12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова Татьяна Александровна37

 

Программа «Растим патриотов России»

 

Составил: учитель начальных классов

Белова Татьяна Александровна

 

Духовно-нравственное направление"Растим патриотов России"


 

Пояснительная записка

         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

         В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

         "Патриотизм- любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.           

Правовой базой для составления программы являются:

•          Конвенция ООН о правах ребенка

•          Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»

•          Программа "Патриотическое воспитание граждан "

•          Устав школы

•          Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

Программа “Растим патриотов России" основана на программе АверчукО.А., Кукченко Т.М. и т.д.

Цель работы по патриотическому воспитанию:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

-сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

-вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).

         С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению,

при этом предметом воспитания как учения являются не

столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для

участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

 

Связь содержания программы с учебными предметами.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО, музыкой, технологией).

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы.

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

- изготовление подарков,

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

организация Города Веселых мастеров;

- мини проекты

 

 

Для реализации программы «Растим патриотов» необходима материально-техническая база:

Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и республики, фотографии города.

Оборудование для   демонстрации   мультимедийных презентаций.

 

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


 

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

Национальные ценности: патриотизм, гражданственность

Iуровень:

Получение знаний о правах и обязанностях школьника;

Осознание необходимости соблюдения правил;

Умение контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

Умение делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться».

IIуровень:

Получение знаний об историю школы, района;

Осознаниенеобходимости изучения своих истоков;

Умениерассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;

Умениеделать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».

IIIуровень:

Получение знаний об истории государственного флага и герба Росси, об основных государственных праздниках;

Осознание того, что являюсь жителем города,республики,России;

Умениерассказать о некоторых праздниках России;

Умениеделать страничку своего портфолио


 

Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.

Национальные ценности: личность, наука, солидарность.

Iуровень:

Получение знаний о правилах вежливого поведения в школе и общественных местах;

Осознаниеразличие хороших и плохих поступков;

Умениепризнавать собственные плохие поступки;

Умениеосуществлять что-то полезное для себя и своих родных.

IIуровень:

Получение знаний о том, как вести себя в обществе с другими детьми;

Осознаниезначимости правильного поведения в обществе;

Умениесказать «нет»;

Умениезащищать честь и достоинство своих друзей и близких.

IIIуровень:

Получение знаний о правилах поведения в знакомом и незнакомом обществе;

Осознаниесоответствия своего поведения к требованиям коллектива, общества;

Умениеразумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

Умениепроводить беседы в подшефном классе

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности : труд и творчество, наука.

Iуровень:

Получение знаний о том, что лениться – это плохо;

Осознаниенеобходимости трудиться;

Умениемыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

Умениесоблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.

IIуровень:

Получение знаний о роли труда в жизни человека;

Осознание того, что каждую работу нужно доводить до конца;

Умениеработать в коллективе;

Умениеучаствовать в трудовых акциях.

IIIуровень:

Получение знаний о различных профессиях;

Осознание того, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;

Умениеработать над проектами;

Умениевыражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.

 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

Iуровень:

Получение знаний о деревьях, кустарниках и цветах, которые растут возле школы;

Осознаниетого, для чего они;

Умениеухаживать за цветами;

Умениерисовать плакаты о сохранности природы.

IIуровень:

Получение знаний о растениях, которые надо охранять;

Осознаниенеобходимости сохранности красоты природы;

Умениевырастить рассаду для школьной клумбы и дома;

Умениеухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.

IIIуровень:

Получение знаний о лекарственных растениях;

Осознание того, что загрязнение природы вредно для здоровья;

Умениес помощью слова убедить заботиться о природе;

Умениедобровольно участвовать в экологических акциях

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

Iуровень:

Получение знаний о правилах личной гигиены, об основах правил дорожного движения, о безопасном пути до школы;

Осознаниеважности занятия физкультурой для здоровья;

Умениеделать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;

Умениесоблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

 IIуровень:

Получение знаний об основах правильного питания,

Осознаниефакторов, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;

Умениесказать «нет»;

Умениевести подвижный образ жизни.

IIIуровень:

Получение знаний о значении слов «физическое состояние», «настроение человека»;

Осознаниетого, зачем нужно человеку правильно питаться;

Умениеприготовить завтрак для себя и своих родных;

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Национальные ценности: искусство и литература, человечество

Iуровень:

Получение знаний о правилах поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);

Осознаниезначений слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».

Умениепроявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила

Умениепосещать музеи, библиотеки, театры

IIуровень:

Получение знаний о сказках, стихах, песнях;

Осознаниезначений слов «дарить красоту»;

Умениесамостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

Умениесамостоятельно украсить класс, дом; участник праздника

IIIуровень:

Получение знаний о памятниках культуры в городе;

Осознание того, что надо их беречь;

Умениерассказать о некоторых из них;

Умениепроводить заочное путешествие для подшефного класса

 

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

  Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  Формы подведения итогов

Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

Участие в социальных акциях;

Создание и реализация социальных проектов.

 

Формы занятий   и подведение итогов планируемых по каждому направлению

 

Название направления

Формы занятий

Подведение итогов


 

1.

«Моя школа – моя судьба»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

2.

« Я и семья»

Беседы,родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Анкетирование детей и родителей

3.

« Связь поколений»

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

4.

«Растим патриота и гражданина России»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

5.

 «Мой край родной»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

 

 

 

Сдержание программы

Программа состоит из 5 блоков

"Моя школа - моя судьба"

«Я и семья» 

«Связь поколений»

«Растим патриота и гражданина России».

«Мой край родной» 

 

«Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

 

«Я и семья» 

Основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.

 

 «Связь поколений» 

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

 

   «Растим патриота и гражданин России».

Цель  заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.

 

«Мой край родной»

В рамках работы данного блока проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.

          Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

 

Для реализации программы предлагаются следующие   методы: наглядный, словесный, практический. 


Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; 
• экскурсий по городу, целевые прогулки; 


 

Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 

Практический метод 
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

 

         Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 2 класса.


 

Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек, улицы города.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования ,  2 классе – 34 часа.

 

Занятия проводятся во второй половине дня.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся

     К концу второго года обучения учащиеся:

а) получат знания о  замечательных «страничках» истории своей семьи, школы; об имени, отчестве, профессии членов семьи, знать домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц школы и дома; получить знания об основных памятных местахгорода; о названии главной площади города; о дате основания города; о основной улице города; о памятных и исторических местах; о гербе и флагегорода.

б) научатся вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.

       

 

 

Учебно-тематический план

 

2 класс

Задачи:

развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, села;

приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;

формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.

№п/п

Наименование темы.

форма

Дата проведения

1

Моя вторая мама.

Конкурс рисунков и сочинений о своем учителе.

 

2

Сражались со взрослыми рядом.

Беседа о детях военных лет.

 

3

Хлеб – драгоценность.

Час военной истории.

 

4

Нашей армии герои.

Рассказ о героях города.

 

5

Мир вокруг нас.

Экскурсия по улице, на которой находится школа.

 

6

Из семейного альбома.

Рассказ о своих дедушках и бабушках.

 

7

Моя семья в истории города.

О профессии своих родителей.

 

8

Мы этого раньше не знали.

Беседа о коренном населении Чувашии.

 

9

Мы этого раньше не знали.

Беседа о коренном населении Чувашии.

 

10

С любовью к России.

Символы.

 

11

С любовью к России.

Символы.

 

12

Путешествие по стране "Праволяндии.

Игра-путешествие.

 

13

Дом, где живёт уважение.

Заочное путешествие.

 

14

За нами не угнаться.

За нами не угнаться.

 

15

Из бабушкиного сундука.

Выставка вышивок "Народные узоры".

 

16

В ожидании чуда.

Выставка новогодних поделок.

 

17

Город - герой Ленинград.

Экскурсия по городу.

 

18

Мы - будущее города.

Беседа о том, как горожане стараются сделать город красивым.

 

19

И мужество как знамя пронести.

Рассказ о героях.

 

20

Читаем книги о войне.

Конкурс чтецов.

 

21

Во славу Отечества

Песни.

 

22

Правда о войне.

Рассказы о блокаде Ленинграда.

 

23

Служу России.

Конкурсная программа к 23февраля.

 

24

Цветок - подарок району.

Разведение комнатных растений.

 

25

Игра-дело серьёзное.

Разучивание игр.

 

26

Доблесть, рыцарство, отвага.

Рассказ о героях.

 

27

Улицы хранят имена героев.

Экскурсия по городу.

 

28

Путь в космос.

Беседа о космосе, конкурс рисунков.

 

29

Чудеса своими руками.

Поиск веток и корней необычной формы, оформление выставки.

 

30

Чудеса своими руками.

Поиск веток и корней необычной формы, оформление выставки.

 

31

Была война, была Победа.

Конкурс рисунков.

 

32

«Твои рядовые, Россия».

Рассматривание картин посвященных Вов.

 

33

Салют Победы.

Конкурс рисунков.

 

34

Стихами Отчизне служить.

 Конкурс чтецов.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.

Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика   деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.

Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

 

2  класс

 

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я люблю мечтать

* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

* мне нравится выполнять домашние задания

* я стремлюсь получить хорошие отметки

 

 

 

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

* мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

* мне нравится дежурство в школе

 

 

 

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

* к земле

* к растениям

* к животным

* к природе

 

 

 

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

* я выполняю правила для учащихся

* я добр в отношениях с людьми

* я участвую в делах класса и школы

 

 

 

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

* я аккуратен в делах

* я опрятен в одежде

* мне нравится все красивое вокруг меня

* я вежлив в отношениях с людьми

 

 

 

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

* я управляю собой

* я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

* у меня нет вредных привычек

 

 

 

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                       По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                         одна среднеарифметическая оценка.

– редко                                                     В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

- никогда

у меня другая позиция


 

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень, 3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 1-2-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся ______ класса

№ п/п

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Бережное отношение к природе

Мое отношение к школе

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

Средний балл

Уровень воспитанности

       

 

 

 

 

 

 

 

В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

 

Дата ________________                  Классный руководитель _____________________  

 

Диагностика «Мой портрет в интерьере»

   Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить его в рамку из различных предметов.(На рамочку поместить, н-р, книги, очки, фрукты, мяч ит.д.). Предметы для рамочки дети выбирают самостоятельно. Психологи считают, что предметы, выбранные детьми отражают суть его жизни.

Диагностика «Какой я?»

   Учащимся предлагаются листочки, на которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

  Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Диагностическая методика «Самореклама»

   Учащиеся готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть отражены внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главное требование к саморекламе – искренность.

Диагностическая методика «Сказки»

Учащимся   младших          классов предлагается написать сказку на какую-либо тему.

Например,

·         Сказка о моем портфеле

·         Необычная история об обычном дневнике

·         Сказочные каникулы

·         Необычные приключения обычного школьника

·         Сказочная история о том, как…

·         Как я проспал

·         Как я не хотел учил уроки

Тему учащиеся могут определить и сами. В своих произведениях младшие школьники обычно   достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы. Это помогает учителю и родителям понять и разрешить возникающие проблемы   эмоционального и нравственного характера.


 

Диагностическая методика «Что у меня на сердце»

   Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель предлагает ребятам написать на одной стороне сердечка причины, от которых у них на сердце тяжело. И причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

   Диагностика позволяет узнать причины переживания и затем найти пути их преодоления.

Игра «Магазин» (2 класс)

   Цель: изучить уровень нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Ход проведения.

   Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-прдажи»

Школьникам предлагается сформировать группы по 5-6 человек. Все учащиеся выступают в роли покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества, которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

   После проведенной «купли-продажи» кл. руководитель вместе с учащимися обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

   Результаты первого этапа игры можно зафиксировать в таблице.

 

Фамилия, имя

«Приобретенные» положительные качества

«Проданные» отрицательные качества

 

 

 

 

 

В течение учебного года кл. руководитель ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

   В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается указать те нравственные качества, которые они приобрели в течение года и выставить на «продажу»   отрицательные качества, от которых им не удалось избавиться.

     Составляется итоговая таблица. Учитель помогает детям проанализировать результаты работы каждого и класса в целом.

Педагогический анализ результатов игры.

   На основе результатов первого этапа игры кл. руководитель может зафиксировать исходный уровень нравственного развития личности учащихся и определить духовные ценности классного коллектива. Педагог выявляет также наиболее существенные проблемы воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают – продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.

   После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне нравственного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива.

   Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.

(Желательно использовать карточки с перечнем положительных и отрицательных качеств).


 

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ,

УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

§   Деловая игра «Лидер»

§   Игра «Морские командные учения»

§   Методика «Мы – коллектив? Мы   - коллектив…Мы   - коллектив!»

§   Методика «Какой у нас коллектив»

§   Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

§   Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью

§   Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

§   Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел»

§   Ролевая игра «Планета друзей»

§   Дискуссия в классе «Хотим быть…»


 

Список литературы


 

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.  

2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru

Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –   Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

 

11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.