Разноуровневые эстафеты и подвижные игры (с межпредметными связями) для урочных и внеурочных мероприятий
Разноуровневые эстафеты и подвижные игры (с межпредметными связями)
для урочных и внеурочных мероприятий
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность данных эстафет и подвижных игр обусловлена тем, что они, развивают моторику, координацию и умение ориентироваться в пространстве, способствуют совершенствованию ловкости, выносливости, формированию правильной осанки и стопы, становлению личностных качеств. Данные подвижные игры и эстафеты является актуальными на сегодняшний день, т.к. они носят интегративный характер, отвечают требованиям ФГОС, могут использоваться в работе с детьми разного возраста и уровня подготовленности.
Цель подвижных игр и эстафет:
создание условий для формирования и развития физических и психических качеств ребенка посредством подвижных игр и эстафет на интегративной основе физической культуры с предметами (математика, биология, химия, география, литературное чтение).
Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:
Обучающих:
освоить технику игровых действий;
совершенствовать технические умения элементарных игровых движений – от простых до более сложных;
использовать предметные знания как средство заинтересованности качественного выполнения физических упражнений;
воспитывать потребность соблюдать правила игры;
научить переживать отрицательные эмоции (проигрыш);
Развивающих:
содействовать всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья младших школьников;
развивать гибкость, ловкость, выносливость и правильную координацию движений.
Воспитывающих:
воспитание волевых качеств (преодоление трудностей, умение добиваться поставленной цели);
воспитание морально-этических качеств (уважение друг к другу, умение радоваться успеху других, взаимопомощи).
Отличительной особенностью данных эстафет и подвижных игр является то, что они посредством интеграции учебных предметов активизируют двигательную и познавательную деятельность учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данного мероприятия: 10 – 16лет.
Ход занятия.
1. Мотивация
Что такое веселые старты,
В школе знает любой ученик.
Здесь не нужно сидеть за партой,
Или ставить отметки в дневник.
Нам не нужно сидеть на месте
И бояться сложных задач.
С папой, мамой, друзьями вместе
Будем бегать, играя в мяч.
Нам победа нужна, конечно,
Но и проигрыш не страшит.
Побеждать будешь ты не вечно,
Дружба же – такой «дефицит».
Чтобы другом остался соперник,
Нужно честно всегда побеждать.
И тогда, как ученый Коперник,
С неба звездочку можно достать.
2. Эстафеты
1. Веселые старты: команды расположены колоннами перед стартовой линией, на расстоянии 10 метров от стартовой линии напротив команд лежат стопками карточки с буквами разных цветов; участники по очереди по одной букве переносят их на расстояние 3 метров (чтобы можно было видеть и читать) от стартовой линии, передавая эстафету касанием руки. В результате должно получиться название наших соревнований «веселые старты». Оценивается в первую очередь правильность выполнения задания, а потом уже скорость. Состав команды может быть по количеству букв, а могут участники стартовать по два раза.
Варианты:
1. Буквы расположены по порядку.
В | | Е | | С | | Ё | | Л | | Ы | | Е | | С | | Т | | А | | Р | | Т | | Ы |
2. Буквы перемешаны \не по порядку \.
В | | Л | | Ы | | Ё | | Е | | С | | Е | | Т | | Т | | Ы | | Р | | С | | А |
3. Буквы разного цвета \составлять по цвету первой буквы \.
В | | Е | | С | | Ё | | Л | | Ы | | Е | | С | | Т | | А | | Р | | Т | | Ы |
Добавочный комплект букв для усложнения задания:
С | | Е | | А | | Ё | | Т | | Ы |
2. Составь название предмета, изучаемого в школе: ведущий дает определение, изучаемому предмету, а команды по буквам составляют его название, как в «веселых стартах».
Варианты:
1. Полное определение: единый комплекс наук, изучающих оболочку Земли. Основными объектами изучения этих наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…
Г | | Е | | О | | Г | | Р | | А | | Ф | | И | | Я |
2. Намек определения: система наук, объектами изучения которой являются живые существа
Б | | И | | О | | Л | | О | | Г | | И | | Я |
3. Без определения.
Г | | Е | | О | | М | | Е | | Т | | Р | | И | | Я |
3. Реши пример: расстановка команд прежняя, на расстоянии 10 метров от стартовой линии в стопке по количеству игроков в команде лежат таблички с примерами, а на расстоянии 2-3 метров от стартовой линии – таблички с ответами. Участники поочередно, передавая эстафету касанием руки, переносят таблички с примерами и складывают их напротив табличек с ответами. Предпочтение отдается правильности выполнения решений примеров, а затем уже быстроте.
Варианты:
1. Простые сложения и вычитания.
6+6 | | 12 | | 18-8 | | 10 |
8+4 | 6+4 | |||||
14-2 | | 21-11 | | |||
20-8 | 3+7 | |||||
| ||||||
20-3 | | 17 | | 3+5 | | 8 |
10+7 | 22-14 | |||||
5+12 | | 21-13 | | |||
19-2 | 1+7 |
2. Деление и умножение.
6х2 | | 12 | | 10:1 | | 10 |
3х4 | 5х2 | |||||
12:1 | | 50:5 | | |||
24:2 | 10х1 | |||||
| ||||||
6х3 | | 18 | | 3х3 | | 9 |
54:3 | 18:3 | |||||
9х2 | | 9х1 | | |||
36:2 | 81:9 |
3. Более сложные задания. \Но не увлекаться сложностью, т.к. у нас игры, а не олимпиада по математике \.
6х2+2 | | 14 | | 10:1+2 | | 12 |
26-3х4 | 22-5х2 | |||||
12:1+2 | | 50:5+2 | | |||
26-24:2 | 22-10х1 | |||||
| ||||||
6х3+2 | | 20 | | 3х3+2 | | 11 |
38-54:3 | 20-18:3 | |||||
9х2+2 | | 9х1+2 | | |||
38-36:2 | 20-81:9 |
4. Мяч капитану: команды стоят в колонну по одному перед стартовой линией, напротив их на расстоянии 3-5 метров стоят посредники \помощники \ с мячом. Посредник, передавая мяч игроку указанным способом, называет математический пример (удобнее использовать таблицу умножения), а игрок, назвав ответ, передает мяч обратно, указанным способом. Оцениваются верные ответы и быстрота выполнения.
Варианты:
1. Различные способы передачи мяча.
2. Передав, участник уходит в конец колонны.
3. Передав, участник – приседает. \Передал – садись \.
5. Химическая: Стандартная расстановка в колонну у линии старта. У первого в руках фломастер, который и будет являться эстафетной палочкой. По команде судьи участники по очереди бегут к стенду, где вывешены таблички с химическими элементами и фломастером записывают их названия. Выигрывает команда, правильно записавшая названия и пришедшая первой ша финиш.
Варианты:
1. На стенде просто химические элементы.
Ti | титан | | Н | водород |
Ra | радий | | V | ванадий |
Fr | франций | | Cl | хлор |
О | кислород | | Na | натрий |
2. На стенде соединения или формулы.
6. Географическая (игра в города): Обычная расстановка в колонну. Первый участник подбегает к посреднику \помощнику \, который говорит ему название города. Передавая эстафету, участник передает и название города. Второй участник вспоминает название города, которое начинается с последней буквы предыдущего \Москва - Астрахань \, сообщает это посреднику и бежит передавать эстафету. Посредник записывает ответы игроков. Выигрывает команда, правильно назвавшая города и закончившая быстрее эстафету.
Варианты:
1.Посредники дают одно и тоже название города всем командам.
2.Задание дается разное для каждой команды.
3. Можно играть в реки, цветы, животных, птиц, растений.
7. Командно-индивидуальные конкурсы: во время выполнения упражнений, (жонглирование предметами, ведение баскетбольного мяча, верхняя передача над собой волейбольного мяча, с прыжками через скакалку, вращая обруч), участник говорит: «Я знаю пять имен девочек \мальчиков \» и перечисляет их. В этих упражнениях важна правильность выполнения и перечисления.
Варианты:
1. Домашних, диких животных, млекопитающих, травоядных, птиц.
2. Название цветов, растений, деревьев, кустарников, овощей, фруктов.
3. Названия городов, рек, гор, стран, континентов, частей света.
4. Поэтов, писателей, литературных героев.
8. Мяч капитану \сосчитал – передал \: Участники игры образуют круг, а в середине круга капитан \посредник \. Посредник передает игроку указанным способом мяч и задает при этом арифметический пример. Участник дает ответ и передает мяч обратно указанным способом. Игра длится до тех пор пока посредник не получит мяч от последнего игрока. (Если у кого-либо ответ неверный, то посредник возвращает ему мяч до правильного ответа). Выигрывает команда быстрее закончившая игру. \Проводить игру по одной команде, засекая время исполнения, будет интереснее для зрителей \.
Варианты:
1. Простейшее вычитание и сложение.
2. Умножение и деление.
9. Вызов номеров: Участников лучше расположить в шеренге. \Нагляднее \. Участники рассчитываются по порядку номеров. Ведущий вызывает номер, который должен выполнить то или иное упражнение быстрее других. Выигрывает команда, которая больше наберет очков за правильное и быстрое выполнение заданных упражнений.
Варианты:
1. Вызов номеров не по порядку.
2. Ведущий задает пример на сложение или вычитание, чтобы определить номер для вызова.
3. Ведущий задает пример на деление или умножение.
3. Подвижные игры
Повторение правил техники безопасности игр:
Наши действия не должны навредить другим игрокам;
Соблюдать спортивное поведение на площадке.
Пустое место: Игроки расположены по кругу. Водящий, двигаясь по кругу, осаливает одного из игроков, называет тему и бежит занимать его место. Осаленный игрок, называет слово на заданную тему, бежит в обратном направлении, чтобы занять свое –же место. \города – Великий Новгород \. Осаленному, чтобы выиграть, нужно еще правильно подобрать слово по теме. Игра может быть индивидуальной и командной, для этого игроки перед началом игры должны быть разделены на команды и проигравший игрок - выбывает. Выигрывает команда, игроков которой больше осталось в игре.
Варианты:
1. Реки, озёра, моря, океаны.
2. Птицы, звери, растения, овощи, фрукты.
«Воробьи – вороны»: участники делятся на две команды (воробьи и вороны). Они двигаются в разомкнутых шеренгах от лицевых линий волейбольной площадки к средней линии. Если руководитель называет команду «воробьи», тогда она убегает обратно за свою лицевую линию, а команда вороны их догоняют. Выигрывает команда, где меньше осаленных игроков.
Варианты:
1. «Хищные – травоядные». Руководитель называет кого-то из животных (тигр) -хищные убегают, а если (зебра ) – убегают травоядные.
2. «Чётные – нечётные» (восемь) – чётные убегают, (семь) - нечётные убегают.
3. «Овощи – фрукты» (огурец) - овощи, (яблоко) - фрукты.
4. Рефлексия, критерии оценивания оговорены заранее:
правильность и точность выполнения упражнений;
знания и умения других дисциплин;
соблюдение правил игры, общения и безопасного поведения.
(определение достижений и трудностей на занятии, подведение итогов и оценка работы).
Список литературы:
Андреев С.Н., Алиев Э.Г. «Мини-футбол в школе» - М. Советский спорт, 2006 г.
Волошина Л.Н., Курилова Т.В. «Программа «Играйте на здоровье» - Аркти, 2004 г.
Нийминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н\Д: «Феникс», 2001 г.
Настольная книга для учителя физической культуры под ред. Проф. Л.Б. Кофмана: авт. – сост. Г.И.Погадаев – М.; Физкультура и спорт, 2001 г.
Талага Е. «Энциклопедия физических упражнений» - М.; Физкультура и спорт, 1998 г.
Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4классы. Автор – составитель Патрикеев А.Ю.-М. ВАКО. 2007г.