидуальной. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.
Основная часть.
Методическое обоснование темы.
Количество часов, определённое в учебном плане невелико. Чтобы дать обучающимся знания по данным вопросам, необходимо заинтересовать школьников. Предлагаемая методическая разработка позволит в рамках одного учебного занятия познакомить с важными аспектами по теме «Времена года». А также проследить результаты самостоятельной работы обучающихся по наблюдениям и созданию презентации. Учебное занятие углубит знания о зимних явлениях. При рассмотрении растительного и животного мира обучающиеся узнают о красоте природы, о помощи животным в трудное время года.
Методические рекомендации по проведению урока.
1. Тема рассчитана на 1 час урока.
2. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.
3. К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала.
4. Изучение материала урока желательно проводить с использованием возможностей мультимедийной презентации.
5. Рекомендуется вести смену видов деятельности.
Этапы урока.
1. Организация обучающихся.
2. Постановка проблемы.
3. Фронтальная работа.
4. Коллективная работа (презентация обучающихся)
5. Совместное открытие знаний.
6. Показ видеороликов.
7. Физминутка.
8. Самостоятельное применение знаний.
Игра «Крестики –нолики».
Игра «Четвёртый лишний».
9. Итог урока.
Тема «Времена года. Зима – покой природы».
Цель: ознакомить обучающихся с новым временем года, зимними явлениями.
Задачи урока направлены на формирование:
1. Личностных компетенций
1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
2. Метапредметных компетенций
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3. Предметных компетенций
развитие стремления к познанию окружающего мира;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения путем воспитания чувства сопереживания, желания помочь животным в трудное время;
освоение доступных способов изучения природы;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере взаимосвязей между похолоданием в природе и жизнью растений и животных.
Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.
Основные дидактические методы:
словесный (беседа, объяснение);
наглядный;
практический (работа с пособием, карточки);
частично - поисковый;
объяснительно – иллюстративный.
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
парная.
Дидактические средства:
Презентации, учебник, тетрадь, карточки –пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев, стакан со снегом, видеоролики.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный (2 мин.) |
Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки. -Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Повернулись, улыбнулись. Начинается урок! |
Настриваются на урок. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация и постановка проблемы. (9 мин.) |
-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберёте картинки – пазлы, которые у вас находятся в конверте и отгадаете загадки. Откройте конверты, достаньте и сложите картину. Демонстрирует на слайде 2. картинки –пазлы. -Какое время года изображено на картинках, которые вы собирали?
Отгадайте загадки. Отвечайте все вместе и дружно. а) Щиплет щёки, щиплет нос, Но не страшен нам: ( мороз.) б) Шуба бела весь свет одела. (Снег) У вас на партах стоит стакан. Что в нём? Сегодня на уроке он нам понадобится. в) На коньках я мчусь вперёд, Под ногами крепкий: (лёд) г) Стали звёздочки кружиться, стали на землю ложиться, Нет, не звёзды, а пушинки, Не пушинки, а: (снежинки). д) Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? Зимой. Слайд 3. Откройте учебники на странице 84. По каким признакам вы догадались, что это зима? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Главный вопрос нашего урока: что бывает только зимой?». Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои наблюдения? Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года. Обобщает сказанное детьми. На слайде 4. появляется план. План. 1.Знакомство с признаками зимы. 2.Знакомство с погодой. 3.Знакомство с жизнью растений и животных зимой. 4.Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда). |
Работа в паре. Достают содержимое конверта. Собирают картину (у каждой пары – своя, но тема одна –«Зима».) Ответы детей: зима. Фронтальная работа. Отгадывают загадки. Ответы детей: мороз, снег, снег, лёд, снежинки, зимой. Земля покрыта снегом. Деревья голые. На улице холодно. Идёт снег. Используя картинку, высказывают свои предположения. Показ детской презентации (коллективная работа). |
3. Совместное открытие знаний. (25 мин.) |
-Назовите зимние месяцы. Демонстрирует название зимних месяцев на слайде 5. Рассказывает об особенностях каждого месяца. Видеоролик «Времена года – зима» (тонкое покрывало зимы). Декабрь – это начало зимы. Это первый снежный месяц. Это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё декабрь это последний месяц года. Январь. Видеоролик «Времена года –зима» (мороз и солнце день чудесный) Январь –это первый месяц года и второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём светит солнышко, а ночью – луна. В такую погоду щёчки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто – то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз – красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло. Февраль. Видеоролик «Времена года – зима» (месяц глубоких снегов). Февраль –последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, несут, кидают. Позёмка, вьюга, метель, пурга, снежная буря. -Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому месяцу можно их отнести.( работа по учебнику).Слайд 5. -Откройте тетрадь на странице 37 и рассмотрите « Календарь погоды». На прошлом уроке мы были на экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях. Обобщает ответы детей: становится холоднее; небо чаще покрыто облаками; осадки выпадают в виде снега; дни становятся короче, а ночи длиннее. Беседа о снеге. -В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом. Что такое снег? Почему зимой выпадают осадки в виде снега? Рассказывает о снежинках. Слайд 6. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки имеют не просто симметричную форму, все исключительно шестиугольной формы.
Упражнение на развитие наблюдательности. «Найди настоящую снежинку». Слайд 7. Слайд 8. Рассмотрите зимний лес. -Что вы видите? -Что в них необычного? Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы(демонстрирует веточки берёзы и осины). -Но не все деревья сбрасывают листья. Какие деревья не сбрасывают листья? Демонстрирует веточки сосны и ели. Физминутка. Звучит музыка.(Шопен.Вальс №7. «Зима») -Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу. Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в сторону) Во дворе у Снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос.(Дети показывают нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда,(прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится,(дети кружатся) Заметает всё кругом белоснежным серебром.(имитируют движения руками). Продолжают работать по слайду 9. -Рассмотрите зимний лес. Где спрятались звери и птицы? От чего прячутся звери и птицы? Какие трудности они испытывают? Почему становится мало птиц? Почему птицы улетают? Прочитайте, как об этом говорится в учебнике. -Некоторые птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух –очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Это зимующие птицы. -Какие птицы остаются зимовать? Слайд 10. Зимующие птицы. Зимующим птицам не холодно, а голодно. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. Как мы можем помочь птицам? Слайд 11 .Кормушки для зимующих птиц. Игра –задание «Кто чем питается?» Соедини у себя на карточках , название животного и название пищи, которой они питаются. Слайд 12. Самопроверка по слайду. Беседа об одежде людей. Слайд 13. Мы с вами отправляемся в зимний лес. Что мы оденем? Почему? Что можно взять с собой в зимний лес? Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой. |
Обсуждают и называют зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. Слушают учителя. Смотрят видеоролики. Называют, к какому месяцу можно отнести картину и доказывают. Рассказывают о своих наблюдениях. Выполняют практическую работу. Рассматривают, что происходит со снегом. Делают вывод: снег –замёрзшая вода. Называют снежинки под номерами. Разные деревья. Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев. Рассматривают почки берёзы и осины). Рассматривают веточки сосны и ели.(гербарий) Выполняют движения. Рассматривают иллюстрацию. Лиса – за деревом, белка – в дупле, заяц – за кустом, снегирь –на ветке дерева. -От холода и голода. Звери и птицы голодают. Им не хватает корма. Читают вывод по учебнику стр.85. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Воробьи, сороки, дятлы… -Сделать кормушки и подкармливать. Работа в парах. Соединяют слова. Работают по карточкам. Проверяют работу по слайду. Называют зимние вещи. Лыжи, санки. |
4. Самостоятельное применение знаний. (6 мин.) |
Игра «Крестики –нолики». Слайд 14. Вопросы: -Прячутся ли насекомые зимой?(+) -Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? ( 0) -Зимующими называются птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? ( +) -Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? ( 0) -Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+) -Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? ( +) -Нужно ли птиц подкармливать зимой? ( + ) -Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? ( 0) Работа в тетради. -Соедините зимние жилища с их обитателями. Оцените себя. Итог. -Всё правильно у вас получилось? -Какие были недочёты? Игра «четвёртый лишний». Выдели лишнее слово и объясни свой выбор. Декабрь, январь, февраль, сентябрь. Берёза, клён, ель, дуб. Воробей, синица, зяблик, снегирь. Шуба, рукавицы, платье, валенки. |
Отвечают на вопросы, ставят «+»,если правильно, «0»,если ответ неверный. Проверяют работу по слайду. Работают самостоятельно. Оценивают себя. |
5.Итог урока. Рефлексия. (3 мин.) |
-Что мы узнали сегодня на уроке нового? -Какая главная особенность зимы? Слайд 15. -Перечислите основные признаки зимы. -А как бы вы оценили свою работу? -Всё ли у вас получалось на уроке? -Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке. -Какие открытия вы сегодня сделали? -Что было интересного, познавательного на уроке? -Какие трудности вы испытали на уроке? Слайд 16. |
Жизнь растений замирает. Становится холодно. Идёт снег. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и задачи. Выставляют смайлики в личный еженедельник первоклассника. |
Список используемых источников.
1. Программа начального общего образования по окружающему миру – М. Баласс, 2011.
2. А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» - Москва: Баласс, 2012.
3. А.А.Вахрушев «Окружающий мир, 1 класс( «Я и мир вокруг») учебник. М.Баласс,2011.
4. А.А.Вахрушев «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса. М.Баласс, 2012.
5. Учительский портал www.uchportal.ru
6. Социальная сеть работников образования http. nsportal.ru
7. www.zavuch.info