Разговор с детьми (методические материалы в помощь учителю)
В любой, даже самой сложной ситуации у вас всегда есть выбор,
вы сами решаете, как вам поступить.
«Разговор с детьми»
(методические материалы в помощь учителю)
Настоящие рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи учителям в деле организации и проведения часов классного руководителя в форме разговора с детьми. Педагогу во все времена было необходимо умение выстраивать отношения со школьниками как участниками образовательно-воспитательного процесса, но особенно значимой становится эта сторона деятельности учителя в условиях введения государственного стандарта общего образования, нацеленного на решение задач в области модернизации российского образования.
В методических материалах представлен опыт в организации часов классного руководителя в форме разговора с детьми - учениками среднего школьного возраста (5 – 8 классы). В привычном понимании слова, разговор – это обмен мнениями. Сам жанр этой формы общения требует соблюдения определенных требований: непринужденность, достигающаяся в случае установления контакта учителя и школьников; содержательная и структурная продуманность хода разговора; диалогичность, предусматривающая двусторонний характер общения.
Во время разговора все его участники садятся в круг, школьников следует познакомить с правилами (или напомнить о правилах) взаимодействия:
1. Будьте вежливы.
2. Будьте терпимы к иному мнению.
3. Не прерывайте собеседника.
4. Умейте слушать и слышать.
5. Следуйте правилу одного голоса.
Разработки носят примерный характер, имеют разную тематику, но одинаковую структуру ведения разговора, что обусловлено необходимостью соблюдать принципы: от простого к сложному, присоединение к общему мнению, присвоение приобретенных знаний как личного опыта.
Общие структурные компоненты разговора:
Приветствие – импульс.
Вступительное слово учителя.
Постановка проблемного вопроса.
Обмен мнениями.
Организация работы в группах.
Присоединение.
Рефлексия.
Игровой момент «30 секунд эфирного времени».
Завершение разговора. Притча.
Учитель вправе варьировать структурные компоненты в зависимости от поставленных задач, логики разговора и высказываний обучающихся. Вариативность предполагает интерпретацию продуманного заранее плана деятельности при условии обязательного достижения поставленных цели и задач. С целью привлечения внимания обучающихся к проблеме учитель в начале разговора вправе предложить детям фрагмент из притчи (как способа постановки проблемы разговора), окончание которой он озвучит после завершения этапа коллективного решения проблемы.
При подведении итогов каждого этапа учителем может быть задействована рефлексия разных видов: рефлексия эмоционального состояния и рефлексия деятельности. В конце занятия, как правило, используется прием «незаконченного предложения».
Что, по твоему мнению, наиболее ценно в человеке: внешний облик или внутренний мир?
(Разговор с детьми)
Цель: актуализировать понимание обучающимися значимости работы по совершенствованию внешнего облика и внутреннего мира.
Задачи:
- способствовать выработке потребности в достижении гармонии между внутренним миром и внешним обликом как формы выражения внутреннего мира;
- способствовать развитию умения вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
Игра «Здравствуйте!». Педагог передает участникам импульс и просит прислать ответный импульс от тех, кто интересуется данным вопросом. Участники разговора садятся в круг.
Вступительное слово учителя (актуализация важности встречи).
- У нас сегодня разговор. Словари подсказывают нам, что разговор – это обмен мнениями. Обращается к поэтическим строчкам:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
-О том, что хорошо,
- И хорошо не очень.
-О чем-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
- Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
- Наш разговор я хотела бы начать с притчи. «Однажды ученик спросил учителя: «Что важнее: внешний облик или внутренний мир?» В ответ на это учитель спросил ученика: «Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но теплый и надежный дом, что бы ты выбрал?...»
3. Постановка проблемы:
- Как вы думаете, что ответил ученик? (высказывают по кругу свои соображения).
4. Организация работы в группах, установка:
- Поговорите между собой, обменяйтесь мнениями, что такое внешний облик и что такое внутренний мир.
5. «Озвучивание» ответов в группах. Лучшие ответы оцениваются аплодисментами.
6. Прием «присоединения»:
- А вот мое мнение: внешний облик – это выражение внутреннего мира. В английском языке есть такое понятие «имидж». Имидж – это визитная карточка любого человека, создаваемая им для других, это публичное «Я» человека.
7. Работа в группах (одни группы обсуждают вопрос, что будет, если человек станет заботиться только о внешнем облике, другие – что будет, если человек будет заботиться только о внутреннем мире).
8. «Озвучивание» мнения групп, аплодисменты удачным ответам.
9. Подведение итога этапу:
- Я хочу закончить притчу: «Ученик задумался. Тогда учитель ответил: «Можно было бы выбрать либо то, либо другое, но со временем ты бы почувствовал, что тебе чего-то не хватает в твоем доме». Таким образом, ответ в соединении этих двух сторон.
10. Решение задачи: Как можно соединить эти две сферы в жизни – внутреннюю ипостась человека и его внешнее выражение? (ответ по кругу).
11. Выражение собственной (педагогической) позиции:
- Есть такое греческое слово «гармония», оно обозначает соразмерность частей целого, слияние частей. Мое мнение на этот счет: нужны большие усилия над собой, чтобы сделать одинаково значимой работу над внешним обликом и внутренним миром человека. Приятно, что вы присоединяетесь к моему мнению.
12. Апелляция к жизненному опыту обучающихся:
- Встречали ли вы людей в жизни, которые умеют соединять в себе внешний облик с внутренним содержанием? Приятно ли с таким человеком общаться?
13. «Присоединение». Приведение педагогом примера из собственного жизненного опыта.
14. Рефлексия. Закончите фразу: «После сегодняшнего разговора я буду (постараюсь)…».
15. Игровой момент:
- Представьте, что у вас есть 30 секунд эфирного времени. Передайте свои сверстникам пожелания достичь гармонии между внешним обликом и внутренним миром.
16. Подведение итогов.
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
- Я дарю вам по кусочку глины, лепите себя, свой внутренний мир, свой облик, характер. Выражение благодарности участникам.
Для чего мы учимся?
(Разговор с детьми)
Цель разговора:
- актуализировать понимание обучающимися целей и значимости учебы для них, сегодняшних, и их будущего самоопределения.
Задачи:
- способствовать формированию потребности в самовыражении и самореализации в учебном труде,
- способствовать развитию умения вести диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
1. Игра «Здравствуйте!». Педагог предлагает обучающимся поприветствовать друг друга на разных языках. Некоторые из приветствий детям незнакомы. Выражает благодарность тем, кто научил и научился новому. Заключает действие словами: «Для этого вы и ходите в школу, чтобы научиться чему-нибудь новому».
2. Вступительное слово учителя (актуализация важности встречи).
- У нас сегодня разговор. Словари подсказывают нам, что разговор – это обмен мнениями. Обращается к поэтическим строчкам:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
-О том, что хорошо,
- И хорошо не очень.
-О чем-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
-Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
3. Привлечение внимания школьников к проблеме (фронтальная работа или заслушивание ответов по кругу):
- А как вы считаете, что такое школа? (согласие с говорящим выражают аплодисментами).
4. Выражение собственного суждения педагогом:
А я думаю, что школа – это учреждение, прививающее систему ценностей, взглядов, дающее знания, тренирующее волю, помогающее найти способы решения проблем, способствующее выбору профессии и - в целом - становлению личности. Это главное место получения знаний. И больше всего взаимодействия в школе между учениками и учителями.
5. – А кто такой учитель, в вашем представлении? (Вывод: «Очевидно, вам повезло с учителями»)
- Хочу познакомить вас с высказыванием психолога Карла Роджерса: «У каждого человека есть ресурсы, чтобы решить любые проблемы, но не каждый знает, где лежат, как их достать и что с ними делать». Остается добавить, что у каждого человека есть ресурсы, а учителя помогают их найти.
6. Работа в группах. Представим себе ученика, который понимает, зачем он учится, и того, кто не понимает. Поговорите в группах, обменяйтесь мнениями.
7. «Озвучивание» коллективных ответов от групп, аплодисменты тем, кто ответил более точно и правильно.
- Какому портрету вы хотели бы соответствовать?
8. «Присвоение» знания как собственного достижения:
- Случались ли в вашей школьной жизни минуты, когда вы получали радость от плодов своего ученического труда? Что вы при этом чувствовали?
9. Рождение коллективной формулы ответа, для чего дети учатся (по кругу): «Мы учимся для того, чтобы …».
10. «Присоединение». Педагог транслирует собственное мнение: «Я считаю, что вы учитесь для будущей самостоятельной жизни (экономическая самостоятельность, моральная, социальная, профессиональная и т.д.). Хочу привести такие факты: в 2010 году появилось 10 новых востребованных профессий, о которых ещё в 2004 году никто не знал.
Но учитесь вы здесь и сейчас. Значит, надо научиться мыслить критически, регулировать себя, развивать в себе готовность изменять себя, ставить цели, преодолевать трудности, отвечать на вопросы: «Что я хочу?» и «Что я могу?»
11. Рефлексия. Закончите фразу: «После разговора я постараюсь …»
12. Игровой момент: Представьте, что у вас появилось 30 секунд эфирного времени. Дайте совет вашим сверстникам, как получить радость от учебного труда.
13. Завершение разговора:
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
- Я дарю вам по кусочку глины, лепите себя, свою будущую жизнь, счастье, характер. Выражение благодарности участникам.
Хорошо ли быть взрослым / легко ли быть взрослым?
(Разговор с детьми)
Цель: формирование образа взрослого человека.
Задачи:
расширить понятие «взрослость»;
способствовать выработке у обучающихся осознания себя как взрослого человека и необходимости поиска себя на пути взросления;
3. развивать умение вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
1. Приветствие-импульс.
- Я посылаю вам импульс. Пришлите мне ответный импульс, если вы хотите быть взрослыми.
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас разговор на тему: «Хорошо ли быть взрослым / легко ли быть взрослым?». Разговор – это обмен мнениями.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
Вдруг будет интересно.
3. Обмен мнениями.
- Вы себя к кому относите – к детям или к взрослым? (учащиеся отвечают по кругу)
- А как вы понимаете: что такое «взрослость»? (учащиеся в группах называют по три признака взрослого человека, аплодисментами выражают согласие с учащимися других групп).
- Я присоединяюсь к вашему мнению. Конечно же, возраст ещё не определяет, взрослый человек или нет. Я люблю искать определения в словарях, но в данном случае определение очень короткое: «Взрослость – зрелость. Взрослый - зрелый». («Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И.).
- Как вы считаете, в чём заключается зрелость? (учащиеся отвечают по кругу)
- На мой взгляд, зрелость – это постепенное приобретение разнообразных ответственностей. Ответственность за что / в чём? (учащиеся отвечают по кругу)
4. Организация работы в группах.
1 задание - Портрет взрослого человека.
- Составьте устный портрет взрослого человека (учащиеся в группах составляют портреты, представляют их, аплодисментами выражают согласие с портретом другой группы).
2 задание - Назовите в группах:
«плюсы» взрослости (1 группа);
«минусы» взрослости (2 группа);
приведите аргументы в пользу того, что взрослым быть легко, – 3 группа;
приведите аргументы в пользу того, что взрослым быть трудно, – 4 группа.
5. Проблемный вопрос.
- Взросление – это озеро, в которое ты входишь постепенно прежде, чем поплыть. Какие шаги необходимо делать по пути к взрослению, чтобы «минусов» и трудностей взросления было меньше?
Учащиеся в группах составляют лесенку к взрослению – 3 шага к взрослению. Аплодисментами выражают согласие с учащимися других групп.
6. Обращение к личному опыту.
- А хочется ли вам взрослеть? В настоящее время очень развит «инфантилизм» среди взрослых людей – это когда люди не хотят взрослеть, снимают с себя ответственность. Так нужно ли взрослеть?
- А что вы лично делаете для того, чтобы быть взрослыми? (учащиеся отвечают по кругу)
7. Рефлексия.
- Закончите предложение: «После сегодняшнего разговора я понял…».
8. Игра.
- У вас есть 30 секунд эфирного времени. Обратитесь к своим сверстникам с призывом быть взрослыми.
9. Завершение разговора. Притча о Боге.
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
- Я дарю вам по кусочку глины, лепите свое благополучие, свое счастье, свою взрослую жизнь, допускайте как можно меньше ошибок на этом трудном пути взросления.
Выражение благодарности участникам.
Самостоятельный человек: как вы это понимаете?
Цель разговора: актуализировать понятие «самостоятельность» и его значимость в жизни человека.
Задачи:
- способствовать формированию образа самостоятельного человека;
- способствовать развитию умения вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
Игра «Здравствуйте!». Педагог просит передать друг другу импульс от тех, кто хочет стать самостоятельным, сам (-а) передает импульс поддержки. Участники разговора садятся по кругу.
Вступительное слово учителя (актуализация важности встречи).
- У нас сегодня разговор. Словари подсказывают нам, что разговор – это обмен мнениями. Обращается к поэтическим строчкам:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
-О том, что хорошо,
- И хорошо не очень.
-О чем-то знаешь ты,
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Постановка проблемы:
- На самом деле, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал самостоятельным. А как вы считаете, кто такой самостоятельный человек?
(Фронтальная работа по кругу)
4. Выражение (предъявление) собственной позиции.
- А я считаю так: «Самостоятельный – это решительный, обладающий собственной инициативой, совершающий что-то собственными силами». Об этом мне поведал «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.
5. Работа в группах по определению трех основных качеств, характеризующих самостоятельного человека.
6. Озвучивание ответов.
7. Обсуждение в группах с аргументацией ответа:
- Что может случиться в жизни с тем, кто проявит себя как самостоятельный человек (или останется несамостоятельным)?
8. Заслушивание ответов, аплодисменты оригинальным и верным суждениям.
9. Просмотр презентации «Бабочка».
- О чем сюжет? Как это соотносится с нашим разговором? (свободное выражение мнений)
10. Привлечение иллюстрации из жизненного опыта детей:
- Знакомы ли вы с таким самостоятельным человеком?
- А у вас были такие случаи в жизни, когда вам пришлось проявить себя как самостоятельный человек? (аплодисменты)
- Что вы испытывали в этот момент? (рефлексия)
11. Переход на качественный уровень осознания проблемы:
- Самостоятельность – это врожденное или приобретенное качество?
- Можете ли вы уже сейчас назвать свои волшебные способы, как стать самостоятельным? (называют способы)
12. «Присоединение»
- Многие люди тоже думали над проблемой самостоятельности человека. Например, британский советник по образованию, писатель Кен Роббинсон (к тому же,
инвалид) добился высоких целей в жизни. Прислушайтесь к его словам: «Самостоятельный человек умеет ставить цель, умеет принимать самостоятельные решения, у него есть навыки самоконтроля поведения и эмоций. Главное – он отвечает за свои поступки».
- Согласны ли вы с этой мыслью?
13. Рефлексия:
«После разговора я постараюсь …» (продолжают фразу).
14. Игра. Представьте, что у вас есть 30 секунд эфирного времени. Что мы пожелаем своим сверстникам, на пути приобретения самостоятельности?
15. Завершение разговора.
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
Я дарю вам по кусочку глины, лепите себя, свою самостоятельность, счастье, характер. Выражение благодарности участникам.
Что вы делаете для сохранения своего здоровья?
Цель: формирование здорового образа жизни школьника.
Задачи: способствовать расширению понятия « «здоровье»;
- культивировать позицию воспитания в себе потребности быть здоровым;
- формировать представление о способах сохранения здоровья;
- развивать умение вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
1. Приветствие-импульс.
- Я посылаю вам импульс. Пришлите мне ответный импульс, если вы интересуетесь своим здоровьем.
2. Вступительное слово учителя
- Сегодня у нас разговор на тему: «Что вы делаете для сохранения своего здоровья?» Разговор – это обмен мнениями.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
3. Обмен мнениями.
- Что такое здоровье? (фронтальный опрос по кругу)
- Я согласна с вами. А мне, как всегда, словари помогают сформулировать мнение. «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. говорит: «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие». Всемирная организация Здравоохранения даёт такое определение здоровью: «Здоровье – состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
- Какое общее понятие у этих определений? (учащиеся определяют, что это слово «благополучие»)
«Благополучие – то же, что и счастье, – достижение всех благ, к которым стремится человек» (словарь Ожегова С.И.)
4. Прием «присоединения».
- Предлагаю вам поразмыслить над высказываниями знаменитых людей:
«Здоровье – всему голова». (русский писатель М.А.Шолохов)
«Здоровье дороже золота» (английский драматург У.Шекспир)
«9/10 нашего счастья зависит от здоровья» (немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр)
- Я с ними согласна. А вы?
5. Организация работы в группах. Портрет здорового человека.
- Составьте устный портрет человека, который старается /не старается сохранить своё здоровье (учащиеся в группах составляют портреты, представляют их, аплодисментами выражают согласие/несогласие с портретом другой группы).
- Какому портрету вы хотите соответствовать? (ответы по кругу)
6. Проблемный вопрос и поиск решения.
- Как вы считаете, здоровье – это врождённое или приобретённое качество?
- А как сохранить здоровье? Давайте составим лестницу «Шаги к здоровью».
- Какие методы сохранения здоровья вы знаете?
- народные методы; профилактические методы; медицинские; методы будущего.
Учащиеся в группах выбирают методы и составляют лестницу «Шаги к здоровью».
7. Обращение к личному опыту.
- Знаете ли вы людей, которые заботятся о своем здоровье? Приведите примеры.
- А что вы лично делаете для сохранения здоровья?
8. Рефлексия.
- Закончите предложение: «После сегодняшнего разговора я постараюсь…».
9. Игровой момент.
- У вас есть 30 секунд эфирного времени. Обратитесь к своим сверстникам с призывом заботиться о здоровье.
10. Притча о Боге.
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
- Помните, я говорила вам, что 9/10 счастья человека зависит от здоровья? Я дарю вам по кусочку глины, лепите свою жизнь, свое счастье, свое здоровье, учитесь относиться к нему как к ценности, сохраняйте его. И помните об этой цифре: в здоровье человека - 9/10 его счастья!!!
Выражение благодарности участникам.
Умеешь ли ты дружить?
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
У. Шекспир
Цель: актуализировать понятие значимости дружбы в жизни человека.
Задачи:
- способствовать расширению понятия «дружба», осознанию себя как друга;
- способствовать развитию умения вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
Игра «Здравствуйте!»
Дети берутся за руки, становятся в круг. Педагог посылает им импульс и просит послать ответный импульс от тех, кто желает узнать, умеет ли он дружить.
2. Вступительное слово учителя.
- У нас сегодня разговор. Словари подсказывают нам, что разговор – это обмен мнениями, это общение. При любом общении мы стараемся придерживаться правил: не перебивать друг друга, соблюдать правило одного голоса, каждый имеет право быть услышанным, высказать свою точку зрения, услышать слова благодарности от других.
Обращается к поэтическим строчкам:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
-О том, что хорошо,
- И хорошо не очень.
-О чем-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
-Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Обмен мнениями на тему, что такое дружба, - по кругу, в свободной форме выражения мысли («Дружба – это …», «Дружба – это когда …», «Дружить – значит …» и т.д.). Аплодисменты за наиболее точный (удачный, интересный, глубокий) ответ.
«Присоединение».
- Я тоже имею свое мнение на этот счет. Считаю, что без дружбы жизнь была бы однообразной, скучной, не было бы общения, которое важно и для вас, и для меня.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк так отзывался о дружбе: «Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может дать больше этого?» Позволю себе согласиться с мнением писателя, я тоже считаю, что дружба рождает тепло.
Работа с понятием.
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое определение дружбы - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
6. Фронтальная беседа (учитель записывает ответы на доске):
- Какие качества вы цените в своих друзьях и почему? Подводит итог: «Я тоже ценю эти качества в своих друзьях».
7. Работа в группах:
Одни обсуждают в группах проблему: что будет с теми, кто умеет дружить; другие – что ожидает тех, кто не умеет дружить.
8. «Озвучивание» ответов, дети аплодируют глубоким и верным суждениям.
9. Апелляция к практическому опыту обучающихся:
- А в вашем жизненном опыте есть примеры глубокой, искренней, настоящей дружбы?
Есть ли у вас друг? Поблагодарите его за дружбу.
- Как вы считаете, умение дружить – это врожденное или приобретенное качество? Что тогда нужно сделать, чтобы научиться дружить? (фронтально по кругу)
10. Рефлексия
Закончить предложение: «После сегодняшнего разговора мне хочется …»
11. Игровой момент:
У вас есть 30 секунд эфирного времени. Посоветуй своим сверстникам, как стать настоящим другом.
12. Завершение разговора. Притча-подарок:
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
Я дарю вам по кусочку глины, лепите свою жизнь, свое счастье, учитесь дружить, будьте настоящими друзьями. Выражение благодарности участникам.
Успешный человек – как это понимать?
(Разговор с детьми)
Цель: актуализировать понятие «успешный человек» и важность достижения успеха в жизни для человека.
Задачи:
- способствовать расширению понятия «успех»;
- способствовать осознанию себя как успешного человека в разных сферах жизни;
- развивать умение вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
Игра «Импульс». Педагог передает участникам импульс и просит прислать ответный импульс от тех, кто интересуется данным вопросом. Участники разговора садятся в круг.
Вступительное слово учителя (актуализация важности встречи).
- У нас сегодня разговор. Словари подсказывают нам, что разговор – это обмен мнениями. Обращается к поэтическим строчкам:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
-О том, что хорошо,
- И хорошо не очень.
-О чем-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
- Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
3. Правила работы в группах.
- Давайте вспомним правила общения при разговоре (на доске):
1. Будьте вежливы.
2. Будьте терпимы к иному мнению.
3. Не прерывайте собеседника.
4. Умейте слушать и слышать.
5. Следуйте правилу одного голоса.
4. Организация работы в парах, установка:
- Вероятно, каждый из вас стремится быть успешным. А что такое «успех»? Обсудите в парах.
5. «Озвучивание» ответов в парах. Лучшие ответы оцениваются аплодисментами.
6. Прием «присоединения»:
- Я тоже так считаю. Более того, ваше мнение во многом совпало с определением успешности в «Толковом словаре русского языка» Ожегова Сергея Ивановича: «Успешный – сопровождающийся успехом, удачливый. Успех – достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо».
7. Работа в группах (обрисовать портрет успешного/неуспешного человека).
8. «Озвучивание» мнения групп, аплодисменты ответам, с которыми согласны. Какому портрету вы хотите соответствовать? (поднятием руки)
9. Апелляция к жизненному опыту обучающихся:
- А вы знаете успешных людей?
- А вы когда-то ощущали себя успешным человеком? Как вы себя при этом чувствовали?
10. Проблемный вопрос. Как вы считаете, это врождённое качество или приобретённое? Как его приобрести? Предложите 3 шага к успеху (в группах).
11. «Присоединение». Я согласна с вами. Хочу предложить вам упражнение, которое поможет вам увидеть еще одну грань успеха.
12. Упражнение «Верёвка». Необходимо, взявшись руками за кончики веревки, завязать узел, не выпуская концы верёвки из рук. (Как правило, дети не справляются с заданием).
Учитель предлагает вариант решения проблемы: необходимо скрестить руки на уровне груди и только тогда взять веревку.
- К какому выводу мы можем прийти в результате выполнения этого упражнения?
1. Верить в успех.
2. Выйти за рамки привычного.
3. Быть терпеливым.
4. Довести начатое до конца.
13. Притча «Падать и подниматься». Хочу предложить вам ещё один шаг к успеху. Послушайте, пожалуйста, притчу.
Однажды ученик пришёл к учителю и спросил:
- Учитель, что делать, если я упал?
- Поднимайся.
- А если я снова упаду?
- Снова поднимайся.
- И что, всё время падать и подниматься?
- Да, падать и подниматься.
Только тот человек, который научился подниматься после падения, сможет достичь успеха. Хотите быть успешными – будьте ими! Дружите с успешными людьми, общайтесь с успешными людьми, читайте про успешных людей. Старайтесь в любом деле достичь успеха.
14. Рефлексия. Закончите фразу: «После сегодняшнего разговора я постараюсь…».
15. Игровой момент:
- Представьте, что у вас есть 30 секунд эфирного времени. Посоветуйте своим сверстникам, как достичь успеха.
16. Подведение итогов.
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
- Я дарю вам по кусочку глины, лепите себя, свою успешную будущую жизнь. Выражение благодарности участникам.
Что значит быть гражданином своей страны?
Цель: актуализировать понятия «гражданин» и «гражданская позиция».
Задачи:
- способствовать расширению понятия «гражданин», «Отечество», «гражданский долг», «гражданская позиция»;
- способствовать формированию потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- развивать умение вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
1. Игра «Импульс». Дети и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог просит прислать импульс от тех, кто хочет пообщаться и получить ответ на вопрос, что значит быть гражданином своей страны. Демонстрирует свою готовность к разговору, посылая ответный импульс.
2. Вступительное слово учителя (актуализация важности встречи).
- У нас сегодня разговор. Словари подсказывают нам, что разговор – это обмен мнениями. Обращается к поэтическим строчкам:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
-О том, что хорошо,
- И хорошо не очень.
-О чем-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
- Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
- Надеюсь, что нам сегодня будет интересно.
3. Вступительное слово учителя:
- Ещё в XIX веке наш знаменитый поэт Н.А.Некрасов размышлял:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
……………………
У Н.А.Некрасова есть ответ на этот вопрос, мы в нашем разговоре тоже попытаемся его найти.
4. Постановка проблемы (актуализация темы):
- Как вы понимаете, кто такой гражданин?
Педагог предлагает организовать работу в группах, обсудить и назвать по три главных качества гражданина.
Возможные ответы детей: - не покинет страну; - знает гимн; - любит язык; - гордится историей; - уважает обычаи; - живет на территории государства; - дорожит государственными символами.
5. Прием «присоединения»:
- Я тоже разделяю ваше мнение. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова дает нам такое определение гражданина: «Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой, наделенное правами и обязанностями». Понятие «гражданская позиция» проистекает из формулировки – это позиция человека, который проживает на данной территории, выполняет все обязанности по отношению к государству, чтит законы и разделяет его политику и ценности.
6. Перевод разговора на качественно новую ступень осознания проблемы:
- Многие знаменитые люди тоже искали ответ на вопрос, кто такой гражданин. «Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности, для твоего счастья, для твоего благополучия», - утверждал французский философ, литератор Клод Адриан Гельвеций.
- Как вы считаете, любого ли человека, проживающего на территории государства, можно назвать гражданином?
- Кого из известных вам людей можно назвать гражданином нашей страны? (М.В.Ломоносов, Петр I, Александр Матросов, А.С.Пушкин, Д.С.Лихачев, Игорь Кваша, Чолпан Хаматова, Александр Градский и др.) – по кругу. Похвалить того, кто продемонстрировал свою гражданскую позицию.
7. Перевод знаний в личностную парадигму:
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы почувствовали свою принадлежность отечеству? (пел гимн, болел за Россию, достигал победы, оказывал помощь больным детям и т.д.) – по кругу.
- Признаком гражданства является паспорт гражданина России. Он у вас уже есть (вам предстоит его получить). Что вы почувствовали в момент его вручения вам? (единичные ответы). Похвалить того, кто продемонстрировал свою гражданскую позицию.
8. Подведение итога этапа:
- А теперь мы вновь обратимся к строчкам стихотворения Н.А.Некрасова:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын!
- Для меня эти строчки очень значимы. А вы согласны с таким ответом?
9. Рефлексия. Педагог предлагает закончить фразу: «После сегодняшнего разговора я …».
10. Игровой момент: Представьте, что у вас появилось 30 секунд эфирного времени. Дайте совет вашим сверстникам, как стать настоящим гражданином.
11. Завершение разговора:
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
- Я дарю вам по кусочку глины, лепите себя, свою жизнь в родном государстве, свою гражданскую позицию и идеалы служения Отечеству. Выражение благодарности участникам.
Является ли для тебя здоровье ценностью?
Цель: актуализировать внимание обучающихся на осознание здоровья как главной общечеловеческой ценности.
Задачи:
- способствовать расширению понятия «общечеловеческие ценности», «здоровье как ценность»;
- культивировать позицию воспитания в себе потребности быть здоровым;
- развивать умение вести диалог, обмениваться мнениями на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия иной точки зрения.
Ход разговора
Игра «Здравствуйте!»
Дети берутся за руки, становятся в круг. Педагог посылает им импульс с пожеланием здоровья и принимает его от тех детей, которые хотят быть здоровыми.
2. Вступительное слово учителя.
- У нас сегодня разговор. Словари подсказывают нам, что разговор – это обмен мнениями, это общение. При любом общении мы стараемся придерживаться правил: не перебивать друг друга, соблюдать правило одного голоса, каждый имеет право быть услышанным, высказать свою точку зрения, услышать слова благодарности от других.
Обращается к поэтическим строчкам:
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
-О том, что хорошо,
- И хорошо не очень.
-О чем-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
-Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
- Сегодня мы поговорим с каждым из вас об отношении к ключевым ценностям и - в частности - к здоровью.
3. Актуализация понятия «ценности»:
- Что такое ценность? – ответы по кругу (главное, значимое для человека в любые времена).
- Назовите общечеловеческие ценности (жизнь, мир, природа, дружба, любовь и т.д.)
4. Акцентирование обучающихся на восприятие здоровья как ценности:
- По данным Минсоцразвития в 2012 году, было установлено, что 50% современных школьников имеют отклонения в здоровье (наличие хронических заболеваний), 40% находятся в зоне риска, и только 10% здоровы. Оказывается, здравоохранение и наше общество озабочены проблемой здоровья своих граждан, подрастающего поколения.
5. Словарно-лексическая работа
- Давайте вспомним слова с тем же корнем, что и слово «здоровье», - здравие, заздравный, здравоохранение, здравствуй, здоровенький, выздоровление, здоровяк и др. Это очень большая группа однокоренных слов. Недаром народ сложил множество пословиц, крылатых выражений о здоровье: «Здоровье за деньги не купишь», «Будьте здоровы», «Пребывать в добром здравии», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.
6. Постановка задач группам:
- Как вы понимаете, что такое здоровье? Посовещайтесь в группах и назовите 3 главных признака здоровья.
7. Обсуждение в группах и озвучивание мнений, аплодисменты правильным ответам.
8. Подведение итога этапу:
- А мне, как всегда, помогают словари. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое толкование слова «здоровье» - это правильная, нормальная деятельность всего организма, его физическое и психическое благополучие. Подобную формулировку понятию дает Всемирная организация здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Обратите внимание, благополучие – это то же счастье в достижении всех благ, к которым стремится человек.
9. Прием «присоединения».
- Предлагаю вам поразмыслить над высказываниями знаменитых людей:
«Здоровье – всему голова». (русский писатель М.А.Шолохов)
«Здоровье дороже золота» (английский драматург У.Шекспир)
«9/10 нашего счастья зависит от здоровья» (немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр)
- Я с ними согласна. А вы?
10. Задание группам: представить здорового/нездорового человека, назвать его/их характерные особенности (качества).
11. Заслушивание решения групп, аплодисменты удачным и правильным ответам.
- А какому портрету вы хотели бы соответствовать?
12. Прием «присоединения».
- Я тоже, случается, чувствую себя здоровой или нездоровой. Когда я нездорова, я понимаю, что здоровье – это великая ценность, а когда я здорова – могу сделать очень многое, я весела и счастлива.
- А в вашей жизни случались моменты плохого самочувствия? Что вы испытывали в эти минуты?
13. Перевод разговора на новый, более сложный уровень осознания проблемы:
- Как вы считаете, здоровье – приобретенное или врожденное свойство? (одним оно дается от рождения, но не всем удается сберечь; другим от рождения не дается, но они буквально «собирают» здоровье по крупицам и более других понимают, что здоровье – это величайшая ценность и благо).
- Знаете ли вы таких людей? Знаете ли вы тех, для которых здоровый образ жизни – норма? (например, параолимпийцы, примеры из семейных историй).
14. Рефлексия
Закончите фразу: «Сегодня я понял, что здоровье – это …»
15. Игровой момент
- Представьте, что у вас есть 30 секунд эфирного времени. Обратитесь к своим сверстникам с призывом беречь здоровье, ваше выступление можно украсить лозунгом.
16. Завершение разговора. Притча-подарок:
- Завершая разговор, я хочу подарить вам притчу: «Бог слепил человека из глины Кусочек глины у него остался.
- Что еще слепить тебе?
- Слепи мне счастье.
Ничего не сказал Бог, лишь вложил в руку человека оставшийся кусочек глины».
- Помните, я говорила вам, что 9/10 счастья человека зависит от здоровья? Я дарю вам по кусочку глины, лепите свою жизнь, свое счастье, свое здоровье, учитесь относиться к нему как к ценности. И помните об этой цифре: в здоровье человека - 9/10 его счастья!!!
Выражение благодарности участникам.
Легоцкая Вера Сергеевна