12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эдуард Орлов272

Ямало – Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопортовская школа – интернат имени Л.В. Лапцуя»


Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Нескучный урок»


Автор: Орлов Эдуард Александрович, учитель биологии,

первая квалификационная категория.


«Искусственный интеллект позволяет упростить работу учителя, снять с него рутинные задачи и сделать образовательный процесс более эффективным и разнообразным за счет цифровой трансформации. Мы рады поддерживать социальные инициативы российских ИТ-компаний, благодаря которым учителя могут стать ближе к цифровым технологиям. Мы знаем, что у голосовых помощников и искусственного интеллекта большие перспективы, и предлагаем педагогам познакомиться с их возможностями. Уверен, что это будет интересно, полезно и дополнит традиционные школьные уроки» 


Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец.


Возможности голосового помощника «Маруся»

(некоторые функции, которые могли бы быть использованы в учебном процессе)


Функция

Учебный предмет

Рассказывает сказки

Начальная школа, литература

Имитирует голоса животных, воспроизводит звуки природы

Начальная школа, биология, музыка

Загадки, викторины

Любой

Аудиокниги

Начальная школа, литература

Переводчик. Увеличение словарного запаса. Тренажер по произношению

Иностранные языки

Энциклопедические знания

Любой

Калькулятор. Таблица умножения

Начальная школа, математика, физика, химия

Зарядка. Разминка. Секундомер

Физическая культура. Физминутка на любом уроке

Таймер

Любой

Музыкальные инструменты, музыкальные произведения

Начальная школа, музыка

Толковый словарь. Проведение диктантов

Начальная школа, русский язык

Различные документы (Конституция РФ, Семейный Кодекс, Законы Хаммурапи и т.д.)

История, обществознание, право

Гимны различных стран

География, обществознание

Виртуальные экскурсии

Любой

Конвектор величин

Физика, математика, химия

Биография ученых

Любой

Курс валют

Обществознание, география, математика

Обучающее видео

Любой

Лабораторные работы

Биология, химия, физика


И многое другое ….


Также «Марусю» можно использовать для отдыха после занятий: игры, музыка, беседы, фильмы …


Разрешите представить вашему вниманию конспект урока по биологии с использование голосового помощника «Маруся».





Тема: «Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц»

7 класс


Ход урока


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


«Начало урока с элементами театрализации»

Звучит фоновая музыка. Голоса птиц. (Голосовой помощник «Маруся»)

На экране слайды о природе (тундра).

Выходит учитель, за спиной рюкзак.

Подходит к столу, внимательно изучает рюкзак.

- Так, а всели я взял с собой (медленно вытаскивает вещи, как бы не специально демонстрируя их классу, и кладет на стол): бинокль, фотоаппарат, фонарик, лупа, определитель птиц (обязательно с яркой обложкой), все это выводится на экран, чтобы лучше было видно (презентация).

В этот момент «Маруся» может объяснять назначение предметов. (Как один из вариантов).

Поворачивается к классу, удивленно смотрит на учеников. Затем на лице появляется улыбка

и учитель радостно обращается к детям:

- Здравствуйте ребята!

- А я вот в научную экспедицию собрался.

- Как вы думаете, кого я собираюсь изучать. (Дети дружно отвечают – птиц).

- Правильно. А как называется наука, изучающая птиц. (Дети – орнитология)

- А я тогда кто – орнитолог.

«Маруся» может объяснить (дать определение) понятия: орнитология, орнитолог.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


Ребята предлагаю и вам пойти со мной в экспедицию. Но для этого нужно хорошо подготовиться.


«Видеосюжет» (Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц)

Видеофайлы, которые демонстрирует «Маруся»:

Брачный период (ухаживания) птиц.

Гнездование (строительство гнезд).

Насиживание яиц и вскармливание птенцов.

Перелет к местам зимовок.

Какие явления в жизни птиц вы наблюдаете? Чем эти явления можно объяснить, от чего они зависят? (Период размножения (брачный период), гнездование, насиживание и вскармливание птенцов, перелет – от времени года).

3. Этап выявления места и причины затруднений


Хорошо. Но этого мало. Нужно решить еще одну задачку.

«Домысливание»

Образование пар у различных видов птиц – это ….. период. (брачный)

Построение птицами гнезд для выведения и укрытия потомства – это …... (гнездование)

Период между откладыванием первого яйца и вылуплением последнего птенца – это …... (насиживание)

Смена оперения у птиц – это ….. (линька)

На зиму остаются в районах гнездования и дальних миграций не совершают – это ….. птицы. (оседлые)

В после гнездовой период покидают районы гнездования, удаляясь от них на сотни километров – это …… птицы. (кочующие)

Улетают на зимовку далеко за пределы мест гнездования, где нет суровых зим – это ….. птицы. (перелетные)

Работа с интерактивной доской. Дети подходят к доске, находят (выбирают) нужное слово и вставляют его в текст. (Доска подключается с помощью «Маруси»)

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации


Пора потренироваться по-настоящему.

Во-первых, давайте разделимся на группы. (Обучающиеся, на специально приготовленном для этого столе, в случайном порядке, выбирают фрагмент изображения птицы – страус, пингвин, воробей (фрагменты перевернуты лицевой стороной вниз) – представители трех систематических групп птиц. Затем собирают из фрагментов картинку - птицу. На столах, приготовленных для групповой работы, стоят вымпелы с изображением этих птиц. Команды расходятся каждый к своему вымпелу.

Самостоятельно распределите роли в группе (находятся на столе у каждой группы):

Проводник – человек, который направляет, организует работу в нужном направлении. Несет ответственность за всю группу.

Фотограф – человек, который добывает, находит информацию.

Летописец – человек, который все записывает, оформляет.

Хронометрист – человек, который следит за временем (если того требует задание) и порядком работы в группе (чтобы каждый четко выполнял свои обязанности).

Также на партах, у каждой группы, лежит «Памятка по работе в группе».

Во-вторых, посмотрим, что нам необходимо взять с собой. Одежду и рюкзак мы уже приготовили. Посмотрите, на столе у вас лежат оценочные листы. Это ваш – дневник юного орнитолога. Здесь вы будите отмечать свои достижения. И если плодотворно поработаете – получите ученую степень.

Если все готово – тогда в путь!

Давайте определим тему нашего исследования.


«Проблемный вопрос» - с помощью вопросов и наглядного материала, ученики должны определить тему урока.

«Маруся» демонстрирует (включает) видеофайлы:

Множество разнообразных птиц (Разнообразие птиц)

Птицы ловят насекомых, опыляют растения, разносят семена растений, домашние птицы (Значение птиц)

Красная книга, развешивание кормушек и скворечников (Охрана птиц)

О чем нам говорят эти фильмы? Какие понятия мы можем выделить?

Разнообразие. Значение. Охрана.

Из этих слов, перемешенных с другими, на интерактивной доске ученики собирают тему урока.

«Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц».

Исходя из темы урока, как мы можем определить цель нашей экспедиции? (Изучить разнообразие птиц, их значение в природе и жизни человека. Узнать (выяснить), как можно обеспечить охрану птиц.)

5. Реализация построенного проекта


«Мозговой штурм» - работа в группах. (Исследование, создание проекта, защита проекта)

Давайте поищем информацию, которая нам пригодится для создания проекта.

Первая группа (страусы) – отправляется в библиотеку Московского государственного университета (МГУ) (виртуальное путешествие создается за счет VR очков, где проецируется стеллажи с книгами и другие элементы библиотеки). Ваше задание определить основные систематические группы птиц и создать слайд («творческий отчет») по этой теме. Для этого вам нужно найти справочный материал. Он находится внутри класса, в конверте с вашим логотипом – страусом. Также можно использовать голосовой помощник «Маруся».

Вторая группа (пингвины) – отправляется в путешествие по материкам для наблюдения за птицами. (виртуальное путешествие создается за счет VR очков, где проецируется слайды различных уголков природы) Ваша задача определить экологические группы птиц по способу питания и создать слайд («дневник орнитолога») по этой теме. Справочный материал, также находится внутри класса, в конвертах с пингвином. Также можно использовать голосовой помощник «Маруся».

Третья группа (воробьи) – также отправляется в путешествие по материкам для наблюдения за птицами. (виртуальное путешествие создается за счет VR очков, где проецируется слайды различных уголков природы) Ваша задача определить экологические группы птиц по местам обитания и создать слайд («дневник орнитолога») по этой теме. Справочный материал, находится внутри класса, в конвертах с воробьем. Также можно использовать голосовой помощник «Маруся».

Все задания, в распечатанном виде, находятся на столах участников похода.

Затем, когда участники экспедиции собрали необходимый материал, они его обрабатывают и создают слайд по своей теме. На рабочем столе, в заранее приготовленной папке, в электронном виде находится тот же материал, что и в конвертах, а также фотографии, которые могут пригодиться при оформлении отчета. (Эта информация сообщается учителем тогда, когда дети уже приступают к оформлению работы) Время на выполнения задания 5 минут (На партах, у всех групп, имеются ноутбуки). Созданный слайд отправляется на головной компьютер учителя. Там слайды объединяются в презентацию (дневник наблюдений) - «Разнообразие птиц». Презентация выводится на экран, а представители групп, приглашаются на мини-конференцию и рассказывают о проделанной работе, защищают свой проект. Время выступления каждой группы 1 минута.

«Маруся» запускает таймер. (5 минут на выполнение работы и 1 минута на защиту).

Изучается и закрепляется понятие «Разнообразие птиц».

Ребята, теперь вы можете объяснить, почему ваши команды названы именно так?

(Ответ: три систематические группы птиц – страусовые, пингвины и типичные птицы, в данном случае воробей)

Ребята, а как вы думаете, какие современные технические средства, можно использовать для наблюдения за птицами? (Ответы детей: например – квадрокоптеры).

Как вариант, можно попросить «Марусю» рассказать о современных технических средствах наблюдения.

Возьмите свои оценочные листы, поставьте себе баллы за работу.


Физкультминутка.

«Маруся» запускает зарядку (разминку).


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


«Лови ошибку» работа с учебником.

Группам раздается задание, текст, состоящий из трех частей, объединенных общим смыслом, в котором нужно найти ошибку:

Первая группа (страусы): 222 страница учебника вам в помощь.

Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие - два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего может очень просто передвигаться между деревьями. Очень быстро стучат клювом по коре деревьев. После того как кора дерева пробита, очень длинным языком достают личинок насекомых. (Это колибри). Правильный ответ – дятел.

Это единственная в мире птица, способная летать назад. Встречаются исключительно в Америке (от Южной Аляски и Лабрадора до Огненной Земли). Эти птицы имеют тонкий клюв, язык раздвоенный, длинный. Пищу птицы ищут на цветах. Кроме того, что они питаются цветочным нектаром, основную часть рациона составляют также мелкие насекомые. (Это клест). Правильный ответ – колибри.

Это необычная птица, чуть больше воробья. У неё две половинки клюва смотрят в разные стороны, напоминая крест. Свисает на шишке вниз головой, все для того, чтобы было удобно вышелушивать семена шишек своим специально загнутым клювом. (Это дятел). Правильный ответ – клест.

При проверке, с помощью «Маруси», можно включить голоса этих птиц.

Вторая группа (пингвины) 222 - 223 страница учебника вам в помощь.

Это хищная птица, которая активна в основном в ночное время. У нее большая голова, крупные глаза и короткий острый клюв. Перья мягкие, обычно неяркой серой или коричневатой расцветки. Охотятся на грызунов. За год может поймать до тысячи грызунов. Таким образом спасай посевы от прожорливых вредителей. (Это куропатка) Правильный ответ – сова.

Ее название на всех славянских языках означает птицу похожую на куру. Перьевой покров окрашен не равномерно, присутствуют пестрины разного размера и цвета. Расцветка птицы говорит о том, что главная стратегия защиты — маскировка. Несмотря на небольшой размер птицы и не очень сложные способы ее выслеживания, охота на нее — популярное увлечение. (Это утка) Правильный ответ – куропатка.

Водоплавающих птиц средних размеров. Тело  имеет обтекаемую форму, лапы снабжены плавательными перепонками, шея средней длины, голова небольшая – все эти особенности позволяют птице хорошо плавать и нырять, а также доставать корм из воды. Клюв – уплощенный и с плавно закругленным концом. Популярный объект охотничьего промысла. (Это сова) Правильный ответ – утка.

При проверке, с помощью «Маруси», можно включить голоса этих птиц.

Третья группа (воробьи) 224 - 225 страница учебника вам в помощь.

Один из самых популярных и распространенных видов домашней птицы. Сейчас около 80% всех домашних птиц составляют они. Их разводят на больших птицефермах. Получаю мясо, яйцо и перо. (Это гуси) Правильный ответ – куры.

Это домашние птицы, которые умеют летать и плавать, но домашним породам крылья подстригают, чтобы они не улетели. Эти существа по размеру немаленькие, а наоборот достаточно крупные. Торпедо образное тело сверху переходит в недлинную шею, а потом в голову. Клюв достаточно сильный, он, как правило, оранжевого или красного цвета. (Это индюки) Правильный ответ – гуси.

Крупная, красивая птица. У нее большое тело, длинные шея и ноги. У них яркое оперение, пышное, состоящее из крупных перьев. Хвост похож на раскрытый веер. Цвет оперения самый разный: белый, светло-коричневый, с алым отливом, бронзово-зеленый, цвет кофе с молоком. У самца есть и борода с розовыми наростами. (Это куры) Правильный ответ – индюки.

При проверке, с помощью «Маруси», можно включить голоса этих птиц.

Каждая группа объяснят, где они нашли ошибки и почему они так считаю. Затем делают вывод, что общего во всех фрагментах текста. (1 группа – значение птиц в природе, 2 группа – значение птиц в жизни человека, 3 группа – домашние птицы)

Изучается и закрепляется понятие «Значение птиц».

Возьмите свои оценочные листы, поставьте себе баллы за работу.


7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

«Шпаргалка» (ребусы). Работа в группах (группа 4 человека)

Каждому ученику раздаются ребусы. Каждой группе одинаковый комплект – 4 штуки.

Ребята, в ребусах зашифрованы слова:

Заповедник.

Скворечник.

Кормушка.

Стерх.

Расшифруйте эти слова, затем поменяйтесь, ребусами с соседом для взаимопроверки.

Назовите эти слова.

Что объединяет все ребусы? Забота о птицах, их охрана.

Уважаемые юные орнитологи, а каких еще птиц ЯНАО, занесенных в красную книгу, вы знаете? (Ответы детей: филин, беркут, кречет, лебедь, сапсан, краснозобая казарка и др.)

Если ребята затрудняются ответить, то «Маруся» обязательно поможет ответить на этот вопрос.

Изучается и закрепляется понятие «Охрана птиц».

Не забываем поставьте себе баллы за работу.


8. Этап включения в систему знаний и повторения


«Верю-не-верю»

Обучающиеся по описанию и звукам, определяют птицу.

Самая большая птица на земле. Ростом выше человека. Средний рост 2,5 метра и весит 120 кг – не правда ли, гигант?! В основном живет в Центральной Африке. Существует несколько видов этих птиц. Но всех объединяет одна особенность – эти птицы не умеют летать. Но бегают так быстро, что ни один чемпион мира по бегу не сможет догнать эту птицу. Может бежать со скоростью 70 километров в час! (Страус)

С помощью «Маруси» включается голос птицы.

Это особая группа птиц, большая часть жизни которых проходит в воде. Они отлично плавают. На небольшом расстоянии развивают довольно приличную скорость, до 40 км/час. Крылья очень похожи на ласты, а перья напоминают чешую. Обитают в Южном полушарии. Живут колониями, в которых может быть до 10 000 пар. (Пингвин)

С помощью «Маруси» включается голос птицы.

Крупная хищная птица из семейства ястребиных. Длина тела около 80 см, хвост короткий. Может весить до 6 килограмм. Причем самка гораздо крупнее самца. У него огромные крылья, которые в размахе достигают 2.5 метров. Обычный цвет — коричневый и белый. Белые только голова и хвост. У него очень выразительные и злобные глаза. Внушительные когти и крепкий клюв имеют загнутые окончания, что делает птицу непревзойденным хищником. Питаются мелкими животными, среди которых грызуны, ящерицы, змеи, высматривая их, паря в воздухе. (Орел)

С помощью «Маруси» включается голос птицы.

На фоне других птиц резко выделяется ярко-белыми боками и очень длинным хвостом. Популярный персонаж народных сказок и стихов для детей. За белые бока ее так и называют – белобока. Что касается длинного хвоста, то в одной из легенд говорится, что длинный хвост у нее появился, как на наказание за ее болтливость. Могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе, в непосредственной близости от людей. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. (Сорока)

С помощью «Маруси» включается голос птицы.

Оказавшись на берегу моря, человек первым делом слышит крик птицы, неустанно парящей над волнами. Вся жизнь этой птицы неразрывно связана с водой. Плавает так же хорошо, как и летает, на лапах у нее есть перепонки, как у водоплавающих птиц. В воде она сидит высоко за счет малой плотности тела. Оперение белое, крылья – длинные. Клюв у этих птиц очень характерный – прямой, но слегка загнутый на конце. В питании не привередливы. Они угощаются и мелкой рыбой, и насекомыми, и ягодами. Могут охотиться на мышей. Не гнушаются и разорять чужие гнезда. (Чайка)

С помощью «Маруси» включается голос птицы.

Преимущественно однотонный окрас: белый, черный, рыжий, серый. Реже она двухцветная. Птица имеет желтый клюв (иногда встречается черный) и темные лапы. Оперенье гладкое. Часто голова украшена хохолком, однако он имеется не у всех видов птиц. Голова находится на длинной шее. Клюв также длинный. Прямое его строение позволяет птице с легкостью вылавливать рыбку и лягушек из пруда, а также удерживать скользкую добычу. Ноги длинные и тонкие. На них расположены цепкие пальцы. Хвост короткий и острый. Птица ведет околоводный образ жизни. Она не умеет ни нырять, ни плавать, так как перья очень быстро намокают. (Цапля)

С помощью «Маруси» включается голос птицы.


8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

(2 минуты)


Достаньте свои фотоаппараты (телефоны). Зафиксируйте домашнее задание.


Домашнее задание:

Раздается всем участникам в конверте, на котором изображен голубь. Вопрос детям: а почему голубь? Ответ – в старину, чаще всего, голуби разносили почту.

§§ 48-49 (читать), ответить устно на вопросы к параграфам – оценка «3».

§§ 48-49 (читать), ответить устно на вопросы к параграфам, сделать «Волшебный квадрат» по теме урока – оценка «4».

§§ 48-49 (читать), ответить устно на вопросы к параграфам, сделать «Волшебный квадрат» по теме урока, электронный плакат по теме «Красная книга ЯНАО» – оценка «5».

Чтобы проверить свои знания, за дополнительную оценку, пройдите тест на сайте https://multiurok.ru по ссылке:

https://multiurok.ru/tests/raznoobrazie-znachenie-i-okhrana-ptits.html

t1643094319aa.gif

«Волшебный квадрат» - на одном слайде собраны фотографии или картинки, объединенные общей тематикой. (Вкладывается в конверт)

«Электронный плакат» - презентация, где на первом слайде располагаются значки с микро темами, которые вы хотите раскрыть, микро темы объединены в общую тему и по щелчку на эти значки, через гиперссылки, открываются слайды, раскрывающие микро тему, затем по щелчку вы возвращаетесь на главную страницу. (Вкладывается в конверт)


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«Рефлексия»

Фоном звучит пение птиц («Маруся»).

Вот и подошел к концу наш поход. Давайте подведем итоги.

Вначале нашего путешествия мы ставили перед собой цель. Изучить разнообразие птиц, их значение в природе и жизни человека. Узнать (выяснить), как можно обеспечить охрану птиц.

Мы изучили основные систематические и экологические группы птиц? Да.

Знаем, какое значение птицы имеют в природе и жизни человека? Да.

Сможем помочь птицам, когда они в этом нуждаются? Да.

Мы достигли цели нашего путешествия? Да.


Выставление оценок.

Возьмите свои оценочные листы – «дневники юного орнитолога». Подсчитайте все свои баллы и подведите итог.

А сейчас ребята, давайте посмотрим, какие научные звания вы смогли заработать за сегодняшний урок.

Есть такие, кто по-прежнему остался младшим научным сотрудником (оценка – 3). Нет. Замечательно. А кто стал доцентом? Поднимают руки у кого – 4. Поздравляем, тех, кто получил звание доктора наук. Поднимают руки у кого оценка 5.


Ребята, вам понравилась идея отправиться в научную экспедицию? (Да, нет). У вас на столах есть пульты (система голосования Wotum).

Если вы уже готовы, хоть сейчас отправиться в экспедицию, нажмите цифру 1.

Если вы еще не решили окончательно, идти или не идти, нажмите цифру 2.

Ну а если, вам не понравилась эта идея и вы категорически отказываетесь идти со мной в поход, нажмите цифру 3.


Ученики нажимают соответственные кнопки, после чего на экране выводится диаграмма детских ответов. И становится ясно, понравился им урок или нет.


Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.

Урок окончен.

Можете идти на перемену.













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Смоленцева Татьяна Григорьевна, 25.01.22 в 17:19 4Ответить Пожаловаться
Интересный, содержательный, разнообразный урок! Спасибо за Ваше творчество!
Эдуард Орлов, 30.01.22 в 18:44 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Григорьевна, спасибо за оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.