Методические рекомендации «Использование знаменательных дат для разнообразия форм уроков»

5
0
Материал опубликован 13 August 2020

        Использование знаменательных дат для разнообразия форм уроков

Каждый раз при подготовке к урокам учитель имеет желание: построить работу так, чтобы наиболее качественно можно было укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции у детей и помочь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка. На помощь приходят нестандартные формы уроков, где также выполняются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, соблюдается методически правильная структура.

Использование знаменательных дат, объявленных тем года указами президента России даёт полёт фантазии и реализации потенциала каждого педагога.

В моей учительской практике были разработаны и проведены такие уроки как: урок-соревнование, приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества; урок-путешествие по Баргузинскому заповеднику, посвященный его юбилейной дате; урок-экскурс по миру театра (годом театра был обозначен президентом 2019 год) и др. Такие уроки нравятся детям, изучаемый материал усваивается значительно легче. К тому же нестандартные формы уроков требуют от учителя использование нестандартных заданий и упражнений, что вносит в каждый урок элемент новизны, значительно повышает интерес к изучаемому материалу, помогает школьникам избежать преждевременного утомления, попробовать себя в различной деятельности, которая в итоге работает на цель и задачи урока.

Предлагаю на примере урока - обобщения, проведенного в 8 классе, по теме: «Состав слова» познакомиться с возможностью использования знаменательных дат в содержании.
 

Колосова Ольга Валерьевна

Письмо и развитие речи 8а класс

Тема урока: Обобщение по теме: «Состав слова»

Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Состав слова»

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Состав слова». Способствовать закреплению умений и навыков в разборе слов по составу, в правописании слов с приставками и суффиксами, в написании сложных слов с соединительными гласными.

Корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.

Воспитывать чуткое отношение к природе, прививать чувство долга перед природными богатствами Родины.


 


 

Урок повторительно-обобщающий

Оборудование: Наборы кубиков с частями слов, электронный интерактивный тест, схемы сложных слов, карточки с заданиями, сигнальные карточки, презентация «История создания», панно местности Баргузинского заповедника, жетоны с изображением соболя.

 

Организация начала урока.

Цель: Организовать класс на работу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполнение инструкции учителя

Ученики называют животное и занимают свои рабочие места.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся прослушивают информацию учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите животное, обитающее в нашей местности, и сядьте.

 

- Вот сколько животных назвали, молодцы! А вы знаете, что некоторые животные нуждаются в опеке и защите человека? А для этого организованы специально отведённые места – заповедники. В один из них я хочу вас сегодня пригласить на виртуальную экскурсию.

 

Слово учителя

В конце xix века в России разразилась настоящая соболиная лихорадка, а соболь резко подорожал. За стоимость шкурки соболя в Забайкалье можно было купить корову и лошадь, то есть прокормить семью. Промысел приобрел масштаб уничтожения соболей. В 1910 году состоялись ярмарки, на которые было привезено 27 тысяч шкурок. В том же году иркутский генерал-губернатор Селиванов подал императору отчет, в котором сообщал о катастрофическом сокращении популяции сибирского соболя — жемчужины России. Правительство встревожилось: ценный байкальский соболь оказался на грани исчезновения. 17 мая 1916 года, иркутский генерал-губернатор издал постановление об организации Баргузинского соболиного заповедника, а 29 декабря 1916‑го этот документ был утвержден правительством России.

- Сегодня на уроке письма у вас будет возможность узнать об обитателях Баргузинского заповедника. А для этого необходимо выполнить мои задания.

Максим Ф. работает совместно с классом.

 

Панно местности Баргузинского заповедника

 

 

 

Электронная презентация «История создания»

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

Цель: Выявить уровень усвоения домашнего материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся открывают тетради. По схеме, предложенной учителем, находят сложные слова в домашнем упражнении. Называют корни.

 

 

 

 

 

Учащиеся организованно передают тетради учителю. Дежурный раздает новые.

- Откройте тетради, проверим домашнее задание. Я покажу схему, а вы назовете слова, которые к ней подходят.

- Как называются эти слова?

 

 

 

 

- Закройте тетради, организованно передайте.

 

Схемы сложных слов

с.39 у.55

 

Самые активные получают жетон с изображением соболя.

 

Дежурный раздает тетради.

Постановка цели и задач урока

Цель: Учить детей планировать свою деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся прочитывают шифр – определяют тему

урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся по опорным словам формулируют цели на урок.

 

Учащиеся производят запись в тетрадях.

 

- Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, вам нужно прочитать шифр с помощью радуги. Каждая буква соответствует определенному цвету. Впишите буквы по порядку в клетки и прочитайте тему урока.

- Тема нашего урока «Состав слова». Сегодня на уроке повторим название и значение всех частей слова, будем разбирать слова по составу, собирать слова из частей, а также повторим написание сложных слов с соединительными гласными. Выполнив все задания, мы получим текст, из которого узнаем об обитателях Баргузинского заповедника.

 

- Какие цели на урок поставите перед собой вы?

 

 

- Откройте тетради, соблюдая орфографический режим, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

Шифр для определения темы урока.

 

Максим Ф вставляет только пропущенные буквы.

 

 

 

 

 

 

Опорные слова

 

 

 

Работа в тетрадях

 

Обобщение и систематизация учебного материала

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Состав слова», закрепить умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся показывают правильный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся прочитывают предложения. Находят однокоренные слова. Выделяют корни.

Интерактивный тест «Состав слова»

Инструкция

- Главной задачей работников заповедника является охрана и разведение сибирского соболя. Давайте, тоже поучаствуем. Соболь питается, как правило, мелкими животными, а если повезёт – любит полакомиться рыбой. Поможем ему ее наловить.

- У вас на партах сигнальные карточки с обозначением частей слова. Ответ сигнализируйте.

 

Упражнение «Однокоренные слова»

 

Старейший заповедник скоро отметит столетие, он – старшина среди других.

Баргузинский соболиный заповедник создан для сохранения соболя.

 

- Прочитайте предложения. Найдите однокоренные слова. Выделите корни.

- Как еще можно назвать однокоренные слова? (родственными)

 

 

Интерактивная доска

Тест «Состав слова»

 

 

 

 

Сигнальные карточки

 

 

 

 

У Максима Ф. слова выделены. Он должен выделить корни.

 

Работа по карточкам.

 

 

Физкультминутка.

Цель: Снять усталость и напряжение.

 

 

Учащиеся прочитывают предложение. Списывают его в тетрадь. В выделенных жирным курсивом словах выделяют приставку.

 

Ответы учащихся

 

Учащиеся хором называют противоположные по смыслу слова с приставками.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся с помощью кубиков собирают слова, части которых имеют свой цвет. Полученное слово озвучивают.

 

 

 

Ученики устно составляют предложение из полученных слов.

 

 

 

Учащиеся разбирают слова предложения по составу в тетрадях.

Учащиеся записывают получившиеся слова на карточку, выделяют суффиксы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся прочитывают предложение. Списывают его в тетрадь. Находят сложные слова и выделяют корни.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся открывают учебники на странице 40. Находят корень АКВА, зачитывают его значение.

 

Выделяют корни в слове АКВАТОРИЯ

Называют другие иностранные корни.

 

 

Упражнение «Приставки»

Здесь проживает и размножается большое количество животных.

- Прочитайте предложение с помощью специальной карточка. Спишите его в тетрадь. В выделенных жирным курсивом словах выделите приставку.

 

- Что такое приставка?

- Для чего служит приставка?

Коррекционное упражнение «Наоборот»

Въехал – выехал

Зашёл –

Уснул –

Открыл –

Прибежал –

Залез –

 

Упражнение « Кубики »

- Перед вами набор кубиков. На их гранях напечатаны части слов разным цветом. Каждая пара соберет слово из частей одного цвета. Полученное слово озвучите.

 

 

 

- Составьте из слов предложение. (Забайкалье проставляет прекрасивый зверёк – соболь.)

 

 

 

- Разберите все слова по составу.

 

- От какого слова образовалось слово зверёк? (зверь) Изменим слово зверь, добавляя к нему суффиксы. Заполните карточку словами.

 

 

Упражнение «Зеркало»

t1597338871aa.gif

(В заповеднике обитают птицы: орлан-белохвост, белокрылый

клёст, белошапочная и желтобровая овсянки, сибирская мухоловка и другие)

- Перед вами карточка. Предложение на ней написано в обратном порядке. Для того, чтобы его прочитать вам понадобится зеркало. Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь.

- Найдите в предложении сложные слова. Выделите корни.

- Что такое сложные слова?

 

Упражнение «Иностранный корень»

Баргузинский залив – самая крупная и глубокая акватория озера Байкал.

- Откройте учебники на странице 40. В рамке с иностранными корнями найдите корень АКВА. Что он обозначает?

- Путем добавления к корню АКВА корня ТОР – поучаем сложное слово АКВАТОРИЯ, которое обозначает водное пространство.

- Выделите корни в этом слове.

- Какие еще иностранные корни вы знаете?

 

 

Вика П. выделяет приставки в предложении на доске.

 

 

устно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наборы кубиков у каждой пары.

Максим Ф. собирает слово по инструкции учителя

 

На интерактивной доске открываются полученные слова.

Данил Ч. У доски

 

 

У доски по одному

 

Обсуждение устно, запись на доске по 1 слову с выделением суффиксов.

опора

 

Каждый получает карточку и зеркало

 

 

 

 

 

 

 

 

У доски Валерий К.

 

 

 

Предложение на доске.

Подведение итогов и оценка знаний учащихся.

Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Учащиеся прочитывают весь текст.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, мы составили из предложений целый текст о Баргузинском заповеднике. Прочитайте его.

- Что же интересного вы узнали на уроке об этом удивительном месте?

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие задания понравились больше всего?

Рефлексия

- Все ли цели достигнуты?

- Прикрепите жетоны с изображением соболя к панно. Посмотрите, скольких соболей мы сегодня собрали. И всё это благодаря нашему труду и старанию. Выполнили работу, схожую с работой экологов Баргузинского заповедника.

Оценивание

 

Александр Рейвах читает.

 

 

 

 

 

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание.​​​​​​​

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

с.45 упр. 1.

- Прочитайте задание. Что необходимо сделать в упражнении.

 

 

Дифференциация по объему: Максим Ф. 4 строчки.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.