Урок на тему «Правописание гласных а, у после согласных ч, щ в буквосочетаниях ча-ща»
Сведения об авторе
Новоселова Елена Анатольевна
Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1»
Ленинградская область, город Кингисепп
Технологическая карта урока обучения грамоте (послебукварный период) в первом классе
Тема урока: Правописание гласных а, у после согласных ч, щ в буквосочетаниях ча-ща.
Место урока в серии других уроков: № 99
Система учебников «Школа России». Курс «Обучение грамоте» авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина и др.
Цель |
Создать условия для осознания и осмысления обучающимися информации о правописании буквы «а» после согласных ч, щ в буквосочетаниях ча / ща. |
||||
Задачи |
расширить представления обучающихся о звуках [ч’], [щ’] как мягких шипящих согласных; развивать умение обучающихся наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки [ч’], [щ’]. учить находить орфограмму в словах с сочетаниями ча-ща; правильно писать слова с этими сочетаниями; развивать речь, фонематический слух, память, мышление; пополнять словарный запас учащихся; прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции. |
||||
Планируемые результаты |
|
||||
Тип урока |
урок усвоения нового знания. |
||||
Методы
Формы работы |
Методы: проблемно - диалогический метод, наглядный метод, работа в парах. Фронтальная, парная, индивидуальная. |
||||
Необходимое техническое оборудование |
Рабочая тетрадь, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация. Карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, средства обратной связи (веер знаков), полоски бумаги красного, желтого, голубого цвета для самооценки, |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
|
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока - Проверим готовность к уроку. Вот звенит для нас звонок - Начинается урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Ручка, карандаши и тетрадка? - Ну что ж, к уроку все готово. - Какое у вас настроение? Покажите полоску зелёного цвета, если у вас радостное рабочее настроение, полоску желтого цвета, если немного волнуетесь и полоску красного цвета, если испытываете сильное волнение и тревогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Если будут трудности, мы всегда придём друг другу на помощь. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Личностные: Мотивация к учебной деятельности и самоопределение |
- Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем много нового и интересного, многому научимся. Ну что ж приступим? Дети (хором): Да. - Давайте откроем тетради и начнем работать. Как вы думаете, с чего мы начнем нашу работу? (Запишем дату и слова Классная работа) - Без чего не может быть правильного письма? (Без правильной посадки) Вспомним правила посадки. Посмотрите на слайд. Он вам поможет вспомнить правила посадки (Ученики проговаривают правила посадки) Ученики оформляют запись в тетради. (Комментированное письмо) |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Формирует у обучающихся осознание этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке. |
Повторяют требования к ученику со стороны учебной деятельности. С помощью учителя определяют последовательность действий на уроке |
Личностные: формирование личностной заинтересованности. Регулятивные: формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение договариваться о правилах поведения в школе и следовать им. |
|
2. Актуализация опорных знаний. Минута чистописания.
|
- Что мы обычно делаем дальше? (Думаем, чем будем заниматься на уроке.) - Загадки помогут вам догадаться, какие буквы будут главными на уроке. Дети, помогите мне отгадать загадки. Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве… Дети (хором): Че. Запишем букву-отгадку в тетрадь. Учитель дает образец написания заглавной и строчной буквы «ч» на доске. Чч - Что вы можете рассказать об этой букве? Дети по очереди называют признаки звука [ч´]. Буква Ч обозначает звук ч´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. - Первую буквы мы узнали. |
Организует работу по осознанию плана работы на уроке. Организует работу по звукобуквенному анализу,
|
Осознают план деятельности на уроке. Проводят звукобуквенный анализ, понимают знаково-символическое моделирование.
|
Коммуникативные: полные ответы учащихся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации. Регулятивные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), способность строить речевое высказывание с опорой на модель. Познавательные: выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор; анализ объектов с целью выявления признаков. |
Отгадаем вторую загадку. Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща- От леща осталась… Дети (хором): Ща Запишем букву-отгадку в тетрадь. Учитель дает образец написания заглавной и строчной буквы «щ» на доске. Щщ - Что вы можете рассказать об этой букве? Дети по очереди называют признаки звука [щ´]. Буква Щ обозначает звук щ´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. Как вы думаете, почему я загадала загадки именно про эти буквы? Потому что эти буквы будут главными на уроке. Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность: (образец на доске) Чч Ччч Щщ Щщщ Подчеркните соединение, которое, по-вашему, получилось лучше всего. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Звуки: ж, ш, щ ', ч '. Звуковички помогут вам вспомнить, чем отличаются звуки ж, ш от звуков ч', щ'? Поиграем вместе со смешариками в игру «Верно – не верно». Если вы согласны с высказыванием, ставите в тетради знак «плюс», если нет - «минус» Проверим работу. Я читаю вопрос, вы показываете тот знак, который поставили. Если ваш ответ совпадает, похвалите себя, обведите его в кружочек. |
||||
3. Формулирование темы и задач урока, планирование деятельности.
|
Какой вопрос возникает у нас, когда в словах встречаются звуки щ ', ч '? Посмотрите на слайд и сформулируйте вопрос урока. Какую букву надо писать в сочетании ча-ща? Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? Повторить, как пишутся сочетания ча-ща, и тренироваться писать слова с этими сочетаниями. |
Подводит учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. |
Формулируют тему урока и определяют задачи. |
Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование – составление плана действий (с помощью учителя); Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя. |
4. Построение проекта выхода из затруднения
Гимнастика для глаз
|
Чтобы правильно писать слова с сочетаниями ча, ща. необходимо научиться находить эти сочетания в словах. Для этого понаблюдаем над словами, в которых есть эти сочетания. Рассматривание рисунка. (Туча) – Что это? Дети называют то, изображено на рисунке. Давайте запишем слово, которое мы назвали. Учитель пишет слово туча, перед буквой «а» останавливается. _ Почему я остановилась? - Надо решить, какую букву гласного писать. Почему возникло затруднение? На слух определить очень трудно: слышим [а], а написать можем а или я. – Как называется это место в слове? Орфограмма. – А какой сигнал, предупреждение об этой орфограмме? - Шипящий [ч’]. Подчеркнём букву ч двумя чертами. – Какую букву выбрать? Ответы детей. – Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а. Буква «а» после ч и щ – это орфограмма. Как нужно подчеркнуть её? (Одной чертой.) Прервем нашу очень интересную работу, дадим отдых нашим глазам.
Вернемся к нашему исследованию. Продолжаем учиться находить сочетания ча-ща в словах. Рассматривание рисунка. (Щавель) – Что это? Дети называют то, что видят на рисунке. Давайте запишем слово, которое мы назвали. Учитель пишет слово щавель, перед буквой «а» останавливается. _ Почему я остановилась? - Надо решить, какую букву гласного писать. Почему возникло затруднение? На слух определить очень трудно: слышим [а], а написать можем а или я. – Как называется это место в слове? Орфограмма. – А какой сигнал, предупреждение об этой орфограмме? - Шипящий [щ,]. Подчеркнём букву щ двумя чертами. – Какую букву выбрать? Ответы детей. – Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а. Буква «а» после ч и щ – это орфограмма. Как нужно подчеркнуть её? (Одной чертой.) Результаты наших наблюдений внесем в карточку. (см. карточку 1) Проверка по слайду. |
Подводит детей к самостоятельному выводу написания сочетаний ча-ща Организует исследовательскую деятельность детей.
Организовать отдых для снятия напряжения с глаз. Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
|
Выполняют комплекс упражнений для снятия физического и эмоционального напряжения. |
Предметные: Подведение под новое понятие уже имеющегося знания. осуществлять анализ, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; Регулятивные: Самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, знаково-символическое моделирование; сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.
Личностные: Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной личности, соблюдения здорового образа жизни.
|
Физкультминутка. |
Мы сделали вывод. Перед тем, как продолжить учиться писать слова с сочетаниями ча-ща, нам необходимо отдохнуть. |
Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
|
Выполняют комплекс упражнений для снятия физического и эмоционального напряжения. |
Личностные: Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной личности, соблюдения здорового образа жизни. |
5. Первичное закрепление. Освоение новых способов действий. |
Мы повторили правило, какая задача стоит теперь перед нами? Тренироваться писать слова с этими сочетаниями. Чтение стихотворения (у детей на партах лежат карточки со стихотворением) ЧА и ЩА, ЧА и ЩА – Роща, чаща и свеча. Пища, куча, каланча – С буквой А и ЧА и ЩА. В сочетаниях ЧА - ЩА Пишем только букву А. Слова рассыпались. Соберем их и запишем получившиеся слова. Дети у доски с помощью указки показывают собранное слово и записывают его на доске с комментарием. Работа в парах. Обсудите с соседом по парте, какими словами из справок нужно дополнить предложения и как изменить слова, чтобы подружить их между собой. (см. карточку 2) Ученики работают в парах на карточке. Проверка по слайду. Списывание получившихся предложений в тетрадь. Повторение алгоритма списывания. Взаимопроверка. Назовите слова с сочетаниями, над которыми мы сегодня работали. |
Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
|
Анализируют, осуществляют выбор подходящего слова. Воспроизводят информацию. Изменяют форму слова для связи слов предложении. Обсуждают в паре, делают вывод. Записывают предложения. |
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, развитие монологической речи. Познавательные: Ориентация в тетради, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном. Регулятивные: Действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.
|
6. Рефлексия деятельности
|
-Вспомните, какую задачу мы перед собой поставили на уроке?
- Сформулируйте правило, которое мы открыли на уроке. Как выдумаете, над какими сочетаниями нам предстоит поработать на следующем уроке? Слова с сочетаниями чу-щу. - Какие задания вам понравились? Вернемся к полоскам, которые мы поднимали вначале урока. Оцените себя сами. Если почти все поняли, поднимите полоску зеленого цвета, если все поняли – синего, если все поняли и можете объяснить другу, то красную. Всем спасибо за урок. |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
|
Оценивают результаты своей деятельности на уроке
|
Регулятивные: Оценка своих достижений, осознание трудностей Прогнозирование деятельности на следующий урок.
Личностные: Учебно-познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке |
Приложение.
Карточка 1
Согласные шипящие звуки
[ ч'] и [ щ'] всегда _____
После ч и щ пишется буква ______
ЧА – ЩА ПИШИ С БУКВОЙ _________
Карточка 2.
Подбери подходящее по смыслу слово. Подружи слова между собой. Запиши слова.
Мыши ___________ .
Дятлы ___________ .
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Галина Владимировна