Урок на тему «Правописание гласных а, у после согласных ч, щ в буквосочетаниях ча-ща»

3
2
Материал опубликован 13 September 2020

Сведения об авторе

Новоселова Елена Анатольевна

Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1»

Ленинградская область, город Кингисепп

Технологическая карта урока обучения грамоте (послебукварный период) в первом классе

Тема урока: Правописание гласных а, у после согласных ч, щ в буквосочетаниях ча-ща.

Место урока в серии других уроков: № 99

Система учебников «Школа России». Курс «Обучение грамоте» авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина и др.

Цель

Создать условия для осознания и осмысления обучающимися информации о правописании буквы «а» после согласных ч, щ в буквосочетаниях ча / ща.

Задачи

расширить представления обучающихся о звуках [ч’], [щ’] как мягких шипящих согласных;

развивать умение обучающихся наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки [ч’], [щ’].

учить находить орфограмму в словах с сочетаниями ча-ща; правильно писать слова с этими сочетаниями;

развивать речь, фонематический слух, память, мышление; пополнять словарный запас учащихся;

прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Будут учиться:

определять непарные мягкие согласные (ч, щ);

применять правила правописания:

написание гласных а после шипящих согласных, ч, щ (в положении под ударением);

Получат возможность научиться: анализировать текст и находить в нем буквосочетания ча-ща

Будут созданы условия для формирования:

Личностных УУД:

способность проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать причины успеха в учебной деятельности..

Регулятивных УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действия, высказывать своё предположение.

Коммуникативных УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Познавательных УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; делать выводы о результатах собственной деятельности, выбирать задание по своим силам, составлять алгоритм деятельности под руководством учителя;

 

Тип урока

урок усвоения нового знания.

Методы

 

Формы работы

Методы: проблемно - диалогический метод, наглядный метод, работа в парах.

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование

Рабочая тетрадь, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация.

Карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, средства обратной связи (веер знаков), полоски бумаги красного, желтого, голубого цвета для самооценки,


 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

 

 

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока

- Проверим готовность к уроку.

Вот звенит для нас звонок -

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Ручка, карандаши и тетрадка?

- Ну что ж, к уроку все готово.

- Какое у вас настроение? Покажите полоску зелёного цвета, если у вас радостное рабочее настроение, полоску желтого цвета, если немного волнуетесь и полоску красного цвета, если испытываете сильное волнение и тревогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Если будут трудности, мы всегда придём друг другу на помощь.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: Мотивация к учебной деятельности и самоопределение

- Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем много нового и интересного, многому научимся. Ну что ж приступим?

Дети (хором): Да.

- Давайте откроем тетради и начнем работать. Как вы думаете, с чего мы начнем нашу работу?

(Запишем дату и слова Классная работа)

- Без чего не может быть правильного письма?

(Без правильной посадки)

Вспомним правила посадки.

Посмотрите на слайд. Он вам поможет вспомнить правила посадки

(Ученики проговаривают правила посадки)

Ученики оформляют запись в тетради. (Комментированное письмо)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формирует у обучающихся осознание этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке.

Повторяют требования к ученику со стороны учебной деятельности.

С помощью учителя определяют последовательность действий на уроке

Личностные: формирование личностной заинтересованности. Регулятивные: формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение договариваться о правилах поведения в школе и следовать им.

2. Актуализация опорных знаний.

Минута чистописания.

 

- Что мы обычно делаем дальше?

(Думаем, чем будем заниматься на уроке.)

- Загадки помогут вам догадаться, какие буквы будут главными на уроке.

Дети, помогите мне отгадать загадки.

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

Дети (хором): Че.

Запишем букву-отгадку в тетрадь.

Учитель дает образец написания заглавной и строчной буквы «ч» на доске.

Чч

- Что вы можете рассказать об этой букве?

Дети по очереди называют признаки звука [ч´].

Буква Ч обозначает звук ч´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

- Первую буквы мы узнали.

Организует работу по осознанию плана работы на уроке.

Организует работу по звукобуквенному анализу,

 

Осознают план деятельности на уроке.

Проводят звукобуквенный анализ, понимают знаково-символическое моделирование.

 

Коммуникативные: полные ответы учащихся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации. Регулятивные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), способность строить речевое высказывание с опорой на модель. Познавательные: выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор; анализ объектов с целью выявления признаков.

Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

Дети (хором): Ща

Запишем букву-отгадку в тетрадь.

Учитель дает образец написания заглавной и строчной буквы «щ» на доске.

Щщ

- Что вы можете рассказать об этой букве?

Дети по очереди называют признаки звука [щ´].

Буква Щ обозначает звук щ´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Как вы думаете, почему я загадала загадки именно про эти буквы?

Потому что эти буквы будут главными на уроке.

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

(образец на доске)

Чч Ччч

Щщ Щщщ

Подчеркните соединение, которое, по-вашему, получилось лучше всего.

Какие еще шипящие звуки вы знаете?

Звуки: ж, ш, щ ', ч '.

Звуковички помогут вам вспомнить, чем отличаются звуки ж, ш от звуков ч', щ'?

Поиграем вместе со смешариками в игру «Верно – не верно».

Если вы согласны с высказыванием, ставите в тетради знак «плюс», если нет - «минус»

Проверим работу. Я читаю вопрос, вы показываете тот знак, который поставили. Если ваш ответ совпадает, похвалите себя, обведите его в кружочек.

3. Формулирование темы и задач урока, планирование деятельности.

 

Какой вопрос возникает у нас, когда в словах встречаются звуки щ ', ч '?

Посмотрите на слайд и сформулируйте вопрос урока.

Какую букву надо писать в сочетании ча-ща?

Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Повторить, как пишутся сочетания ча-ща, и тренироваться писать слова с этими сочетаниями.

Подводит учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Формулируют тему урока и определяют задачи.

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование – составление плана действий (с помощью учителя); Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Гимнастика для глаз


 


 


 

 


 

 

Чтобы правильно писать слова с сочетаниями ча, ща. необходимо научиться находить эти сочетания в словах. Для этого понаблюдаем над словами, в которых есть эти сочетания.

Рассматривание рисунка. (Туча)

Что это?

Дети называют то, изображено на рисунке.

Давайте запишем слово, которое мы назвали.

Учитель пишет слово туча, перед буквой «а» останавливается.

_ Почему я остановилась?

- Надо решить, какую букву гласного писать.

Почему возникло затруднение?

На слух определить очень трудно: слышим [а], а написать можем а или я.

Как называется это место в слове?

Орфограмма.

А какой сигнал, предупреждение об этой орфограмме?

- Шипящий [ч’].

Подчеркнём букву ч двумя чертами.

Какую букву выбрать?

Ответы детей.

Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а.

Буква «а» после ч и щ – это орфограмма. Как нужно подчеркнуть её? (Одной чертой.)

Прервем нашу очень интересную работу, дадим отдых нашим глазам.


 

Вернемся к нашему исследованию. Продолжаем учиться находить сочетания ча-ща в словах.

Рассматривание рисунка. (Щавель)

Что это?

Дети называют то, что видят на рисунке.

Давайте запишем слово, которое мы назвали.

Учитель пишет слово щавель, перед буквой «а» останавливается.

_ Почему я остановилась?

- Надо решить, какую букву гласного писать.

Почему возникло затруднение?

На слух определить очень трудно: слышим [а], а написать можем а или я.

Как называется это место в слове?

Орфограмма.

А какой сигнал, предупреждение об этой орфограмме?

- Шипящий [щ,].

Подчеркнём букву щ двумя чертами.

Какую букву выбрать?

Ответы детей.

Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а.

Буква «а» после ч и щ – это орфограмма. Как нужно подчеркнуть её? (Одной чертой.)

Результаты наших наблюдений внесем в карточку. (см. карточку 1)

Проверка по слайду.

Подводит детей к самостоятельному выводу написания сочетаний ча-ща

Организует исследовательскую деятельность детей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Организовать отдых для снятия напряжения с глаз.

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют комплекс упражнений для снятия физического и эмоционального напряжения.

Предметные:

Подведение под новое понятие уже имеющегося знания.

осуществлять анализ, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;

Регулятивные:

Самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

знаково-символическое моделирование;

сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.


 


 


 


 


 

Личностные:

Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной личности, соблюдения здорового образа жизни.


 


 


 


 


 

 

Физкультминутка.

Мы сделали вывод. Перед тем, как продолжить учиться писать слова с сочетаниями ча-ща, нам необходимо отдохнуть.

Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

 

Выполняют комплекс упражнений для снятия физического и эмоционального напряжения.

Личностные:

Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной личности, соблюдения здорового образа жизни.

5.

Первичное закрепление. Освоение новых способов действий.

Мы повторили правило, какая задача стоит теперь перед нами?

Тренироваться писать слова с этими сочетаниями.

Чтение стихотворения (у детей на партах лежат карточки со стихотворением)

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

Роща, чаща и свеча.

Пища, куча, каланча –

С буквой А и ЧА и ЩА.

В сочетаниях ЧА - ЩА

Пишем только букву А.

Слова рассыпались. Соберем их и запишем получившиеся слова.

Дети у доски с помощью указки показывают собранное слово и записывают его на доске с комментарием.

Работа в парах. Обсудите с соседом по парте, какими словами из справок нужно дополнить предложения и как изменить слова, чтобы подружить их между собой.

(см. карточку 2)

Ученики работают в парах на карточке.

Проверка по слайду.

Списывание получившихся предложений в тетрадь.

Повторение алгоритма списывания.

Взаимопроверка.

Назовите слова с сочетаниями, над которыми мы сегодня работали.

Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

 

Анализируют, осуществляют выбор подходящего слова.

Воспроизводят информацию.

Изменяют форму слова для связи слов предложении. Обсуждают в паре, делают вывод. Записывают предложения.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, развитие монологической речи.

Познавательные:

Ориентация в тетради, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном.

Регулятивные:

Действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.

 

6. Рефлексия деятельности

 

 

-Вспомните, какую задачу мы перед собой поставили на уроке?


 


 


 


 


 


 


 

- Сформулируйте правило, которое мы открыли на уроке.

Как выдумаете, над какими сочетаниями нам предстоит поработать на следующем уроке?

Слова с сочетаниями чу-щу.

- Какие задания вам понравились?

Вернемся к полоскам, которые мы поднимали вначале урока.

Оцените себя сами.

Если почти все поняли, поднимите полоску зеленого цвета, если все поняли – синего, если все поняли и можете объяснить другу, то красную.

Всем спасибо за урок.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

 

Оценивают результаты своей деятельности на уроке

 

Регулятивные: Оценка своих достижений, осознание трудностей

Прогнозирование деятельности на следующий урок.


 

Личностные:

Учебно-познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке


Приложение.

Карточка 1

Согласные шипящие звуки

[ ч'] и [ щ'] всегда _____

После ч и щ пишется буква ______

ЧА – ЩА ПИШИ С БУКВОЙ _________

 

Карточка 2.

Подбери подходящее по смыслу слово. Подружи слова между собой. Запиши слова.
Мыши ___________ .
 
Дятлы ___________ .
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена! Заходите в гости на мою страничку.

13 September 2020

Спасибо за работу!

13 September 2020

Похожие публикации