12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тищук Марина Юрьевна190
Учитель начальных классов Тищук Марина Юрьевна. Работаю в МБОУ Бутурлиновская СОШ. Наша школа новая, открылась в 2014 году. Она большая и очень современная. Стаж работы 21 год. Очень люблю свою работу, люблю детей. Каждого ребёнка считаю личностью.
Россия, Воронежская обл., Бутурлиновка
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
14

Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Волшебный мир магнитов"(с презентацией) для 2 класса, проведённого в рамках конкурсного испытания на конкурсе Учитель года - 2020.


Презентация Магниты
PPTX / 4.91 Мб

/data/files/p1626122348.pptx (Презентация Магниты)Разработка занятия внеурочной деятельности

«Волшебный мир магнитов».

(Столы стоят по кругу. Перед каждым ребёнком находится индивидуальный контейнер с набором лабораторного оборудования, но этот контейнер пока аккуратно прикрыт лежащим сверху записями вниз исследовательским бланком). Детей предупреждаю, чтобы они пока ничего не брали, не переворачивали лист

и не убирали его).

(На доске карточки с буквами, которые пока перевёрнуты обратной стороной).




























От детей пока скрыта запись:

В

О

Л

Ш

Е

Б

Н

Ы

Й



М

И

Р




М

А

Г

Н

И

Т

О

В

Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемое жюри.

- В мире много интересного, нам порою неизвестного,

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

- Ребята! У меня настроение во!

- А у вас какое настроение? (Во!)

- Вот с таким хорошим настроением давайте начнём нашу работу!

Определение детьми темы занятия.

- Представляете, друзья, когда я шла к вам в школу, то встретила почтальона. Он попросил, чтобы я передала вам вот эту посылочку.

(Ставлю посылку как бы случайно на скрепки. В посылке находятся два крупных магнита).

- Что происходит? Почему все скрепки притянулись к посылке?

- Как вы думаете? Что в ней лежит? (Предположения детей).

- Сейчас откроем и посмотрим. (Один из детей открывает посылку, достаёт магниты).

- Действительно, здесь лежат магниты и ещё письмо. Письмо от самого умного коротышки из Цветочного города.

СЛАЙД №7.

t1626122299aa.jpg

- Кто из вас помнит, как зовут самого умного коротышку из Цветочного города? (Знайка).

- Что же он нам пишет?

- Кто из вас прочитает нам письмо от Знайки?

(Один ученик читает письмо):

«Привет, дорогие друзья, ребята 2 «Б» класса! Пишет вам Знайка из Цветочного города. В нашем городе я нашёл интересные предметы, которые лежат в этой посылке. Помогите мне узнать, как они называются, какие свойства имеют, и как их можно применить в жизни. Прошу вас исследовать эти предметы и прислать мне результаты ваших исследований. Буду ждать. Заранее спасибо. Ваш друг Знайка.»

- Ну что, дети? Поможем Знайке?

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи. А наш класс превратился в научную лабораторию. Я буду вашим научным руководителем, а вы моими научными сотрудниками.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем исследовать? (Магниты).

-Да, сегодня мы отправимся в мир магнитов.

(Открываю вторую и третью строку надписей на доске, а первая строка пока остаётся скрытой. Также переворачиваю и открываю для детей иллюстрации на доске).












М

И

Р




М

А

Г

Н

И

Т

О

В

Определение детьми исследовательских задач.

- А сейчас давайте попробуем сами поставить перед собой вопросы, ответы на которые нам хотелось бы получить. Что мы с вами хотим узнать о магнитах?

(Предполагаемые ответы детей:

- Что такое магнит?

- Какими свойствами обладает магнит?

- Как применяется магнит в жизни человека?

- Есть ли в магните что-то необычное, особенное?)

- Вы молодцы. Вы правильно поставили перед собой исследовательские задачи. Теперь нам нужно получить на них ответ.

СЛАЙД №8.

t1626122299ab.png

Инструктаж по технике безопасности.

- Но прежде чем мы приступим к исследованию, давайте повторим правила техники безопасности при работе в исследовательской лаборатории.

СЛАЙД №9.

t1626122299ac.png

Один ученик читает со слайда:

Работайте дружно!

Прислушивайтесь к советам учителя!

Бережно обращайтесь с оборудованием!

Будьте осторожны!

- Спасибо. Мы обязательно будем соблюдать эти важные правила.

- Обратите внимание, перед вами лежат исследовательские бланки. В них мы будем фиксировать результаты наших исследований. Сейчас мы аккуратно подпишем эти бланки и отложим их пока на край стола. (Дети записывают на бланке свою фамилию, имя и откладывают пока этот бланк на край стола.)

- Также каждый из вас видит перед собой индивидуальный контейнер с необходимым оборудованием. Работать с этим оборудованием мы будем аккуратно.

- Поднимите руку, кто из вас готов к работе? (Все готовы).

- Итак, мы начинаем! Важное дело эксперимент! В нём интересен каждый момент!

Знакомство с магнитом.

СЛАЙД №11.

t1626122299ad.png

- «Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».

- Слово «магнит» многим из нас известно с детства. Магнит назван так по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки.

- Мы привыкли к магниту и порой даже не подозреваем, сколько магнитов вокруг нас.

- Ребята, а вы где-нибудь встречали магниты? (Выслушать ответы детей).

- Магниты окружают нас повсюду: они есть в музыкальных колонках, в наушниках, в электрических гитарах, во многих медицинских приборах. Двери нашего холодильника также имеют внутри магниты, именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают их. Бывает лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора на ногтях необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для фиксации столовых принадлежностей на кухне. Магниты применяют в металлоискателях. В часах, в пластиковых картах, в дверцах шкафов, даже сейчас в нашем классе на доске есть магниты. Земля, на которой мы живем, – это гигантский магнит. Многие живые существа, например, птицы или черепахи, могут ориентироваться по магнитному полю Земли.

Маглев

Уважаемые научные сотрудники! Кто – нибудь из вас знает, что такое маглев? Это магнитно-левитирующий поезд, или поезд на магнитной подушке. В отличие от традиционных поездов, такой поезд в процессе движения не касается поверхности рельса, а как бы летит над ним. Скорость этого поезда сравнима со скоростью самолёта, она достигает 1000 км/час. Такие поезда есть в Китае и Японии, но их немного, поскольку их обслуживание обходится очень дорого.









СЛАЙД №11.

t1626122299ae.png



История появления магнитов.

- Как вы думаете, как появился магнит? (Выслушать предположения детей).

СЛАЙД №4.


- Есть природные магниты – это камни, их называют магнетиты или магнитная руда, магнитный железняк. Такой камень вы сейчас видите на экране. Это камни, которые создала природа. Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, то есть свою силу притяжения, поэтому человек не может ими долго пользоваться.

Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу притяжения, или магнетизм.

Рассматривание магнитов.

- Уважаемые научные сотрудники! В вашем индивидуальном контейнере лежит небольшой магнитик. Возьмите его в руки, прислушайтесь к своим ощущениям.

- Какой магнит на вес? (Тяжёлый).

- Какой магнит на ощупь? (Гладкий, холодный, твёрдый).

- Какого цвета магнит? (Серый).

- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (Выслушать предположения детей). 
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята, сплав, это когда берут разные металлы, расплавляют их в специальной печи и соединяют их вместе. 
- Уберите магниты обратно.

Разнообразие магнитов

- Магниты бывают самыми разнообразными по виду, по форме, по размеру. Я покажу вам магниты, которые есть у меня.

-Дисковый магнит (показать).

-Подковообразные магниты (показать).

- Стержневой магнит большой (показать).

- Стержневой магнит маленький (показать).

И это только малая часть существующих в мире разнообразных магнитов.

Эксперимент №1. «Магнит создаёт вокруг себя магнитное поле».

- Существует легенда, что много веков назад в поисках потерявшейся овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником и железные подошвы сандалий камни притягивают к себе, словно их хватает и держит какая-то невидимая рука. Когда он перевернул палку другим концом вниз, то больше притягивающей силы не ощутил. Будто в камне есть какая-то таинственная сила, которая притягивает только железо.

- Какое свойство магнита описано в этой легенде? (Притягивать предметы).

- Магнит образует вокруг себя магнитное поле. Магнитное поле – это такое пространство вокруг магнита, в котором действует сила притяжения. Посмотрите на экран.

СЛАЙД №12.

t1626122299af.png

- Вы узнаете героиню сказки? (Это Золушка).
- Наша Золушка очень грустная, потому что хочет попасть на бал, но мачеха задала ей сложную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими гвоздиками и приказала выбрать гвоздики из крупы. Мы можем чем-нибудь помочь Золушке? (Да).

- Как мы ей поможем? (Мы выберем гвоздики с помощью магнита).

- Кто желает помочь Золушке быстро перебрать крупу?

(Один ребёнок выходит и с помощью магнита выбирает гвоздики из крупы).

- Как быстро ты справился с заданием. Что подействовало на гвоздики? (Магнитное поле, магнитная сила.).

- Мы помогли Золушке и одновременно провели эксперимент. В чём мы убедились при помощи этого эксперимента? (Магнит образует вокруг себя магнитное поле).

- Кто согласен с этим утверждением, поднимите зелёный кружок, кто не согласен-красный.

- Возьмите ваши исследовательские бланки и зафиксируйте результат нашего исследования. Если вы согласны с утверждением, что «Манит создаёт вокруг себя магнитное поле», обведите в кружок «Да», если не согласны – «Нет».

Задача на сообразительность.

СЛАЙД №13.

t1626122299ag.png

- А сейчас предлагаю вам решить задачу на сообразительность.

- Вы знаете, кто такие рыцари? (Ответы детей).

- Во что одевались рыцари? (В доспехи).

- Из чего были сделаны доспехи? (Из железа).

- В старину рассказывали, будто есть на краю света у самого моря огромная гора. У подножья этой горы люди нашли камни, обладающие невиданной силой- притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся – ни вражеских стрел, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте он ни разу не был- возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и решил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым вернётся в город. Но как ни был рыцарь силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Но рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашёл способ, как от неё освободиться. Он освободился от горы сам и освободил других рыцарей.

- Как ему это удалось? Как освободился рыцарь от горы? (Снял доспехи).

- Правильно, молодцы.

- Смотрите, что я делаю (покачать дисковые магниты).

- Что не даёт упасть магниту, держит его? (Магнитное поле).

Эксперимент №2. «Магнит притягивает к себе все предметы».

- Давайте вспомним, как мы помогли нашей Золушке.

- Когда мы поднесли магнит к тарелочке, что притянулось к магниту? (Металлические гвоздики).

- А что осталось в тарелке? (Крупа).

- Какое можно сделать предположение? (Существуют предметы, которые притягиваются к магниту, и предметы, которые отталкиваются от него).

- Давайте проверим это предположение с помощью эксперимента.

- У каждого из вас есть вот такой набор для изучения магнитных свойств предметов (Показать).

- Сейчас вы будете подносить магнит к разным предметам из набора. То, что притягивается к магниту, складываем в коробочку №1, то, что не притягивается – в коробочку №2. Начинайте проводить эксперимент самостоятельно.

Проверка.

- Проверим результаты нашего эксперимента с помощью сигнальных кружков. Внимание на экран.

- Я буду назвать предметы, которые притягиваются и которые не притягиваются к магниту.

- Если ваше мнение будет совпадать с моим, вы поднимаете зелёный кружок, если не будет совпадать – красный кружок.

(Выполняем проверку).

СЛАЙД №14.

t1626122299ah.png

- Возьмите ваши исследовательские бланки и прочитайте утверждение к эксперименту №2. (Магнит притягивает к себе все предметы).

- В ваших исследовательских бланках обведите в кружок «Да» если вы согласны с тем, что магнит притягивает к себе все предметы, обведите «Нет», если вы с этим не согласны.

- Не притянул к себе магнит хоть силой он и знаменит

Из ткани яркий лоскуток, бумагу ярко синюю и ложку алюминиевую.

(Показать, как магнит не притянул алюминиевую ложку).

Дать это задание детям, которые работают в паре).

Физкультминутка «Магнитная».

- Делать научные открытия - дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы. Неплохо было бы немножко отдохнуть и нам.

- Становимся в круг.

Игра «Притягивает – не притягивает».

Эксперимент №3 «Магнитное поле проходит сквозь многие материалы».

СЛАЙД №15.

t1626122299ai.png

-Сейчас я задам вам задачку на сообразительность. С нашим Незнайкой произошёл такой случай. Он однажды играл на берегу Огурцовой реки и потерял ключ от своего домика. Вот он ключ, лежит на дне реки. Как достать ключ, не намочив рук? Кто желает помочь Незнайке?

В стеклянную вазу с водой бросаем ключ. Прислоняем магнит к вазе на уровне ключа. После того как ключ приблизился к поверхности воды, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим? Ключ следует за движением магнита и поднимается вверх. Может магнит притягивать через стекло? (Да).

- Может ли магнит притягивать через воду? (Да).

- Попробуйте тоже провести эксперимент. Один магнит опускаете в пластиковую пробирку, а с помощью второго магнита достаньте первый из пробирки.

- Получилось? Действует ли магнит через пластик? (Да).

- Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, картон? (Да).

- Как это проверить? Давайте проверим.

(Попробовать поводить большими магнитами через стол). Действует магнитное поле через стол? (Да).

- Прочитайте предположение к эксперименту №3 «Магнитное поле проходит сквозь многие материалы».

- Просигнальте зелёными кружками те, кто с этим утверждением согласен и красными – те, кто не согласен.

- Обведите нужное утверждение в исследовательском бланке.

Эксперимент №4 «Магниты могут быть сильными и слабыми».

- Для проведения следующего эксперимента мне понадобится помощник. Сейчас мы будем подвешивать к магниту скрепки одну за другой так, чтобы они образовывали цепь. Чем больше магнитная сила, тем более длинной можно сделать цепочку.

- Длинная у нас получилась цепочка? (Да).

- Попробуем провести такой же эксперимент с другим магнитом, поменьше и послабее.

- А сейчас какая цепочка получилась? (Короткая).

- Как вы думаете, от чего это зависит? (Чем сильнее магнит, тем длиннее цепочка, следовательно, магниты могут быть слабыми и сильными).

- Прочитайте предположение к эксперименту №4. (Магниты могут быть сильными и слабыми).

- Кто согласен с утверждением, поднимите зелёный кружок, кто не согласен-красный.

- Отметьте соответствующее утверждение в вашем исследовательском бланке.

Эксперимент №5 «Магниты могут не только притягиваться, но и отталкиваться».

- Возьмите из своего индивидуального набора два магнита и поднесите из друг другу. Магниты будут либо притягиваться, либо отталкиваться.

- Кто-нибудь из вас может сказать мне, от чего это зависит?

- (Сначала выслушать предположения детей).

У каждого магнита есть полюсы, то есть такие места, где магнитное поле наиболее сильное. У каждого магнита есть северный и южный полюсы. Разноимённые полюсы притягиваются, а одноимённые – отталкиваются. Сейчас мы с этом убедимся, проведя эксперимент.

- Поместите в пробирку два магнита так, чтобы они притягивались.

- А теперь те же самые магниты поместите в пробирку так, чтобы они отталкивались, чтобы один магнит завис над другим.

- Проведём ещё один эксперимент. (Раздать минитележки).

-Один из магнитов вложите в минитележку. Возьмите другой магнит. В зависимости от взаимного расположения полюсов магнитов тележку можно либо тянуть, либо толкать. Попробуйте это сделать.

- Прочитайте предположение к эксперименту №5. (Магниты могут не только притягиваться, но и отталкиваться).

- Кто согласен с утверждением, поднимите зелёный кружок, кто не согласен – красный.

- Сделайте необходимую отметку в исследовательском бланке. Обратите внимание на следующий слайд, как разнообразно применение магнитов!

СЛАЙД №16.

t1626122299aj.png

Рефлексия.

- Итак, уважаемые научные сотрудники, наша исследовательская работа на сегодня подходит к концу. Осталось подвести итоги.

- Что мы с вами сегодня исследовали? (Магнтит).

- Каким выводам пришли?

(Магнит приносит людям пользу. Его используют в быту, в медицине, в различных устройствах.

Магнит создаёт вокруг себя магнитное поле

Магнит притягивает к себе не все предметы

Магнитное поле проходит сквозь многие материалы

Магниты могут быть сильными и слабыми

Магниты могут не только притягиваться, но и отталкиваться).

- Что нового, того что вы не знали прежде вы открыли для себя о магните? (Спросить несколько человек).

- Ребята, мир магнита. Он какой? Продолжите цепочку: интересный, невероятный, удивительный…ВОЛШЕБНЫЙ! (ОТКРЫВАЮ СЛОВО НА ДОСКЕ).

СЛАЙД №17.

t1626122299ak.png

- Но сегодня этому волшебству мы с вами нашли вполне научное объяснение.

- Передайте мне, пожалуйста, ваши исследовательские бланки. Я складываю их в конверт, запечатываю, и сегодня же отправлю по их по почте в Цветочный город, Знайке. Он будет очень рад.

А вам я, ребята, желаю умненькими быть,

Науки знать, предмет любить,

Другие темы изучать, исследовать, изобретать,

Стремитесь ввысь, и вот тогда вам в жизни

Повезёт всегда!

Всем спасибо! До свидания!

СЛАЙД №18.


t1626122299al.png



ПИСЬМО ОТ ЗНАЙКИ ИЗ ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА.

«Привет, дорогие друзья, ребята 2 «Б» класса!

Пишет вам Знайка из Цветочного города. В нашем городе я нашёл интересные предметы, которые лежат в этой посылке. Помогите мне узнать, как они называются, какие свойства имеют, и как их можно применить в жизни. Прошу вас исследовать эти предметы и прислать мне результаты ваших исследований. Буду ждать. Заранее спасибо. Ваш друг Знайка.»












































Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (5)

Панов Егор Игоревич, 13.07.21 в 04:44 1Ответить Пожаловаться
Интересное и познавательное занятие внеурочной деятельности!
Кузнецова Галина Ивановна, 13.07.21 в 05:35 1Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Отличное занятие или урок!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 13.07.21 в 06:14 0Ответить Пожаловаться
Действительно, высокий уровень, именно на конкурс!
Журавлева Татьяна Анатольевна, 13.07.21 в 06:24 0Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо за отличную разработку!
Тищук Марина Юрьевна, 13.07.21 в 14:39 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, спасибо всем за высокую оценку моей публикации! Очень приятно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.