12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Арзуманян Армине Николаевна423
Работаю с детьми. Люблю свою работу. Трудовой стаж - 20 лет.
Россия, Ставропольский край, Пятигорск

Методическая работа

«Растим патриотов родного края»

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным городом, его историей и достопримечательностями нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с городом, где он родился и живёт. Наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном городе, дать о нём некоторые исторические сведения, показав всё то, что свято чтут наши горожане, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детском сердце искорку любви к родному городу.

Знакомство дошкольников с историей родного города осуществляется двумя путями. Первый путь непосредственное восприятие окружающего мира, т.е. увидеть воочию отдельные достопримечательности и исторические места родного города, его архитектурные ансамбли и памятники. Второй путь- познание действительности через чтение художественной литературы, рассказы взрослых, просмотры телевизионных передач, диафильмы, через игры, рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, книг, рисунков и поделок . Оба эти пути необходимо объединить так, чтобы они взаимодополняли друг друга, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные в процессе непосредственного наблюдения окружающего мира.

Следует помнить, что ребёнок усваивает материал в наглядно-действенной форме с опорой на практическое и игровое действие. Поэтому в каждом конкретном случае следует продумать форму взаимодействия с группой, с подгруппой или индивидуально.

Как показывает практика новые знания лучше давать на общих занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами.

В детском саду для этой работы необходимо иметь различные пособия (настенную карту города, фотографии с изображением достопримечательностей города, архитектурных памятников, книг о родном городе, материалы о героях земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне). Пособия должны соответствовать возрасту детей и гигиеническим требованиям. При наличии возможности можно использовать видеотехнику и персональный компьютер. Реализация программных задач по ознакомлению детей с историей города и его достопримечательностями должна начинаться с 4-х лет в различных видах деятельности, которой занимается ребёнок можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки навыков. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указано на необходимость с ранних лет воспитывать у детей любовь к Родине, её истории. Воспитание у детей интереса к истории своего города должны входить в оба раздела. Большую конкретизацию с отражением специфики методики программа получает при её реализации через следующие направления:

воспитание навыков поведения;

ознакомление с окружающим;

развитие речи;

художественная литература;

изобразительное искусство;

игра.

Каждое направление реализуется в рамках тех воспитательных задач, которые определены в программе работы детского сада.

Всегда следует помнить, что детский сад по преимуществу учреждение воспитательное. И поэтому данная программа ставит задачу воспитать у детей интерес и любовь к историческим корням родного города. Именно в детском саду дети могут и должны получить систематизированную информацию об историческом прошлом своего города.

Детям даётся большой объём познавательного материала: дети получают знания о знаменитых людях, посетивших наш город: Лермонтов, Пирогов, Пушкин, Толстой. Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном городе, чтобы вызвать у детей интерес, развивать любознательность.

Во время прогулок к достопримечательностям родного города воспитатель учит детей увидеть красоту окружающей природы, бережно относится к ней. Таким образом, решаются задачи не только познавательные, эстетические, но и нравственные. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры.

В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеообразием родного региона, в нашем случае региона Кавказких Минеральных Вод. Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры .

В патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале педагогам необходимо учитывать следующее:

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности. Развитие музейной педагогики, дающей возможность назначить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.).

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями Пятигорска - носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т.п.

Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини – музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразование его по законам добра и красоты»

Организация работы с родителями под девизом: «Знания и любовь к Пятигорску должны передаваться детям».

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с Родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога вставать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Пятигорска.

Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

Обращайтесь к детям с вопросами во время рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать что-то узнать самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название?»

Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: « Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете».

Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясните; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием и уважением к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

.Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Ставропольского края.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.

Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Формирование умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности .

Эффективность патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;

организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учёта интересов;

- воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о Пятигорске (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); согласование тематики занятий по ознакомлению с Пятигорском с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.