Разработка классного часа, посвященного Всемирному Дню здоровья и Дню космонавтики

Методическая разработка
внеклассного мероприятия,
посвященного
Всемирному дню здоровья и
Дню космонавтики
Авторы:
Коренюгина Елена Анатольевна, преподаватель профдисциплин высшей квалификационной категории
Сидорович Елена Валерьевна, преподаватель физики высшей квалификационной категории.
Введение
Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню,
дай мне сделать самому – я пойму.
Японская пословица
В динамичном мире современного образования, где акцент смещается от простого усвоения знаний к развитию личностных качеств и навыков, для достижения личностных результатов, общих и профессиональных компетенций требуются все новые и новые методы и приемы, позволяющие современным студентам не только получить знания, но и погрузиться в практическую деятельность. Применение интерактивных форм обучения сегодня становится все более актуальным.
Одной из форм передачи знаний и опыта являются мастер-классы («master»- специалист высокой квалификации, «class»-занятие). Для специалиста это показательный урок, а для участников возможность в процессе обучения повысить свою квалификацию, приобрести новые знания. Проведение мастер-класса в современных условиях позволяет раскрыть личную индивидуальность, творческий потенциал, продемонстрировать достижения и новые возможности. Во время мастер-класса участники не являются пассивными слушателями, они участвуют в обсуждениях, получают консультации, предлагают свои темы для анализа и варианты решения.
В данной форме поведено тематическое внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Всемирного дня здоровья и Дню космонавтики.
Цель методической разработки: транслирование педагогического опыта по организации и проведению внеклассного мероприятия в форме мастер-класса.
Задачи:
Изучить особенности применения мастер-класса в педагогической деятельности.
Разработать сценарий внеклассного мероприятия в форме мастер-класса, приуроченного к празднованию Всемирного дня здоровья и Дня космонавтики.
Апробировать сценарий мероприятия во внеурочное время.
Оформить методическую разработку.
1. Мастер-класс как способ достижения личностных результатов
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя. Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного преподавателем стиля своей профессиональной деятельности.
Мастер-классы могут быть эффективны в самых разных областях: от искусства и ремесел до бизнеса и науки. Они позволяют развивать креативность, лидерские качества, навыки решения проблем и критическое мышление. Участие в мастер-классах помогает расширить кругозор, найти новые интересы и увлечения, а также определить свой путь в жизни.
Мастер-класс предоставляет уникальную возможность обучения через действие. В отличие от традиционных лекций, участники не просто слушают, а выполняют конкретные задачи под руководством мастера. Такой подход способствует формированию практических навыков, развитию критического мышления и способности к решению проблем.
Успешное выполнение заданий на мастер-классе повышает самооценку и уверенность в своих силах. Участники видят результаты своего труда, получают обратную связь от эксперта и коллег, что стимулирует дальнейшее развитие и самосовершенствование.
Мастер-класс создает благоприятную среду для социального взаимодействия и сотрудничества. Участники общаются, обмениваются опытом, учатся работать в команде, что способствует развитию коммуникативных навыков и формированию чувства принадлежности к сообществу.
Мастер-класс, проводимый увлеченным экспертом, способен вдохновить и мотивировать участников на достижение новых целей. Личный пример мастера, его истории успеха, демонстрация практических приемов и техник – все это стимулирует интерес к изучаемой области и желание развиваться в выбранном направлении.
мастер-класс – это не только эффективный способ приобретения новых знаний и навыков, но и мощный инструмент достижения личностных результатов, способствующий развитию уверенности в себе, мотивации и способности к сотрудничеству.
Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия
Мастер-класс – это эффективная форма передачи опыта и знаний, позволяющая участникам не только получить теоретическую информацию, но и освоить практические навыки под руководством эксперта. Цель данных рекомендаций – предоставить четкий алгоритм подготовки и проведения успешного мастер-класса.
I. Подготовка к мастер-классу
- Определение темы и целевой аудитории: Четко сформулируйте тему мастер-класса, учитывая потребности и уровень подготовки потенциальных участников.
- Разработка программы: Составьте детальный план мастер-класса, включающий в себя теоретическую часть, практические упражнения и время для вопросов и ответов.
- Подготовка материалов: Разработайте наглядные материалы (презентации, раздаточные материалы, примеры работ), которые помогут участникам лучше усвоить информацию. Визуализация и практические примеры значительно повышают уровень понимания и запоминания информации.
- Организация рабочего пространства: Обеспечьте комфортное и функциональное пространство для проведения мастер-класса, с необходимым оборудованием и материалами.
II. Проведение мастер-класса
- Приветствие и вступление: Начните мастер-класс с приветствия участников и краткого обзора темы.
-Теоретическая часть: Представьте теоретический материал в доступной и интересной форме, используя наглядные примеры и иллюстрации. Интерактивные методы обучения, которые можно включить в программу, повышают вовлеченность участников.
- Практическая часть: Организуйте практические упражнения, которые позволят участникам применить полученные знания на практике. Индивидуальный подход к каждому участнику и предоставление персонализированной обратной связи способствуют более эффективному освоению навыков.
- Завершение мастер-класса: Подведите итоги, поблагодарите участников за участие и предложите дополнительные ресурсы для дальнейшего изучения темы. Подчеркните важность полученных знаний и навыков и вдохновите участников на дальнейшее развитие.
III. Оценка эффективности
После проведения мастер-класса соберите обратную связь от участников, чтобы оценить его эффективность и внести необходимые коррективы в программу. Анализ полученной информации поможет оптимизировать программу мастер-класса и повысить его результативность в будущем. Использование анкет, опросов и личных бесед позволит получить наиболее полную и объективную оценку.
Следуя данным рекомендациям нами был разработан план и сценарий мастер-класса, представленные далее, а также рекомендации по проведению мастер-класса по оформлению кондитерских изделий (Приложение 1).
3. План проведения внеклассного мероприятия
Тема: Космическое кафе
Цель:
Обучающая - вовлечение участников образовательного процесса в активную творческую деятельность.
Развивающая - развитие творческого потенциала студента; активизация мыслительной и познавательной деятельности, способствовать развитию коммуникационных навыков среди студентов.
Воспитывающая – воспитание и формирование уверенности в себе, активной жизненной позиции и желание самосовершенствоваться.
Задачи: обмен творческими достижениями, опытом обучающихся; формирование творческого потенциала молодого поколения; способствование развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
Материально-техническое оснащение: ноутбук, флеш – карта мультимедийный проектор, аудио-, видео-материалы, презентация, плакаты, заготовки для мастер-класса, сублимированная еда, тюбики с едой, расходные материалы для украшения кондитерских изделий.
Ход мероприятия:
№ | Этап мероприятия | Вид деятельности |
1. | Организационный момент | Проверка явки участников мероприятия, проверка внешнего вида и готовности к мероприятию, рассадка участников по рабочим местам |
2. | Теоретическая часть | Приветственное слово и слова ведущих мероприятия о Всемирном дне здоровья и питании космонавтов |
3. | Практическая часть | Проведение мастер-класса по оформлению пряничных изделий |
4. | Подведение итогов | Подведение итогов мероприятия. Рефлексия. Дегустация оформленных пряничных изделий. Фотосессия. |
4.Сценарий внеклассного мероприятия
Звучит легкая весёлая фоновая музыка, выход ведущего.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Когда мы говорим «Здравствуйте», то, помимо простого приветствия, мы ещё желаем здоровья тому, с кем здороваемся. А на Востоке справедливо считают, что всё, что вы желаете другим, обязательно и к вам вернется. Поэтому, здоровайтесь чаще!
Ведущий: Дорогие друзья, сегодняшняя наша встреча посвящена здоровоью, ведь на этой неделе, а именно 7 апреля отмечается Всемирный дню здоровья. который начали отмечать с 1950 года
Ведущий: здоровый образ жизни. Эта тема, особенно в последние годы, постоянно на слуху и особенно актуальна.
Здоровый образ жизни имеет 7 основных «столпов»:
- физическая активность,
- гигиенический уход,
- соблюдение режима дня,
- укрепление иммунитета,
- эмоциональный настрой,
- отсутствие вредных привычек.
- правильное и сбалансированное питание,
Ведущий: Питание является одним из основных условий существования человека, а проблема питания - одной из основных проблем человеческой культуры. Количество, качество, ассортимент потребляемых пищевых продуктов, своевременность и регулярность приема пищи решающим образом влияют на человеческую жизнь.
Ведущий: Правильное питание — важнейший фактор здоровья, оно положительно сказывается на работоспособности человека и его жизнедеятельности и в значительной степени определяет длительность жизни, задерживая наступление старости.
Ведущий: Все мы любим покушать, это факт. Еда это неотъемлемая часть нашей жизни, так же как сон и движение. Питание важно не только для жителей нашей планеты, но и для обитателей космоса, которые вот уже 64 года проводят вне нашей планеты не один день
В 2: Например, в 1995 году российский врач-космонавт Валерий Поляков установил мировой рекорд: он пробыл в космосе 437 дней и 18 часов, находясь на орбитальной станции «Мир». Чем же он там питался? А Юрий Гагарин успел что-то перехватить, пока 108 минут летел вокруг Земли?
Ведущий: Суровые условия космического полета предъявляют особые требования к сохранению здоровья космонавтов, особенно к их рациону питания и к самим продуктам.
Ведущий: Попасть в список разрешенных к полету продуктов не так просто. Каждый ингредиент, включенный в рацион покорителей космоса, должен иметь свою ценность и поддерживать здоровье.
Ведущий: «До первого полета человека в космос ученые даже не были уверены, сможет ли человек принимать пищу, находясь в невесомости, но Юрий Алексеевич Гагарин доказал, что это возможно, и космонавтам начали поставлять питание в тубах».
Ведущий: Герман Титов самым первым дегустировал пищу в тюбиках при 25-часовом перелете (в 1961-ом году). Он ел овощной бульон, печеночный паштет, пил сок из черной смородины. Питался 3 раза в день, но потом сказал, что рацион был скудным.
Ведущий: сегодня мы приготовили для вас самые известные блюда, но в космическом виде
Дать попробовать еду из тюбика
Ведущий: Как только космонавты начали проводить в невесомости недели и месяцы, а после даже поселились на МКС, перед учеными встала новая задача: создать такое питание, которое стало бы равноценной заменой обычному рациону человека. Тогда, в 1980-х, и появилась сублимированная пища.
Ведущий: Такая пища готовится на кухне, на плите и в кастрюльке, — получается вкусная, домашняя еда, совсем как у бабушки, потом она отправляется в сублиматор. Он «сушит» пищу, обезвоживает ее, и происходит это следующим образом: сначала продукты замораживаются на очень низких температурах, затем в сублиматоре создается вакуум, и они медленно, иногда почти сутки, нагреваются обратно. При этом вся вода из них выпаривается, и любое блюдо — будь это суп, гарнир или мясо — превращается в порошок».
Ведущий: Достаточно вскрыть вакуумную упаковку, по инструкции налить туда горячей или холодной воды, и через несколько минут порошок примет свой первозданный вид — станет горячим ароматным супом, густым творогом с сухофруктами или превратится в жаркое из мяса. Из таких сублиматов и состоит основной рацион космонавтов. (ВИДЕО КАК ЕДЯТ В КОСМОСЕ)
Дать попробовать еду сублимированную
Ведущий: В нынешнем меню космонавтов более 300 наименований различных блюд. Среди них есть и такие кулинарные изыски, как азу из говядины, чахохбили, мясо в желе и в белом соусе. Причем один стандартный рацион рассчитан на 16 дней: ни разу в течение этого срока продукты не повторяются. (ВИДЕО О ЧЕМОДАНЧИКЕ С ЕДОЙ)
Ведущий: Особое место в пайке занимает хлеб. Хлеб, который голова даже космосу, обязательно входит в состав рациона любого космонавта. (ВИДЕО_ВОПРОС О РАЗМЕРАХ ХЛЕБА ???)
Ведущий: « Космический хлеб» - Настоящее произведение кулинарного искусства — миниатюрные буханки хлеба на один укус. 4,5 грамма – каждая буханка. Ни одна автоматическая линия не справится с таким производством – это, можно сказать, ювелирная работа. Несмотря на такую сложность, наши пекари постарались и приготовили для вас тот самый «космический хлеб», который мы предлагаем вам сейчас отведать.
Ведущий: на сегодня Разработан широкий его ассортимент: хлеб рижский, московский, столовый, бородинский, пшеничный, пшенично-ржаной. Помимо этого, присутствуют и мучные изделия: коврижка медовая, рулеты с яблочным повидлом и со сгущённым молоком, кексы – столичный и весенний.
Ведущий: а мы предлагаем вам прикоснуться к космической еде и украсить печенье в духе космоса, праздник которого весь мир отметит через пару дней – 12 апреля.
Ведущий: Каждый сможет почувствовать себя настоящим космическим кондитером, раскрашивая печенье глазурью, словно кистью, и добавляя мерцающие съедобные блестки, имитирующие далекие галактики. Погрузитесь в эту захватывающую атмосферу творчества и гастрономических открытий, где наука встречается с искусством, а еда становится настоящим приключением.
Мастер-класс
Ведущий: сегодня мы вместе с вами исследовали удивительные технологии космической кухни, узнали о секретах сохранения продуктов в экстремальных условиях и научились создавать съедобные произведения искусства.
Ведущий: до новых встреч, берегите себя и следите за своим питанием!!!
Заключение
В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность студентов – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развития интересов.
В период бурного научно-технического развития, быстрого роста научных знаний и их широкого применения в производстве, одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления, познавательных способностей студентов. Ведь творческая деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого человека есть способности.
Атмосфера творчества и астрономического вдохновения была создана для обучающихся колледжа, которые могли проявить свои способности, приняв участие в мастер-классе по оформлению поверхности пряничного полуфабриката кондитерской глазурью посвященную покорению космоса.
В фотозоне все гости смогли погрузиться в мир звезд, планет и межгалактических путешествий.
Надо отметить, что все идеи оформления ребята придумывали сами и смогли воплотить в реальность.
После изучения космической еды и проведения эксперимента можно сделать следующие выводы: космическая еда удовлетворяет все потребности космонавта на орбите, потому что пища разнообразная, полезная и очень вкусная. Можно смело употреблять данную пищу и на земле.
Данное мероприятие показало, что имеет большое образовательное и воспитательное значение в подготовке квалифицированных кадров и будущих специалистов, поскольку способствует формированию опыта творческой деятельности обучающихся и совершенствования их творческого потенциала.
Космическая гастрономия никого не оставила равнодушным. Берегите себя и следите за своим питанием! «Здоровое питание — залог успеха». Список используемой литературы
Интернет источники:
Бурцева Н. Л. «Космический» хлеб // Воздушно-космическая сфера. 2021. № 2. С. 48-53.
Космическое_питание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Космическое_питание [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://school-science.ru/9/11/44292
Презентация «Меню космонавтов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/magazin-materialov/prezentaciya-menyu-kosmonavta-285922?ysclid=make929iim571031815
Приложение 1
Методические рекомендации по оформлению пряничных изделий глазурью
Отделка пряничного полуфабриката глазурью — это увлекательный творческий процесс, который не только помогает раскрыть фантазию обучающихся, но и дарит возможность создать сладкие произведения искусства.
Для росписи на пряниках, необходимо подготовить все необходимые ингредиенты и материалы. Необходимо произвести выпечку свежих пряничных полуфабрикатов различной формы, подготовить кондитерскую глазурь различных цветов, кисточки разной толщины, декоративные элементы и организация рабочего места.
1.Подготовка пряников. Прежде чем начинать роспись, необходимо убедиться, что пряники полностью остыли. Только тогда будет возможно нанести глазурь без повреждения текстуры поверхности. Если пряники еще горячие, глазурь может растечься и испортить рисунок.
2. Подготовка глазури. Для создания росписи на пряниках используют кондитерскую глазурь. Ее можно приобрести в специализированных магазинах или приготовить самостоятельно из сахарной пудры, яичных белков и лимонного сока. Глазурь должна быть достаточно густой, чтобы удерживать форму, но в то же время пластичной для удобства работы.
3. Нанесение глазури. Для создания росписи на прянике можно использовать кисточку с тонким наконечником, чтобы получить четкий и точный контур. Начать нужно с основного контура рисунка, а затем заполнить его цветом. Можно использовать различные цвета глазури, чтобы создать интересные комбинации и эффекты.
4.Сушка и хранение После завершения работы над росписью необходимо оставить пряники на сушку. Глазурь должна полностью застыть, чтобы избежать повреждений при хранении или транспортировке. Обычно это занимает несколько часов, в зависимости от толщины слоя глазури.
Приложение 2
Фото - отчет открытого классного часа «Космическое кафе»»