В помощь учителю (подготовка поурочного плана)
В помощь учителю (подготовка поурочного плана)
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ
Урок усвоения новых знаний
Урок усвоения умений и навыков
Урок применения знаний навыков и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок контроля и коррекции знаний и умений
Комбинированные уроки
Структура урока в зависимости от типа приведены в приложении 1. В зависимости от выбранного типа урока учитель подбирает этапы урока используемые формы и методы.
Этапы |
Формы и методы |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности рабочего места |
Сообщение домашнего задания |
Объяснение, рассказ: указывается, что нужно повторить к следующему уроку (фундамент для будущей актуализации). объясняется учащимся содержание их самостоятельной работы: объем, источники информации, форма отчета. |
Проверка домашнего задания практического характера |
Выборочная проверка работ, выполнение домашней работы у доски, проверка тетрадей, опрос, взаимоконтроль, взаимоопрос |
Актуализация чувственного и практического опыта, опорных знаний, умений и навыков. Проверка ранее усвоенных знаний. |
Устный счет, фронтальный опрос или беседа, викторина, проверочные работы, тесты, карточки: Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. “Разрезные” теоремы. Перфокарты. Карточки - тренажеры. Творческие задания. “карточки-информаторы”, “карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”. |
Мотивация учебной деятельности |
Беседа, рассказ |
Сообщение (формулировка с помощью учащихся) темы, целей и задач урока |
Сообщение, беседа, проблемные задания |
Изучение нового материала (вводные упражнения), осмысление учащимися содержания практических действий |
Необходимо опираться на особенности психического развития ученика: - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный) объяснение, лекция, дискуссия, рассказ, экскурсия, фильм, использование ЦОР составление таблиц, схем, опорных конспектов демонстрация приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов, видео и аудио фрагментов, иллюстраций, презентаций, практические и лабораторные работы исследовательского типа под руководством учителя карточки, работа по алгоритму, работа с книгой |
Первичное применение приобретенных знаний, умений (тренировочные и пробные упражнения) |
Различные тренировочные упражнения и задания (устные и письменные), лабораторные и практические работы, карточки (например, с индивидуальным заданием, разноуровневые), самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой, опрос у доски, карточки и т.д. |
Применение учащимися знаний и умений в стандартных условиях с целью усвоения навыков |
Рассказ, дискуссия, беседа, диалог, проблемный вопрос различные воспроизводящие упражнения и задания (устные и письменные), проверочные, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, карточки (например, с индивидуальным заданием, разноуровневые) |
Творческий перенос знаний и умений в новых или изменяющихся условиях с целью формирования навыков |
Творческие задания, работы, практические самостоятельные работы, по заданиям которые еще не разбирались выступление учащегося |
Проверка и коррекция знаний учащихся, основных понятий, умений |
Опрос, проверка работ в тетради выборочная или фронтальная |
Обобщение и систематизация знаний |
Беседа, анализ учащимися материала, проверка работ в тетради, выводы учащихся по материалу урока |
Подведение итогов урока |
Беседа, выставление оценок. Рефлексия в конце урока (рефлексия-анкета, рефлексия содержания учебного материала (эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного) комплимент-похвала. |
Приложение 1.