Разработка открытого урока на тему «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»
Подготовил: Николаев Дмитрий Владимирович
Учитель Средней общеобразовательной школы №2. ИМЕНИ С.И. ПОДГАЙНОВА г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
по предмету: Русский язык
Класс: 7 « б »
На тему: « Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»
Количество учащихся: Рассчитана на 30 учащихся
Тема урока: |
Тема: « Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» |
||
Тип урока: |
Комбинированный |
||
Цели:
|
Формирование образовательных компетенций (коммуникативных, регулятивных, информационных, личностных, познавательных, рефлексивных) учащихся 7 –класса в предметной области «Русский язык» по теме «причастие» 1. Образовательная: закрепить умения правописания гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени, а также умения выделять причастные оборот. 2) расширить лексический запас учащихся. 2. Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Развивать устную и письменную речь. 3.Воспитательная: Воспитывать трудолюбие, доверие, умение работать сообща. Формировать навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда. Повысить мотивацию к урокам русского языка. Воспитывать патриотизм и любовь к родному краю |
||
Планируемый
результат |
1. Образовательный: - Учащиеся должны закрепить ЗУН о правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени - Знать условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени - Расширение и пополнение словарного запаса у учащихся |
||
Основные понятия |
Орфография. Морфология. Лица глагола, спряжение глагола, |
||
Межпредметные связи |
Английский язык, литература, математика |
||
Ресурсы: - основные
дополнительные |
М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М.Александрова, А.Д.Дейкина, И.И.Кулибаба Русский язык. 7 класс: учебник (в 2-х частях) для общеобразовательных организаций (научн.ред. Н.М.Шанский) Издательство «Просвещение» Методическое пособие «Дидактические материалы» Тростенцова, Баранов, Ладыженская: Русский язык. 7 класс. Издательство: Просвещение Раздаточный и наглядный материал, схемы |
||
Форма работы |
Работа индивидуальная, работа в парах, командная работа |
||
Время занятия: |
45 минут |
||
Авторский медиапродукт |
1. Операционная среда Word, Power Point. 2. Наглядная презентация учебного материала (22 Слайда). 3. Технологический сценарий: последовательная модель. |
||
№ |
Части – блоки урока. |
Временная реализация (мин) |
|
1. |
Организационный момент. |
3 минуты |
|
2. |
Опрос д//з – повторение |
10минут |
|
3. |
Работа над темой |
12 минут |
|
4. |
Обобщение и закрепление |
15минут |
|
5. |
выводы и комментарии оценок |
3 минуты |
|
6. |
Объяснение домашнего задания |
2 минуты |
План – конспект открытого урока по русскому языку в 7 «б» классе
Тема: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»
II. Технологическая карта:
1. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, доска учебники, сигнальные карточки, карточки,
Используемые на уроке приёмы и методы: орфографический футбол, работа с криптограммой, блиц – опрос, игра « Кто тут лишний?», творческий диктант, игра «Образуй –ка», игра « Детектор»
III. Оценивание учащихся по 5 баллов
1. Оргмомент – 5 мин
2. Опрос – повторение – 10 мин
3. Работа над темой – 10 мин
4. Обобщение и закрепление – 20 мин
5. выводы и комментирование оценок – 3 мин
6. Объяснение домашнего задания – 2 мин
I. Оргмомент:
1. Приветствие.
2. Перекличка.
3. Создание рабочей обстановки.
П розвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе, Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь.
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики
-Здравствуйте, ребята. Я рад приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, сосредоточьтесь, и у вас все получится.
За каждый правильный ответ, вы получите «лайки».
«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков, от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться с быстротой поражающей.»
« Н. В. Гоголь»
Орфографический футбол «Гол! Штанга!» (слова записаны на доске с пропуском орфограмм):
Б…гряный, б…рюзовый, б… рдовый, з…ленный, в..ликолепный, пр….лежный, а…уратный, румя…ый, ю…ный, январ…ский, св…ной, ис…кус..ный, ч..рный.
(у доски один ученик забивает орфограммы - мячи(вставляет буковки), а в это время класс проверяет, хором говоря «Гол» или « Штанга»
Игра «Разгадай – ка криптограмму»
- Учащиеся разгадывают криптограмму, в которой зашифрована тема урока
« Гласные 3,19,21,22,22,10,12,19,1,23 5,6,11,19,20,3 10,20,6, 13,30,15,29,23 17,18,10,25,1,19,20,10,11 настоящего времени
БЛИЦ – ОПРОС
- Что такое причастие?
- Признаки каких частей речи можно наблюдать у причастий?
- На какие 2 вида делятся причастия.?
- Чем отличаются страдательные причастия от действительных?
- Расскажите о причастном обороте?
- Какого времени не бывает у причастий?
Учитель: - Молодцы, прекрасно справились с теоретическим заданием!
- Ну а теперь, покажите свои умения мне и нашим гостям на практике.
- Какое причастие лишнее, почему?
1 –запертый (стр.пр время) 2 – Употребляющий
3 – Удаляющий 4 - Говорящий
III. Объяснение новой темы:
Чтобы не ошибиться в написании гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени, необходимо поставить глагол, от которого образовалось причастие в 3 –е лицо множественного числа. А гласная буква в окончании глагола будет писаться в суффиксе этого причастия
Это правило можно записать в виде такой схемы:
Действительные причастия настоящего времени
От глагола I спр
-Ут, ют
От глагола II спр
-Ат, ят
-УЩ, -ЮЩ
-АЩ, -ЯЩ
Н-Р: Строить – строят – строящийся
Продавать – Продают – продающийся.
IV. Обобщение и закрепление.
Работа с сигнальными карточками. Командное состязание
- Ну а сейчас мы с вами устно выполним небольшое упражнение. Задание: используя полученные по правилам знания, определить спряжение, называемых мною глаголов. Если глагол первого спряжения, то необходимо поднять сигнальную карточку с буквой I спр. Если же глагол II спр, то поднимаем карточку с буквой II спр.
Красить, дремать, таить, стелиться, любить, строить, нести, проходить, торопиться, говорить, читать, учить, стоять.
Молодцы, умницы отлично справились с поставленной задачей. Но сейчас наша задача в закреплении новых знаний усложнится.
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. «Работа с иллюстрациями»
-Перед нами появились иллюстрации. Что их всех объединяет?
-Верно! Все они касаются нашей любимой родины, А теперь задание:
По картинкам составить и записать словосочетания, образуя от глаголов действительные причастия настоящего времени
1. Памятник А.С. Пушкину, находящийся в Санкт – Петербурге.
2. Столица, потрясающая своей красотой.
3. Золотая рожь, спеющая на наших бескрайних полях.
4. Наши спортсмены, несущие флаг Российской Федерации.
Защищающий Идущий Отстающий
Плачущая Поющий Моющее
Поднимающее Скрепляющая Скрипящая
Успокаивающий Метящий Скрепляющий
- Отлично! Размялись, скинули усталость, а теперь с новыми силами и вдохновением приступим к выполнению новых заданий.
« Образуй – кА,».
Причастия и отглагольные прилагательные.
строить- строят строящий
красить- красят красящий
любить- любят любящий
писать- пишут пишущий
стелиться- стелются стелющийся
дремать- дремлют дремлющий
«КОНКУРС СМЕЛЬЧАКОВ. ИГРА « ДЕТЕКТОР»
Словарная работа
« ДЕТЕКТОР» - (лат. detector — открыватель, обнаружитель) — в общем случае аппаратное или программное средство, предназначенное для проверки чего – либо.
Вопросы конкурса:
I. Участник
1. Причастие это особая форма имени прилагательного? (НЕТ)
2. Причастие без зависимых слов называется причастным оборотом? ( НЕТ)
3. Причастия бываю действительными и страдательными? (ДА)
4. Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действие. (ДА)
5. Слова: деревянный, стеклянный – это причастия? (НЕТ)
II. Участник
1 Признак предмета, который находится под действием другого обозначает страдательное причастие? (ДА)
2. Причастия Бывают настоящего, прошедшего и будущего времени? ( НЕТ)
3. Суффиксы – АЩ, - ЯЩ являются суффиксами действительного причастия ( ДА)
4. В словосочетании «Строящийся дом» есть причастие, образованное от глагола I спряжения ( НЕТ)
5. Глаголы : вертеть, ненавидеть брить являются глаголами II спряжения ? ( НЕТ)
V. ИТОГ. Выводы и комментарии оценок
Беседа
1 Какую тему мы прошли на уроке?
2. Понравились ли вам задания?
3. Что было для вас сложным?
4. Заполните анкету и передайте учителю
VI. Объяснение домашнего задания
Написать сочинение – описание, используя как можно больше различных действительных причастий настоящего времени
Использованная литература:
М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М.Александрова, А.Д.Дейкина, И.И.Кулибаба Русский язык. 7 класс: учебник (в 2-х частях) для общеобразовательных организаций (научн.ред. Н.М.Шанский) Издательство «Просвещение»
2. Методическое пособие «Дидактические материалы» Тростенцова, Баранов, Ладыженская: Русский язык. 7 класс. Издательство: ПросвещениеДополнительная литература:
3. https://урок.рф/ - образовательный портал.
4. WWW. nsportal.ru - образовательный портал.
5. WWW. ALLBEST. RU - образовательный портал
Калягина Ирина Владимировна
Калягина Ирина Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна