Методическая разрабокта «Метапредметный урок музыки»
Метапредметный урок. Владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления основного выбора в учебной и познавательной деятельности на уроках музыкального искусства
Современные условия требуют от каждого человека принятия самостоятельных решений, понимания способов реализации своих возможностей в обществе. Для того чтобы оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность,в современной школе активно внедряются различные подходы и технологии. В настоящее время формирование метазнаний и метаспособов становится центральной задачей обучения. Метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности. Данный подход актуален и в области музыки. Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.
В. А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку,–научить смотреть и видеть, слушать и слышать,создавать «родственное» отношение к произведениям искусства.»[2] Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен научить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им музыкально-эстетический вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого школьника.
На современном этапе развития учебного процесса многие функции, ранее относящиеся только к деятельности учителя, теперь рассматриваются и формируются на уровне обучающегося. Так, если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются у школьников. Каждый ребёнок, придя в школу, стремится к знаниям, хочет, чтобы у него всё получалось. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью может сам добывать информацию о мире, а также овладевает основами самоконтроля, принятия решений и осуществления основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Задача учителя - научить детей разным способам самооценки и самоконтроля
Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом- эталоном.
Основными средствами самооценки человека являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качество, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с окружающими. [1]
Определим основные функции самооценки:
-констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?)
-мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но я разобрался не до конца)
-проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Какие же существуют формы самооценки?
1.Речевые
2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)
4.Шкалы
5.Таблицы
Уроки музыкального искусства тесно связаны не только с предметами гуманитарного и художественно-эстетического цикла, но и с другими дисциплинами. Музыкальный материал для восприятия и исполнения даёт широкие возможности для внедрения метапредметного подхода на уроках музыкального искуссства как на этапах мобилизации, целеполагания, осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений и коммуникации, но и на этапах взаимопроверки, взаимоконтроля (самоконтроля) и рефлексии.
Рассмотрим различные формы самооценки обучающихся на уроках музыкального искусства. Универсальные формы самооценки, которые могут использоваться на разных уроках, - это такие, как «Смайлики», «Лесенка-чудесенка», «Семь нот», «Цветик-семицветик», «Радуга», «Солнышко и тучки», «Оценки феи Динамики» (форте - пиано), « Мишень», оценивание по линейке (отрезок), по термометру и т.д.
1.«Семь нот»
2.«Лесенка-чудесенка»
3.«Цветик-семицветик»
-Кто написал сказку «Цветик-семицветик»? ( Валентин Катаев).Что это за цветок?( у него волшебные лепестки, которые исполняют желания)
Запишите на лепестках этого волшебного цветка, чему вы научились на уроке, что уже умеете и чему предстоит научиться. Загадайте желание, и оно непременно сбудется!
Я умею создавать ритмический рисунок.
Я научился петь распевку «Музыкально эхо».
Я мечтаю научиться красиво петь.
Я мечтаю научиться играть на фортепиано (скрипке, гитаре) и т.д
4. «Мишень»
5.«Оценки феи Динамики»
pp |
p |
mp |
mf |
f |
f f |
пианиссимо |
пиано |
меццо-пиано |
меццо-форте |
форте |
фортиссимо |
очень тихо |
тихо, слабо |
не слишком тихо |
не слишком громко |
громко, сильно |
очень громко |
-Как бы оценила вашу работу на уроке фея Динамика? По таблице определите уровень своих умений, навыков.
6. «Радуга»
Перед прослушиванием пьесы С.С.Прокофьева «Дождик и радуга» предлагаем детям ответить на вопросы:
-Что такое радуга? Когда она появляется?
-Сколько цветов у радуги? ( Семь цветов у радуги – семь нот в музыке.)
-Как можно запомнить порядок цветов в радуге? (« Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). В конце урока предлагаем ученикам закончить предложения.
Теперь я могу…
Я научился…
Было трудно...
У меня получилось…
Было интересно…
Меня удивило…
Сегодня я узнал(а)
7.«Семь гномов». Во время изучения творчества Э.Грига ( «Пер Гюнт» : «Шествие гномов») в 1 классе учитель рассказывает детям о жизни и творчестве композитора, фольклоре Норвегии. На этапе рефлексии предлагаем рассмотреть картинку «Семь гномов» и обвести в кружок того гнома, который лучше всего передаёт настроение ученика. Но на картинке всего шесть гномов.
Если ребенок не нашел подходящего гнома, его нужно дорисовать.
8. Разучивание « Песни о друге» В.Высоцкого. 8 класс.
Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так.
Если сразу не разберешь, плох он или хорош.
Парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой - там поймешь кто такой.
Если парень в горах не "Ах", если сразу раскис и вниз,
Шаг ступил на ледник и сник, оступился и в крик.
Значит рядом с тобой чужой, ты его не брани - гони
Вверх таких не берут и тут про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.
Если шел за тобой, как в бой, на вершине стоял хмельной, -
Значит как на себя самого положись на него.
Рефлексия
Вспомните из уроков географии строение холмов и котловин. Нарисуйте флажок на холме, обозначив свой уровень умений, знаний и навыков, полученных на сегодняшнем уроке. По какому склону горы вы поднимались: по крутому или пологому? Было легко работать на уроке или вы испытывали трудности? Какое значение для вас имеет помощь товарищей, когда выработали в группе? На графическом рисунке котловины обозначьте глубину ваших знаний по изученной теме.
9. Людвиг ван Бетховен. Симфония №9.Финал. 8 класс.
Слово учителя
-Что вам известно о солнечной системе? Сколько планет ей приналежит? Назовите их.
Людвиг ван Бетховен написал девять симфоний. Последняя, Девятая симфония, благодаря величеству замысла и глубине художественно-образного содержания является нерукотворным памятником его творчества, одним из грандиозных творений мировой музыкальной культуры. Как говорил русский музыковед В. Стасов, «к этому «девятому валу» устремлялась вся деятельность симфониста». Первые три части симфонии – словно планеты единой и стройной космической системы, а четвёртая часть – это идейный композиционный центр произведения, как солнце, дарующее жизнь.С самого начала симфонии автор показывает в звуках многострадальный путь человечества от мрака к свету, от страданий к радости. Финал – это борьба во имя добра и справедливости. Титаническим замыслом симфонии было выражение средствами музыки идеи всечеловеческого братства и любви. С этой целью композитор вышел за рамки симфонического жанра, используя слово как могучее выразительное средство: в финале симфонии звучит хор. Поэтическим материалом такого включенияслужит фрагмент оды немецкого поэта Ф.Шиллера « К радости»:
Люди – братья меж собою!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Рефлексия
Представьте себя одной из планет Солнечной системы.
Солнце – не только источник жизни, но и источник знаний. Оцените свою деятельность на уроке (чем ближе планета к Солнцу, тем лучше усвоен материал).
10. « Оценки Г.Сковороды»
Выдающийся мыслитель, поэт, педагог, музыкант (он обладал красивым басом, хорошо владел скрипкой, флейтой ) Григорий Сковорода, преподавая в Харьковском коллегиуме, создал такую систему оценок: «весма остр, зверок острой, граздо понят, очень понят, понят, кажется понят, не понят, не очень понят, весма не понят, кажется не годен, не годен, самая негодница, туповат, туп, очень туп». Оцените свою работу на уроке.
Метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm.
3. Федосеева, Н.Н. Проблемные ситуации на уроке как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://area7.ru/metodic-material.php?
4.Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529- 10.htm