Методические рекомендации «Использование знаменательных дат для разнообразия форм уроков»
Использование знаменательных дат для разнообразия форм уроков
Каждый раз при подготовке к урокам учитель имеет желание: построить работу так, чтобы наиболее качественно можно было укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции у детей и помочь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка. На помощь приходят нестандартные формы уроков, где также выполняются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, соблюдается методически правильная структура.
Использование знаменательных дат, объявленных тем года указами президента России даёт полёт фантазии и реализации потенциала каждого педагога.
В моей учительской практике были разработаны и проведены такие уроки как: урок-соревнование, приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества; урок-путешествие по Баргузинскому заповеднику, посвященный его юбилейной дате; урок-экскурс по миру театра (годом театра был обозначен президентом 2019 год) и др. Такие уроки нравятся детям, изучаемый материал усваивается значительно легче. К тому же нестандартные формы уроков требуют от учителя использование нестандартных заданий и упражнений, что вносит в каждый урок элемент новизны, значительно повышает интерес к изучаемому материалу, помогает школьникам избежать преждевременного утомления, попробовать себя в различной деятельности, которая в итоге работает на цель и задачи урока.
Предлагаю на примере урока - обобщения, проведенного в 8 классе, по теме: «Состав слова» познакомиться с возможностью использования знаменательных дат в содержании.
Колосова Ольга Валерьевна
Письмо и развитие речи 8а класс
Тема урока: Обобщение по теме: «Состав слова»
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Состав слова»
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Состав слова». Способствовать закреплению умений и навыков в разборе слов по составу, в правописании слов с приставками и суффиксами, в написании сложных слов с соединительными гласными.
Корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.
Воспитывать чуткое отношение к природе, прививать чувство долга перед природными богатствами Родины.
Урок повторительно-обобщающий
Оборудование: Наборы кубиков с частями слов, электронный интерактивный тест, схемы сложных слов, карточки с заданиями, сигнальные карточки, презентация «История создания», панно местности Баргузинского заповедника, жетоны с изображением соболя.
Организация начала урока. Цель: Организовать класс на работу. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Выполнение инструкции учителя Ученики называют животное и занимают свои рабочие места.
Учащиеся прослушивают информацию учителя.
|
- Назовите животное, обитающее в нашей местности, и сядьте.
- Вот сколько животных назвали, молодцы! А вы знаете, что некоторые животные нуждаются в опеке и защите человека? А для этого организованы специально отведённые места – заповедники. В один из них я хочу вас сегодня пригласить на виртуальную экскурсию.
Слово учителя В конце xix века в России разразилась настоящая соболиная лихорадка, а соболь резко подорожал. За стоимость шкурки соболя в Забайкалье можно было купить корову и лошадь, то есть прокормить семью. Промысел приобрел масштаб уничтожения соболей. В 1910 году состоялись ярмарки, на которые было привезено 27 тысяч шкурок. В том же году иркутский генерал-губернатор Селиванов подал императору отчет, в котором сообщал о катастрофическом сокращении популяции сибирского соболя — жемчужины России. Правительство встревожилось: ценный байкальский соболь оказался на грани исчезновения. 17 мая 1916 года, иркутский генерал-губернатор издал постановление об организации Баргузинского соболиного заповедника, а 29 декабря 1916‑го этот документ был утвержден правительством России. - Сегодня на уроке письма у вас будет возможность узнать об обитателях Баргузинского заповедника. А для этого необходимо выполнить мои задания. |
Максим Ф. работает совместно с классом.
Панно местности Баргузинского заповедника
Электронная презентация «История создания»
|
Проверка домашнего задания Цель: Выявить уровень усвоения домашнего материала. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Учащиеся открывают тетради. По схеме, предложенной учителем, находят сложные слова в домашнем упражнении. Называют корни.
Учащиеся организованно передают тетради учителю. Дежурный раздает новые. |
- Откройте тетради, проверим домашнее задание. Я покажу схему, а вы назовете слова, которые к ней подходят. - Как называются эти слова?
- Закройте тетради, организованно передайте.
|
Схемы сложных слов с.39 у.55
Самые активные получают жетон с изображением соболя.
Дежурный раздает тетради. |
Постановка цели и задач урока Цель: Учить детей планировать свою деятельность. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Учащиеся прочитывают шифр – определяют тему урока.
Учащиеся по опорным словам формулируют цели на урок.
Учащиеся производят запись в тетрадях.
|
- Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, вам нужно прочитать шифр с помощью радуги. Каждая буква соответствует определенному цвету. Впишите буквы по порядку в клетки и прочитайте тему урока. - Тема нашего урока «Состав слова». Сегодня на уроке повторим название и значение всех частей слова, будем разбирать слова по составу, собирать слова из частей, а также повторим написание сложных слов с соединительными гласными. Выполнив все задания, мы получим текст, из которого узнаем об обитателях Баргузинского заповедника.
- Какие цели на урок поставите перед собой вы?
- Откройте тетради, соблюдая орфографический режим, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока. |
Шифр для определения темы урока.
Максим Ф вставляет только пропущенные буквы.
Опорные слова
Работа в тетрадях
|
Обобщение и систематизация учебного материала Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Состав слова», закрепить умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу, учить применять знания в сходной ситуации. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Учащиеся показывают правильный ответ.
Учащиеся прочитывают предложения. Находят однокоренные слова. Выделяют корни. |
Интерактивный тест «Состав слова» Инструкция - Главной задачей работников заповедника является охрана и разведение сибирского соболя. Давайте, тоже поучаствуем. Соболь питается, как правило, мелкими животными, а если повезёт – любит полакомиться рыбой. Поможем ему ее наловить. - У вас на партах сигнальные карточки с обозначением частей слова. Ответ сигнализируйте.
Упражнение «Однокоренные слова»
Старейший заповедник скоро отметит столетие, он – старшина среди других. Баргузинский соболиный заповедник создан для сохранения соболя.
- Прочитайте предложения. Найдите однокоренные слова. Выделите корни. - Как еще можно назвать однокоренные слова? (родственными)
|
Интерактивная доска Тест «Состав слова»
Сигнальные карточки
У Максима Ф. слова выделены. Он должен выделить корни.
Работа по карточкам.
|
Физкультминутка. Цель: Снять усталость и напряжение. |
||
Учащиеся прочитывают предложение. Списывают его в тетрадь. В выделенных жирным курсивом словах выделяют приставку.
Ответы учащихся
Учащиеся хором называют противоположные по смыслу слова с приставками.
Учащиеся с помощью кубиков собирают слова, части которых имеют свой цвет. Полученное слово озвучивают.
Ученики устно составляют предложение из полученных слов.
Учащиеся разбирают слова предложения по составу в тетрадях. Учащиеся записывают получившиеся слова на карточку, выделяют суффиксы.
Учащиеся прочитывают предложение. Списывают его в тетрадь. Находят сложные слова и выделяют корни.
Учащиеся открывают учебники на странице 40. Находят корень АКВА, зачитывают его значение.
Выделяют корни в слове АКВАТОРИЯ Называют другие иностранные корни.
|
Упражнение «Приставки» Здесь проживает и размножается большое количество животных. - Прочитайте предложение с помощью специальной карточка. Спишите его в тетрадь. В выделенных жирным курсивом словах выделите приставку.
- Что такое приставка? - Для чего служит приставка? Коррекционное упражнение «Наоборот» Въехал – выехал Зашёл – Уснул – Открыл – Прибежал – Залез –
Упражнение « Кубики » - Перед вами набор кубиков. На их гранях напечатаны части слов разным цветом. Каждая пара соберет слово из частей одного цвета. Полученное слово озвучите.
- Составьте из слов предложение. (Забайкалье проставляет прекрасивый зверёк – соболь.)
- Разберите все слова по составу.
- От какого слова образовалось слово зверёк? (зверь) Изменим слово зверь, добавляя к нему суффиксы. Заполните карточку словами.
Упражнение «Зеркало» (В заповеднике обитают птицы: орлан-белохвост, белокрылый клёст, белошапочная и желтобровая овсянки, сибирская мухоловка и другие) - Перед вами карточка. Предложение на ней написано в обратном порядке. Для того, чтобы его прочитать вам понадобится зеркало. Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь. - Найдите в предложении сложные слова. Выделите корни. - Что такое сложные слова?
Упражнение «Иностранный корень» Баргузинский залив – самая крупная и глубокая акватория озера Байкал. - Откройте учебники на странице 40. В рамке с иностранными корнями найдите корень АКВА. Что он обозначает? - Путем добавления к корню АКВА корня ТОР – поучаем сложное слово АКВАТОРИЯ, которое обозначает водное пространство. - Выделите корни в этом слове. - Какие еще иностранные корни вы знаете? |
Вика П. выделяет приставки в предложении на доске.
устно
Наборы кубиков у каждой пары. Максим Ф. собирает слово по инструкции учителя
На интерактивной доске открываются полученные слова. Данил Ч. У доски
У доски по одному
Обсуждение устно, запись на доске по 1 слову с выделением суффиксов. опора
Каждый получает карточку и зеркало
У доски Валерий К.
Предложение на доске. |
Подведение итогов и оценка знаний учащихся. Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Учащиеся прочитывают весь текст.
Ответы учащихся.
|
- Итак, мы составили из предложений целый текст о Баргузинском заповеднике. Прочитайте его. - Что же интересного вы узнали на уроке об этом удивительном месте? - Над какой темой работали на уроке? - Какие задания понравились больше всего? Рефлексия - Все ли цели достигнуты? - Прикрепите жетоны с изображением соболя к панно. Посмотрите, скольких соболей мы сегодня собрали. И всё это благодаря нашему труду и старанию. Выполнили работу, схожую с работой экологов Баргузинского заповедника. Оценивание |
Александр Рейвах читает.
|
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
с.45 упр. 1. - Прочитайте задание. Что необходимо сделать в упражнении.
|
Дифференциация по объему: Максим Ф. 4 строчки.
|