Статья «Размышления о "новой дидактике" урока 0187
Размышления о «новой дидактике» урока
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. [3, c.4]
Какие же требования к уроку предъявляются сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели серию школьных теоретических семинаров под общей темой «Урок как основа реализации стандарта», где рассмотрели следующие вопросы:
Структура современного урока.
Современные приемы активного целеполагания.
Изменения в содержании и технологиях основного этапа урока.
Практические рекомендации по построению урока, соответствующего стандарту нового поколения.
Изменения в оценивании на современном уроке. Рефлексивные вопросы, листы взаимо- и самооценки, карты рефлексии.
Рекомендации для учителя по оцениванию на уроке.
Самоанализ урока.
При рассмотрении основных этапов современного урока в рамках данной серии семинаров определены возможности отдельных образовательных технологий, стратегий, методических приемов и методов, которые, с нашей точки зрения, помогут учителю в реализации задач, поставленных ФГОС.
Итогом нашей работы стал республиканский практико-ориентированный семинар по теме «ФГОС: современный урок в логике системно-деятельностного подхода» (2.04.2015 г.).
В рамках данного семинара выступили с докладом по теме «Внедрение ФГОС ООО: из опыта работы республиканской пилотной площадки» директор школы Чугунова Л.Ф. и зам. директора по УВР Михайлова О.В., лекции по темам «Технология урока, построенного в соответствии с ФГОС ООО» и «Техники формирующего оценивания» представили зам. директора по НМР Малькова Н.В., «Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке» - Михайлова О.В.
26 учителей педагогического коллектива представили фрагменты уроков в пяти блоках:
«Современные приемы активного целеполагания».
«Изучение нового материала».
«Применение освоенного в практической деятельности».
«Проверяем домашнее задание».
«Рефлексия деятельности».
Все вопросы семинары были рассмотрены и представлены в полном объеме. Семинар прошел очень активно. Слушатели проявили большую заинтересованность в представленных материалах лекционного и практического занятий. Участники семинара прекрасно владели материалом и грамотно излагали его. Все слушатели получили набор информационно-раздаточного материала и электронные варианты материалов для проведения лекционных и практических занятий, а именно: «Как подготовить современный урок», «Рефлексия. Методические приемы», «Оценивание для обучения. Практическое руководство» (авт. Пинская М.А.), а также домашнее задание по деятельности учителя, работающего по ФГОС ООО.
В результате, мы пришли к выводу, что современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны, а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных учителем.
Структура современного урока, с нашей точки зрения, соответствует признакам образовательных технологий:
диагностичность описания цели,
воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого),
воспроизводимость педагогических результатов.
Ведущими ориентирами для современного урока могут стать следующие положения:
от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию,
от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса,
от традиционной отметки – к современной оценке. [3, c.16]
Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий.
Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС ООО:
отражать степень достижения учащимися учебной цели,
фиксировать допущенные ошибки и указывать на их причины,
способствовать преодолению ошибок,
помогать ученику в применении оценочных критериев, анализе причин неудачи понимании условий достижения успеха,
акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности,
предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты,
быть результатом сотрудничества учителя и ученика, основанного на взаимном уважении и доверии,
должны быть исключены прямые оценки личности самого ученика. [3, c.50]
Оценивание школьника может происходить на разных этапах урока – это особенность современного урока. Хотя, несомненно, что на завершающий этап урока приходится большая доля оценочных процедур.
Научить современного учителя эффективно использовать в своей педагогической деятельности многоплановую «фгосовскую» оценку – задача современного этапа в работе системы повышения квалификации педагогического коллектива нашей школы.
«В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания – оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, но вопросы: «Как оценивать?», «Есть ли проверенные временем, апробированные измерительные материалы, оценочные шкалы, отдельные приемы оценки?» - остаются пока в теории, а не практики», - как признаются сами разработчики стандарта. [5, c.7]
Первые попытки объединить теорию и практику оценочной деятельности в контексте ФГОС, объединить традиционный и инновационный подход к оцениванию мы сделали в 2014-2015 учебном году, когда педагогический коллектив школы стал слушателями двух методических семинаров по темам «Система оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП ООО» и «Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках» на базе школы, организованными заведующей кафедрой развития образования ГБОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования» Ларионовой Х.Г. 22 октября и 5 ноября 2014 г. Коллектив школы изучил практическое руководство М.А. Пинской «Оценивание для обучения», зам.директора по УВР и НМР Михайлова О.В. и Малькова Н.В. прошли обучение на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС» в объеме 36 академических часов.
Подведем итог нашего рассуждения о современном уроке и попробуем ответить на вопрос: «В чем же проявляется новизна дидактики урока?»
Можно ли сегодня говорить о «новой дидактики» урока? И да, и нет. Ведущие дидактические принципы остаются прежними. Из анализа литературы следует, что есть существенные изменения и дополнения, связанные с ведущими принципами дидактики, а именно:
1. принцип фундаментальности содержания урока означает, что урок направлен не только на формирование знаний учащихся, но и на формирование умений учеников обнаруживать, ставить и решать проблемы, разрабатывая соответствующие методы и обнаруживая необходимые способы решения;
2. принцип гуманизации (современная трактовка) предполагает ориентацию содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта учащихся, раскрытия их способностей, интересов в соответствии с закономерностями возрастного развития;
3. принцип культуросообразности предполагает соответствие содержания урока изменяющейся культуре, отражающей национальное и индивидуальное. [3, c.130-131]
Становление новой дидактики урока подтверждает факт, что жесткая линейная структура урока разрушается и урок становится нелинейным.
Эти факты обновления ведущих дидактических принципов и структуры урока подтверждают, что «будущее – уже наступило».
Литература
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. и др. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование/Копотева Г.Л., Логвинова И.М. – Волгоград: Учитель, 2014. – 144 с.
Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО/ Крылова О.Н., Муштавинская И.В. – С.-Пб: КАРО, 2013. – 144 с.
Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие/Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 128 с.
Современная оценка образовательных достижений учащихся: методическое пособие/Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 304 с.
Как помочь учителю в освоении ФГОС/Поташник М.М., Левит М.В.– М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.