Предмет: подгрупповое логопедическое занятие Дата: 18.11.2023 г. Возраст 9-11 лет Учитель-логопед Кузьменюк В.Я.
Тема: Различение гласных а – я.
Цель: Обучающие закрепят навыки различать гласные А, Я в устной и письменной речи
Задачи:
Развитие фонематического восприятия;
Совершенствование грамматического строя;
Развитие связной речи;
Развитие внимания, памяти, мышления.
Образовательные:
Коррекционно - развивающие:
- Развивать языковой синтез.
- совершенствование фонематического слуха,
- активизация словарного запаса по теме «Осень»;
- совершенствование координации движения тела, речевого дыхания;
- развитие памяти, слухового восприятия, мышления;
- формирование жизненных компетенций.
- совершенствование навыка словообразования.
Воспитательные:
- формирование навыков дисциплинированности на занятиях;
- формирование навыков самостоятельности, сотрудничества, взаимодействия;
-развитие у обучающихся коммуникативной компетентности,
(воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей)
-формирование самооценки обучающихся.
Технологии: коррекционно-развивающие; здоровьесберегающие; игровые, информационно-коммуникационные
Методы обучения: формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: зеркала, дидактический материал, схемы слов, индивидуальные карточки,
- -карточки на каждого ребёнка
-ИКТ (мультимедийная презентация)
Кодификаторы: Л 2.1; Л 2.2; Л 2.3; Л 2.4; К 1.2; К 1.3; К 1.4; К 1.5; К 2.1; К 2.3; К 2.4; Р 1.1; Р 1.2; Р 1.3; Р 1.4; Р 2.1; Р 2.3; Р 2.4; Р 3.1; Р 3.2; Р 3.3; П 1.2; П 2.1; П 3.2; П 3.3
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
1. Мотивация к деятельности. Цель: Организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя обучающихся на занятие. | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на занятие. | Приветствие, настрой на работу -Ребята, приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить. | Коррекция поведения, внимания фонематического слуха, мыслительных операций: анализ, обобщение, исключение |
2.Актуализация знаний | Формулируют тему урока совместно с обучающимися. | - Какое время года сейчас у нас? Правильно, осень. Здесь у нас на листочках гласные и мы их в течение урока распределим по местам (т.е.которые смягчаю согласные и делают их мягкими и, которые не смягчают и оставляют согласные твердыми). Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные. Повторение ранее пройденного материала. Логопед предлагает учащимся вспомнить, как, образовываются гласные 2 ряда. Вывешивается таблица с гласными 1 и 2 ряда. Предлагает сравнить пары гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, А-Я. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их сегодня различать. - Тема занятия – Различение гласных а – я. | Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, |
3. Логопедическая зарядка Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе, работа по подвижности артикуляционного аппарата | Артикуляционные упражнения перед зеркалом, с учителем по подражанию, по инструкции, самостоятельно Подведение итога | - Прежде, чем мы начнем с вами дальше работать, сделаем зарядку для язычка Гимнастика для языка - Чтобы правильно произносить звуки – подготовим язычок - Смотрим на экран и выполняем. (артикуляционная гимнастика (мультик) общая - Молодцы! | Коррекция плавного речевого выдоха Формирование артикуляционных укладов Формирование правильного дыхания Формирование чёткости, точности, внятности, чистоты речи Коррекция памяти, слухового внимания, памяти Коррекция звукопроизношения |
4. Изучение нового материала. Постановка учебной задачи. Цель: развивать умение различать род имен прилагательных, активизировать словарь, развивать фонематический слух 5.Физминутка Цель: Развитие речевой и двигательной активности, психологической комфортности, коммуникабельности, навыков общения. | Работа с карточками Игра с полосками. Прослушать слоги, повторить в той же последовательности. Двигательная разминка | Сегодня вы будете различать парные гласные, а какие, определите сами. а) Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение. Вот буква вроде шалаша. Не правда ль буква хороша! И хоть она проста на вид. А начинает алфавит. Так, какую первую букву вы будете сегодня различать? Определите, какая вторая буква. Я – бродяга с рюкзаком. Путешествую пешком. б) Сравнение гласных А, Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало). Дифференциация А и Я в слогах. а) Прослушайте слоги, скажите, какой гласный вы слышите. МА, НА, СА, МЯ, НЯ, ЛА, НА, ПЯ, ФЯ. Произнесите слоги парами, как звучат согласные в каждой паре? МА-МЯ, ТА-ТЯ, ЛА-ЛЯ, ДА-ДЯ, НА-НЯ, СА-СЯ, РА-РЯ, БА-БЯ. б) Работа с сигнальными карточками. Прослушайте слоги, поднимите карточку с гласной, звук которой вы слышите в слоге. ТА, МЯ, НА, РЯ, ЛА, СА, ЗА, ЖА, ША, ФА, ВЯ, ШЯ. в) Запишите в две строчки, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я (разными пастами). ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ. Проверка: прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую. Дифференциация гласных А и Я в словах. а) Игра «Весёлые буквы А и Я». Логопед рассказывает детям сказку про буквы А и Я. «Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы . Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят». На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную А на Я и наоборот и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове. ИГЛА ШЛЯПЫ МАЛ ФЛАГ ЛЯМКИ МАТЬ КРАСКИ ЗЕМЛЯ ВАЛ б) Спишите слова. Вместо точек вставьте гласную А или Я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными гласными. (Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет как звучит согласный перед вставленной буквой и уточняет, какую букву надо писать, после мягкой согласной. Затем ученики выполняют задание самостоятельно. п…рус п…тки с…дик л…мка л…пки р…дом м…ски тр…пки в) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы карандашами разного цвета. ДОСКА, МАРКА, ЗМЕЯ, АИСТ, АЛАЯ, СТАРАЯ. г) Прочитайте слова парами. Прослушайте, как звучит гласная Я в первом и втором слове. Объясните, почему она звучит по-разному. Спишите слова парами, подчеркните выделенные слоги. сеМЯ – сеМЬЯ КоЛЯ – коЛЬЯ дереВЬЯ – Вянут браТЬЯ - ТЯнут д) (Устно). Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом. МАЛ – МЯЛ РАД – РЯД САД – СЯДЬ - Под музыку отбиваем ритм. | Развитие связной речи Коррекция фонематического слуха, Коррекция каллиграфии Развитие умения дифференцировать слова Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация Обогащение, активизация словаря Расширение кругозора Коррекция дисграфии Коррекция фонематического слуха, связной речи, активизация словаря Коррекция слухового внимания, памяти Коррекция связной речи Обогащение, активизация словаря Расширение кругозора Коррекция дисграфии Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация Развитие мыслительных Операций, анализ, |
7. Итог. Рефлексия Цель: Подвести итоги занятия. Приучать обучающихся к самоконтролю, адекватной самооценке | Самое интересное на занятии было … Я научился … Я узнал нового… | -Чему вы сегодня учились на занятии? - Я вам дам смайлики, а вы найдете выражение, которое соответствует вашему настроению. | Формирование самоконтроля, адекватной самооценки |
Дополнительно | | | |