Методическая разработка урока окружающего мира «Разнообразие растений» (3 класс)
Тема урока. Разнообразие растений. 3 класс
Урок подготовила и провела: учитель начальных классов
МБОУ Старозятцинская СОШ
Якшур-Бодьинского района УР
Балтачева Вера Леонидовна
Цели урока:
-формирование знаний о группах растений и их классификации;
-развитие умений задавать вопросы, анализировать, сравнивать;
- воспитание эстетических чувств.
Оборудование урока: учебник, таблицы, мультимедийный проектор, выставка книг, карточки, гербарии растений, выставка книг .
Ход урока.
Мотивационно-целевой этап.
Орг. момент
- Ребята, повернитесь друг к другу и проговорим слова:
- Я желаю тебе добра,
- Ты желаешь мне добра.
- Если тебе будет трудно, я помогу.
А теперь, повернитесь ко мне лицом:
- Если вам будет трудно, то я вам помогу.
Пусть эти слова будут девизом к нашему уроку.
-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.
Актуализация знаний.
–Ребята, внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: Что это?
«Величественное, сияющее солнце и маленькие бабочки, летающие над цветами; тысячи таинственных звёзд на ночном небе и зелёная травка под нашими ногами; огромные, необозримые океаны и крошечные муравьи в своих муравейниках…»
-Всё это природа.
- Что такое природа?
( Всё, что нас окружает и не создано руками человека)
-Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, учёные классифицируют (т.е. распределяют на группы) все объекты природы.
-Вспомните, на какие группы учёные делят всю природу? (таблица на доске)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
-Как отличить живую природу от неживой?
(Живые существа или организмы, в отличие от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают)
-Как называется наука, которая изучает живую природу?
(Наука, изучающая живую природу называется БИОЛОГИЕЙ) (табличка на доске)
-На какие царства делят живую природу учёные-биологи?
(Всё живое учёные-биологи делят на большие группы-царства: грибы, растения, бактерии, животные, люди) (табличка на доске)
Царства природы
бактерии грибы растения животные люди
-Какое царство мы будем сегодня изучать на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)
-Итак, сегодня на уроке мы поговорим о растениях. А т. к. их очень много в природе, значит мы будем вести разговор об их разнообразии.
Тема урока «Разнообразие растений» (табличка на доске).
-Вы уже знаете, что все растения мы можем разделить на 2 группы. Какие? (Табличка)
РАСТЕНИЯ
дикорастущие культурные
-А также знаем, что растения делят на : (табличка)
РАСТЕНИЯ
деревья кустарники травы
-Каждое растение – это живое тело, организм. И пусть растения очень разнообразны, многие из них имеют органы.
-Вспомните, какие части имеют растения.
(Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (табличка)
-Встретились однажды пчёлка и крот и разговорились.
- Однажды я долго летала, устала и присела на растение. Оказалось, что у этого растения нет цветка.
- А я однажды попал в такое место под землёй, где никак не мог найти корней растений.
Растения растут, а корней под землёй у них нет.
-Ребята, давайте попробуем поставить вопросы
-Какие растения не имеют цветов?
-Какие растения не имеют корней ?
-А учёные разделили все растения на группы.
-На какие группы делять учёные все растения?
Чем отличаются растения каждой группы?
Ориентировочный этап.
-Ребята, а где вы можете найти информацию по нашей проблеме?
(В учебнике, в рабочих тетрадях,от учителя, в компьютере, от взрослых, в книгах, в энциклопедиях и др.)
( обратить внимание на выставку книг)
-Сегодня мы поработаем с учебником, послушаем наших ребят по данной проблеме, будем учиться классифицировать растения по группам.
Поисково-исследовательский этап.
-Откройте учебники на стр.71.
-докажите по рисунку,, что растения очень разнообразны.
-как называется наука, которая изучает растения? (табличка на доску)
-Прочитайте текст на стр. 72 и ответьте на вопрос :
-На какие группы делят учёные все растения?
Физминутка.
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
великанами все стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Выступления детей. (показ слайдов)
Водоросли –Юлиан
-Что вы узнали о водорослях?
Мхи –Ирина К.
-? Чем мхи отличаются от водорослей? (У мхов есть стебли и листья, но нет корней, цветов и плодов)
Папоротники –Вероника
-Что вы можете сказать о папоротниках? ( есть листья, корень,стебель, но нет цветов и плодов)
Хвойные –Даниил
-Что интересного вы узнали о хвойных? ( есть корень, стебель(ствол), листья в виде хвоинок, вместо плода с семенами – шишки, в которых созревают семена)
Учитель -цветковые
– более 80 процентов всех существующих зеленых растений – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. – цветковые. Эта самая распространенная группа, включает большую часть деревьев и кустарников, все травы и многие водные растения. Цветковые отличаются от других семенных растений – таких, например, как хвойные деревья, - тем, что обычно они имеют цветки, а семена их заключены в плоды. (Показ слайда)
-Чем отличаются цветковые растения от других растений? (есть все части растений)
Региональный компонент
- Ребята, мира не узнаешь, не зная края своего… ( показ слайда)
-Посмотрите на эти фотографии, что вы здесь видите? ( Это наш пруд.)
-Какие растения и где мы с вами можем встретить здесь?
-Какое хвойное дерево распространено в нашем крае? (Ель)
-Послушайте об этом дереве. (Полина) (гербарий)
-А ещё, ребята, в каждой группе растений учёные выделяют много видов . Учебник стр. 74 вам показаны виды растений. (говорю и читаю сама)
-Так, учёным сейчас известно около 350 тысяч видов растений. И дальше по таблице.(Таблица)
Практический этап.
Работа в группах.
- А сейчас вы поработаете в группах.
Вам нужно заполнить таблицу о группах растений с которыми мы с вами познакомились на уроке.
Проверка – показ слайда.
Рефлексия.
-Скажите , ребята, нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы?
-Итак, на какие группы делят учёные все растения? (таблица )
- Какие растения не имеют цветов ? (хвойные, папоротники, мхи, водоросли)
-Какие растения не имеют корней? (водоросли и мхи)
-Чем отличаются растения каждой группы?
-Оценивание своих достижений на уроке:
Зелёный – «я всё понял»
Жёлтый – «Я понял, но ещё есть вопросы»
Синий – «У меня ещё есть вопросы»
Выставление отметок с комментированием.
Д/ З стр .71-75. Читать, Р/т стр.21, 22;
для самых любознательных –подготовить сообщение о любом виде растения
Итак, ребята, растения – это зелёный наряд нашей планеты.
Так давайте же будем беречь, охранять и приумножать его.
Пусть наша планета будет всегда нарядной и красивой.
Стихотворение о природе.
***
- Водоросли – жители воды. На Земле существует около 20000 видов водорослей, встречающихся и в пресной воде, и в морях. Они бывают разного цвета.: зеленые – такие, как ульва ( морской салат), бурые – как ламинария (морская капуста), красные – как порфира, которую так любят в Китае и Японии, что даже выращивают в кулинарных целях. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп, другие – 60- метровые гиганты. Структура их проста – нет ни корня, стебля, листьев. Энергию они получают с помощью фотосинтеза. Размножаются спорами. (Показ слайда: водоросли)
- Мхи – их насчитывается около 14000 видов. Растут во влажных местах, будто шерстяным одеялом покрыли мхи болота, берега рек, почву в сырых лесах. Растут густыми массами, и их нижние части медленно сгнивают, образуя торф. Они сходны с водорослями компактным телом из многих плотных клеток и зависимостью от воды при размножении, размножаются тоже спорами. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Показ слайда)
- Папоротники – насчитывается более 10000 видов. Как мхи и водоросли, папоротники распространяются спорами, и им также нужна вода для оплодотворения. Но как у более сложноорганизованных семенных растений, у них есть четко оформленные корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Их нетрудно отличить от других растений (по листьям), но различать разные виды папоротников сложно. Точно определять разные виды могут только специалисты – ботаники. Если по нижнему краю листа проходит сплошная коричневая полоска, то это орляк. Если мешочки со спорами образуют отдельные кучки – кучки не прикрыты голые – это голокучник. А если кучки закрыты – щитовник. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Показ слайда)
- Хвойные растения – хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Их размножение не зависит от водной среды, и потому они встречаются по всей суше. Почти все относятся к вечнозеленым. Древесина хвойных пород мягка и содержит смолу. Сеть корней - стержневая или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве. (Показ слайда)
- Цветковые растения – более 80 процентов всех существующих зеленых растений – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. – цветковые. Эта самая распространенная группа, включает большую часть деревьев и кустарников, все травы и многие водные растения. Цветковые отличаются от других семенных растений – таких, например, как хвойные деревья, - тем, что обычно они имеют цветки, а семена их заключены в плоды. (Показ слайда)
Оказывается ель – очень ценное дерево. Из её древесины получают лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк и шерсть, используют в судостроении.
А ещё древесину ели используют для изготовления музыкальных инструментов.
Хвоя ели очень хорошо очищает воздух.
Вот такое ценное хвойное дерево растёт в нашем крае.