12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гордина Тамара Николаевна18
1

Разработка дидактических материалов для разноуровневых групп учащихся

Разработка дидактических материалов

для разноуровневых групп учащихся


Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей. 
Для группы «А» -

пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для группы «В» -

развивать устойчивый интерес к предмету.

закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для группы «С» -

развивать устойчивый интерес к предмету.

сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Разработка дидактического материала.

При разноуровневом обучении дидактический материал делится на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий);

2. частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности);

3. исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;

2. последовательное освоение и сдача уровней;

3. за одно занятие можно сдать только одну тему;

4. для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %;

5. при подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку;

6. основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. Понятно, что такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

Технология разноуровнего (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне.

1. Проведение психолого-педагогическая диагностики позволяет определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

В группу С вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

В группу В вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

Группу А образовали ученики с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Требования к заданиям:

1 уровень: Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.

2 уровень: Задания в изменённой ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: кроссворды, ребусы, логические задачи. На этом уровне обучающиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

3 уровень: Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения которых обучающиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.

Разноуровневые задания предполагают следующее:

Дифференциацию содержания учебных заданий (по уровню творчества, трудности и по объему);

Использование разных способов организации деятельности детей (по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи обучающимся).

а) дифференциация заданий по уровню творчества;

б) дифференциация учебных заданий по уровню трудности;

в) дифференциация заданий по объему учебного материала, которая предполагает, что часть обучающихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные, в зависимости от темпа работы;

г) дифференциация заданий по степени самостоятельности обучающихся, проявляющейся на организационном уровне. Все дети выполняют одинаковые упражнения, одни под руководством, другие самостоятельно;

д) дифференциация работы по степени и характеру помощи обучающимся.

Работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной, её результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика файл, в котором будут храниться все его работы, а внутрь вложить контрольный листок: 

Дата







Вариант №








Уровень

Оценка

Уровень

Оценка

Уровень

Оценка

Тема







1. Решение систем линейных уравнений







2.Решение задач с помощью систем линейных уравнений









Примеры заданий

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Укажите формулу, задающую линейную функцию:

1) у = 3х2 – 8

2) у = t1604406318aa.gif

3) у = 3х – 8

4) у = t1604406318ab.gif - 8


Укажите формулу, задающую линейную функцию:

1) у = 3х2 – 8

2) у = t1604406318aa.gif

3) у = 3х – 8

4) у = t1604406318ab.gif - 8


Изобразите график данной функции


Укажите формулу, задающую линейную функцию:

1) у = 3х2 – 8

2) у = t1604406318aa.gif

3) у = 3х – 8

4) у = t1604406318ab.gif - 8


Изобразите график данной функции. Определите значение функции по графику при х = 2



Примеры заданий

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Решение системы линейных уравнений:


а) t1604406318ac.gif


б) t1604406318ad.gif


Решение системы линейных уравнений:


а) t1604406318ae.gif


б) t1604406318af.gif


Решение системы линейных уравнений:


а) t1604406318ag.gif


б) t1604406318ah.gif



Примеры заданий

1 уровень

2 уровень

3 уровень

За три дня продано 60 кг риса, в первый день продано на 5 кг меньше, чем во второй, а в третий столько, сколько в первый и второй день. Сколько риса продано в каждый день?

Перевозя за день 8 тонн груза вместо 6 тонн, водитель выполнил задание на 2 дня раньше, чем планировал. Сколько тонн груза перевез водитель?

Длину прямоугольника уменьшили на 5 см и получили квадрат, площадь которого меньше площади прямоугольника на 15 см2. Найдите сторону квадрата.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.