«Разбор и разучивание музыкального произведения в хоровом классе».

0
0
Материал опубликован 19 August

Методическое сообщение преподавателя хоровых дисциплин МБУ ДО "Жостовская СДШИ" Малиновской Натальи Владимировны  по теме: «Разбор и разучивание музыкального произведения в хоровом классе».
                                              Вступление
Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками самой разной степени одарённости, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму времени занятий. Он должен обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях, уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть и проверить итоги домашней работы учеников,  дать  чёткие, запоминающие указания, и успеть оказать необходимую помощь в работе над музыкальным произведением.
От педагога – музыканта требуется постоянная отзывчивость на художественное содержание музыкальных произведений, творческий подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями.
Педагог должен уметь каждый раз свежими глазами взглянуть на художественное музыкальное произведение. Даже в тех случаях, когда трудно найти новую деталь трактовки в давно знакомом произведении, – почти всегда есть возможность, основываясь на предыдущем опыте, внести те или иные улучшения в процесс освоения этого произведения, ускорить овладение его трудностями, – и тем самым сделать работу интересной и для себя, и для учеников.
Этапы работы над вокально-хоровым произведением
Работу над вокально-хоровыми  произведениями можно условно разделить на несколько этапов:    
знакомство с произведением и его авторами;
разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонацией, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами; 
работа над звукообразованием, дикцией и артикуляцией;
определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;
роль музыкального инструмента;
работа над строем и ансамблем; 
достижение художественно-образного сценического исполнения.
Остановимся более подробно на следующих  пунктах. 
Знакомство с произведением и его авторами
Первоначально, педагог, открывая ноты вокально-хорового произведения, выбранного для учащихся, озвучивает название произведения, имена авторов (композитора и поэта), мотивирует интерес учащихся к данному произведению, указывая на новизну материала и уровень его сложности. 
При этом педагог стимулирует желание учащихся к работе над этим произведением, говоря о том, что им доступно его исполнение, о том, что по вокальным данным, умениям и навыкам, по силам справиться с исполнением такого сложного, но замечательного произведения. 
Учащимся предлагается найти сведения об авторах  произведения, ознакомиться с ними и изложить на следующем уроке всю найденную информацию (годы жизни, биографические справки, творческое наследие).
Педагог направляет действия учащихся, указывая  пути поиска, и предлагает воспользоваться Интернетом, посетить библиотеку: прослушать другие произведения композитора, прочесть другие стихотворения автора поэтического текста (желательно, чтобы педагог имел заранее подготовленные списки произведений композитора и поэта, наиболее доступные для восприятия детьми, и предложил их учащемся для ознакомления).
Учащиеся получают такое домашнее задание с целью активизации его поисковой деятельности, направленное на лучшее освоение нового материала и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания.
Разбор и разучивание вокальной партии
Вместе с учащимися прочитывается весь поэтический текст вокального произведения и проводится разбор содержания, характеризуется настроение, выявляются идея и смысл, заложенные поэтом в тексте, поясняются непонятные слова и выражения. Учащиеся своими словами пересказывают содержание, после чего произведение становится для них более понятным и близким по ощущениям. 
Далее учащимся предлагается разбор вокальной партии по нотам.  Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер.          После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует  сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащихся на интервалах, длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что поспособствует учащимся легче освоить нотный текст и облегчит их  домашнюю дальнейшую работу. Лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь периодически проверяя чистоту интонации на инструменте. Такой подход содействует овладению навыком сольфеджирования, развитию вокального слуха и, как следствие, приобретению ещё одного важного для вокалиста навыка чистого интонирования.
Когда первичное пение по нотам, которое в умеренном темпе с остановками для уточнений и прорабатывания всех встреченных в мелодии сложных мест завершено, учащиеся и педагог вместе пропевают вокальную партию ещё несколько раз, до тех пор, пока у учащихся появится уверенность при интонировании и возникнет чувство освоенности мелодической линии. При выполнении домашнего задания учащийся закрепит пение вокальной партии нотами и обретёт свободу интонации.
Следующий момент — пение со словами. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваются и выполняются штрихи legato, staccato, non legato, акценты, ферматы, указанные композитором. 
Далее учащиеся поют вместе с педагогом  всю вокальную партию произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца, добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста. 
Подытоживая первоначальное ознакомление, учащиеся поют одни, самостоятельно. Следом за этим, педагог исполняет для учащихся только что разобранное произведение, что ведёт к ещё более быстрому освоению и запоминанию учащимися вокальной партии. 
Затем, желательно спеть произведение с сопровождением. Это даст учащимся ощутить и лучше понять целостный образ произведения и его красоту.

                   Звукообразование, дикция  артикуляция.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора — ответственный период для юного певца. С одной стороны, игнорирование возможностей грудного регистра обрекает певцов на продолжение пения в фальцетной манере, а хор в целом лишает тембровых красок, с другой стороны, неумеренное использование грудного регистра, когда раньше времени взрослеет голос, лишает его определенной звонкости и полетности.
В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Важно добиться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.
Использование при пении головного резонатора и в то же время включение при необходимости грудного резонатора — это довольно трудная, но посильная задача, и для каждой хоровой партии особая. Речь идет о детях в возрасте 10—14 лет. У сопрано — девочек — в этом возрасте (конечно, в индивидуальном преломлении) головной регистр сохраняется на звук фа, соль  2-й октавы и выше, хотя в большинстве хоровых коллективов эти звуки употребляются редко. У альтов головной регистр сохраняется на звуках ми, фа второй октавы, тоже довольно редких в практике детского хора.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки. 
Артикуляция (латинское articulatio) — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.
Руководитель хора должен постоянно следить за артикуляцией при работе хора над тем или иным произведением, а также при проведении специальных упражнений.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива. Работая же над выразительностью деталей, воплощением содержания в конкретной звуковой палитре, тонкостями и нюансами, нельзя терять ощущение целого, законченного, выстроенного облика произведения, т. е. его формы.
 Форма – основа музыкального сочинения, его стержень, каркас, в которую мы вплетаем художественный образ. Она помогает создать этот образ, делает его цельным, выпуклым, ярким и запоминающимся. Крупный современный дирижёр К. Кондрашин говорил, что «в конечном итоге создание формы – это раскрытие драматургии произведения, надо уметь найти вершину и лепить вокруг неё всё остальное, чтобы ощутить архитектонику целого».
Воспитание у ребёнка чувства формы равносильно воспитанию в нём чувства гармонии и красоты, соразмерности времени и пространства, цельности восприятия мира. С первых занятий учащиеся хора учатся находить в прослушанной музыке повторность, изменчивость, ощущать строение фраз и предложений, слышать вершины и кульминации, чувствовать потребность определённой законченности музыкального отрезка или, наоборот, его незавершённости и т. д.
Почему-то большая часть музыкальной литературы для детей, созданная современными отечественными композиторами, написана в куплетной форме. Видимо, считается, что такие сочинения легче исполнить неопытным певцам – запомнили мелодию одного куплета, а дальше осталось только подставить другие слова. Может быть, выучить такие произведения и легче, но исполнить – гораздо сложнее. Ведь куплетность, с её обобщённостью музыкальных образов, с несложной, чисто аккомпанирующей фактурой сопровождения, быстро надоедает детям. Однообразие убивает в них желание трудиться, скука порождает лень, гаснут чувства. И, как следствие, не развивается слух, музыкальная память, а главное не воспитывается любовь к прекрасному, творческое отношение к искусству.
Интересно, что многие замечательные песни Баха, Моцарта, Шумана, Шуберта, Брамса и др., также написаны в куплетной форме. Но в музыке величайших композиторов-классиков сам куплет представляет собой художественное произведение, где многократное его повторение обогащается интонационной выразительностью музыкальной речи. Поэтому исполнение подобных сочинений требует особой чуткости вкуса, как певцов, так и дирижёра.
Если обратиться к первым детским песням, созданным русскими композиторами А. Лядовым, Ц. Кюи, А. Аренским, В. Калинниковым, А. Гречаниновым, - среди них трудно найти произведения в простой куплетной форме. Выразительная мелодия, развёрнутая, красочная фортепианная партия, яркие, образные тексты, динамично выстроенная форма отличают эти ценнейшие образцы детской музыки.

Несколько слов о роли музыкального инструмента в исполнении художественного произведения. В детском хоре, особенно на этапе его становления, огромное значение имеет партия фортепиано. Это не просто безликий фон, служащий для поддержания неустойчивых детских голосов, а полноправный участник исполняемой, созидаемой музыки.
 Конечно, в большинстве сочинений фортепианное сопровождение «тактично         помогает» хору в интонационных и ритмических сложностях, прямо или опосредованно дублируя хоровые голоса, даёт устойчивую метроритмическую основу. Нередко развёрнутая фортепианная партия насыщает гармоническими красками звучание хора, создаёт определённую эмоциональную и образную атмосферу, играет важную изобразительную роль, активно участвует в процессе создания формы сочинения. Особенно нужны для начинающего хора сочинения в куплетно-вариационной форме, в которых основное развитие музыкального материала происходит в партии фортепиано, а дети поют достаточно лёгкую, всё время повторяющуюся мелодию.
Черты концертности, совершенства и законченности придаёт куплетно-вариационная форма обработкам народных мелодий, в которых основной напев остаётся неизменным, а сопровождение развивается динамически и фактурно (р.н.п. «А я по лугу» в обработке Ю. Слонова).
Выбирая репертуар для начинающего хора, многие хормейстеры зачастую ищут такие произведения, где бы партия сопровождения «не мешала» маленьким певцам, просят концертмейстеров играть как можно тише, скромнее, облегчать композиторскую фактуру и, даже, подыгрывать мелодию хора.
На самом деле, чем выразительней играет концертмейстер, тем выразительней и музыкальнее поют дети, тем быстрее и эффективнее идёт работа над сочинением. Чем ярче и самостоятельнее фортепианная партия, тем больше художественное впечатление от произведения. А чтобы такое сопровождение «не сбивало» детей нужно с первых шагов учить их вслушиваться и встраиваться в общее звучание, в звуковую атмосферу произведения. Совместный творческий поиск – постоянные задачи дирижёра, концертмейстера и детей хора.

Строй, ансамбль
         Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, пение a` capрella. В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
Художественно-образное сценическое  исполнение
Создание музыкально-художественной образной целостности произведения –    самая трудная и прекрасная, самая романтичная и непредсказуемая, самая тонкая и никогда до конца непонятная, требующая мастерства, и никогда не достигающая совершенства, самая главная часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива. Главными её составляющими являются раскрытие содержания, нахождение соответствующих звуковых красок и создание целостной формы произведения.
Красота и естественность – основной критерий звучания человеческого голоса. В основе красоты хорового пения лежит естественность звукообразования в сочетании со стремлением к прочувствованной выразительности, т. е. звук должен приводиться в соответствие с содержанием произведения. Если удаётся объяснить детям, что нужно выразить, то они сами найдут путь к правильному звуку.
С первых занятий следует воспитывать, делать более тонким и восприимчивым вокальный слух детей. Он вырабатывается не путём многократных повторений абстрактных упражнений, а в процессе подготовки произведений, путём постоянного внимания поющих к выразительности и содержательному наполнению хорового звука.
Звук – это богатство и достояние хора. Он должен обладать разнообразием красок, характера, воли, поэтичности, трепетности, неуловимости, духовности. В пении детского хора таится множество возможностей звуковой выразительности. Нужно лишь вызвать интерес певцов к этой увлекательной работе. И тогда слабые голоса детей сольются в едином тембровом ансамбле с холодным, серебристым и бархатным, звонким и глухим, а ещё гордым, мягким, восторженным, шутливым, задумчивым, радостным…С образной наполненностью звука связано и его штриховое разнообразие.

Заключение

Работа дирижёра над вокально - хоровым произведением  имеет цель - постижение замысла композитора и поэта. Руководитель на этой основе выстраивает свою индивидуальную исполнительскую концепцию и находит способы ее реализации в живом звучании. После того как все эти задачи будут решены, дирижёр может приступать к непосредственному разучиванию произведения с хором. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определённых принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. В этом свете основной заповедью любого хормейстера должно быть «Не навреди!».

 Список литературы

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики — М., 1970
2.  Малышева Н.М. «О пении». М.: «Сов. Композитор», 1992
3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., Владос, 2002.

Комментарии
Комментариев пока нет.