12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Балтачева Вера313
Работаю в МБОУ Старозятцинская СОШ 31 год учителем начальных классов
Россия, Удмуртская респ., с.Старые Зятцы
0

Методическая разработка урока окружающего мира «Разнообразие растений», 3 класс

Тема урока. Разнообразие растений. 3 класс

                   Урок подготовила и провела:  учитель начальных классов

МБОУ Старозятцинская СОШ

Якшур-Бодьинского района УР

Балтачева Вера Леонидовна

Цели урока:

-формирование знаний о группах растений и их классификации;

-развитие умений задавать вопросы, анализировать, сравнивать;

- воспитание эстетических чувств.

Оборудование урока: учебник, таблицы, мультимедийный проектор, выставка книг, карточки, гербарии растений, выставка книг .

Ход урока.

Мотивационно-целевой этап.

Орг. момент

- Ребята, повернитесь друг к другу и проговорим слова:

- Я желаю тебе добра,

- Ты желаешь мне добра.

- Если тебе будет трудно, я помогу.

А теперь, повернитесь ко мне лицом:

- Если вам будет трудно, то я вам помогу.


 

Пусть эти слова будут девизом к нашему уроку.

-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.

Актуализация знаний.

–Ребята, внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: Что это?

«Величественное, сияющее солнце и маленькие бабочки, летающие над цветами; тысячи таинственных звёзд на ночном небе и зелёная травка под нашими ногами; огромные, необозримые океаны и крошечные муравьи в своих муравейниках…»

-Всё это природа.

- Что такое природа?

( Всё, что нас окружает и не создано руками человека)

-Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, учёные классифицируют (т.е. распределяют на группы) все объекты природы.

-Вспомните, на какие группы учёные делят всю природу? (таблица на доске)

ПРИРОДА

 

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

-Как отличить живую природу от неживой?

(Живые существа или организмы, в отличие от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают)

-Как называется наука, которая изучает живую природу?

(Наука, изучающая живую природу называется БИОЛОГИЕЙ) (табличка на доске)

-На какие царства делят живую природу учёные-биологи?

(Всё живое учёные-биологи делят на большие группы-царства: грибы, растения, бактерии, животные, люди) (табличка на доске)

Царства природы

бактерии грибы растения животные люди

-Какое царство мы будем сегодня изучать на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)

-Итак, сегодня на уроке мы поговорим о растениях. А т. к. их очень много в природе, значит мы будем вести разговор об их разнообразии.

Тема урока «Разнообразие растений» (табличка на доске).

-Вы уже знаете, что все растения мы можем разделить на 2 группы. Какие? (Табличка)

РАСТЕНИЯ

дикорастущие культурные

-А также знаем, что растения делят на : (табличка)

РАСТЕНИЯ

деревья кустарники травы

-Каждое растение – это живое тело, организм. И пусть растения очень разнообразны, многие из них имеют органы.

-Вспомните, какие части имеют растения.

(Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (табличка)

-Встретились однажды пчёлка и крот и разговорились.

- Однажды я долго летала, устала и присела на растение. Оказалось, что у этого растения нет цветка.

- А я однажды попал в такое место под землёй, где никак не мог найти корней растений.

Растения растут, а корней под землёй у них нет.

-Ребята, давайте попробуем поставить вопросы

-Какие растения не имеют цветов?

-Какие растения не имеют корней ?

-А учёные разделили все растения на группы.

-На какие группы делять учёные все растения?

Чем отличаются растения каждой группы?

Ориентировочный этап.

-Ребята, а где вы можете найти информацию по нашей проблеме?

(В учебнике, в рабочих тетрадях,от учителя, в компьютере, от взрослых, в книгах, в энциклопедиях и др.)

( обратить внимание на выставку книг)

-Сегодня мы поработаем с учебником, послушаем наших ребят по данной проблеме, будем учиться классифицировать растения по группам.

Поисково-исследовательский этап.

-Откройте учебники на стр.71.

-докажите по рисунку,, что растения очень разнообразны.

-как называется наука, которая изучает растения? (табличка на доску)

-Прочитайте текст на стр. 72 и ответьте на вопрос :

-На какие группы делят учёные все растения?

Физминутка.

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали
великанами все стали.

 

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Выступления детей. (показ слайдов)

Водоросли –Юлиан

-Что вы узнали о водорослях?

Мхи –Ирина К.

-? Чем мхи отличаются от водорослей? (У мхов есть стебли и листья, но нет корней, цветов и плодов)

Папоротники –Вероника

-Что вы можете сказать о папоротниках? ( есть листья, корень,стебель, но нет цветов и плодов)

Хвойные –Даниил

-Что интересного вы узнали о хвойных? ( есть корень, стебель(ствол), листья в виде хвоинок, вместо плода с семенами – шишки, в которых созревают семена)

Учитель -цветковые

– более 80 процентов всех существующих зеленых растений – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. – цветковые. Эта самая распространенная группа, включает большую часть деревьев и кустарников, все травы и многие водные растения. Цветковые отличаются от других семенных растений – таких, например, как хвойные деревья, - тем, что обычно они имеют цветки, а семена их заключены в плоды. (Показ слайда)

-Чем отличаются цветковые растения от других растений? (есть все части растений)

Региональный компонент

- Ребята, мира не узнаешь, не зная края своего… ( показ слайда)

-Посмотрите на эти фотографии, что вы здесь видите? ( Это наш пруд.)

-Какие растения и где мы с вами можем встретить здесь?

-Какое хвойное дерево распространено в нашем крае? (Ель)

-Послушайте об этом дереве. (Полина) (гербарий)

-А ещё, ребята, в каждой группе растений учёные выделяют много видов . Учебник стр. 74 вам показаны виды растений. (говорю и читаю сама)

-Так, учёным сейчас известно около 350 тысяч видов растений. И дальше по таблице.(Таблица)

 

Практический этап.

Работа в группах.

- А сейчас вы поработаете в группах.

Вам нужно заполнить таблицу о группах растений с которыми мы с вами познакомились на уроке.

Проверка – показ слайда.

Рефлексия.

-Скажите , ребята, нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы?

-Итак, на какие группы делят учёные все растения? (таблица )

- Какие растения не имеют цветов ? (хвойные, папоротники, мхи, водоросли)

-Какие растения не имеют корней? (водоросли и мхи)

-Чем отличаются растения каждой группы?

-Оценивание своих достижений на уроке:

Зелёный – «я всё понял»

Жёлтый – «Я понял, но ещё есть вопросы»

Синий – «У меня ещё есть вопросы»

Выставление отметок с комментированием.

Д/ З стр .71-75. Читать, Р/т стр.21, 22;

для самых любознательных –подготовить сообщение о любом виде растения

Итак, ребята, растения – это зелёный наряд нашей планеты.

Так давайте же будем беречь, охранять и приумножать его.

Пусть наша планета будет всегда нарядной и красивой.

Стихотворение о природе.

***


 

- Водоросли – жители воды. На Земле существует около 20000 видов водорослей, встречающихся и в пресной воде, и в морях. Они бывают разного цвета.: зеленые – такие, как ульва ( морской салат), бурые – как ламинария (морская капуста), красные – как порфира, которую так любят в Китае и Японии, что даже выращивают в кулинарных целях. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп, другие – 60- метровые гиганты. Структура их проста – нет ни корня, стебля, листьев. Энергию они получают с помощью фотосинтеза. Размножаются спорами. (Показ слайда: водоросли)

- Мхи – их насчитывается около 14000 видов. Растут во влажных местах, будто шерстяным одеялом покрыли мхи болота, берега рек, почву в сырых лесах. Растут густыми массами, и их нижние части медленно сгнивают, образуя торф. Они сходны с водорослями компактным телом из многих плотных клеток и зависимостью от воды при размножении, размножаются тоже спорами. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Показ слайда)

- Папоротники – насчитывается более 10000 видов. Как мхи и водоросли, папоротники распространяются спорами, и им также нужна вода для оплодотворения. Но как у более сложноорганизованных семенных растений, у них есть четко оформленные корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Их нетрудно отличить от других растений (по листьям), но различать разные виды папоротников сложно. Точно определять разные виды могут только специалисты – ботаники. Если по нижнему краю листа проходит сплошная коричневая полоска, то это орляк. Если мешочки со спорами образуют отдельные кучки – кучки не прикрыты голые – это голокучник. А если кучки закрыты – щитовник. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Показ слайда)

- Хвойные растения – хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Их размножение не зависит от водной среды, и потому они встречаются по всей суше. Почти все относятся к вечнозеленым. Древесина хвойных пород мягка и содержит смолу. Сеть корней - стержневая или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве. (Показ слайда)

- Цветковые растения – более 80 процентов всех существующих зеленых растений – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. – цветковые. Эта самая распространенная группа, включает большую часть деревьев и кустарников, все травы и многие водные растения. Цветковые отличаются от других семенных растений – таких, например, как хвойные деревья, - тем, что обычно они имеют цветки, а семена их заключены в плоды. (Показ слайда)

Оказывается ель – очень ценное дерево. Из её древесины получают лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк и шерсть, используют в судостроении.

А ещё древесину ели используют для изготовления музыкальных инструментов.

Хвоя ели очень хорошо очищает воздух.

Вот такое ценное хвойное дерево растёт в нашем крае.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.