12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латышева Татьяна Анатольевна123
Россия, Белгородская обл., пгт Ракитное
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

(на 1 год)

Учитель Латышева Татьяна Анатольевна

 

 

Программа: кружка «Волшебный мир оригами»

Автор программы: Латышева Т. А.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

 от «____» _____________ 2016 г.,

протокол № ______________

Председатель _______________              ________________

подпись                       Ф.И.О.

 

Пояснительная записка

            Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
            Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
            Творят  они  сказки  своими  руками.
            И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.      

           Рабочая программа кружка «Оригами» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество»  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа»  и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

          Одним из видов конструирования является оригами.  Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

Оригами:

·   развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.   Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
  • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
  • средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.                                                                                                             

Оригами — идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.  

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

           Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – неполный курс обучения детей в начальной школе (102 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

           Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
          Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
         Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; 
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

 

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

 

Оценка  результатов  образовательной деятельности

       Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

      Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).

Содержание программы

1 год обучения (34 часа)


п/п

         Дата

                                 Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

 

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся

1

1

2

2.

 

Простые базовые формы оригами

 

2

2

3.

 

Осенние композиции

 

2

2

4.

 

Базовая форма «Треугольник»

 

3

3

5.

 

Базовая форма «Воздушный змей»

 

2

2

6.

 

Базовая форма «Двойной треугольник»

 

2

2

7.

 

Базовая форма «Двойной квадрат»

 

3

3

8.

 

Базовая форма «Конверт»

 

3

3

9.

 

Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»

1

3

4

10.

 

Базовая форма «Дверь»

1

3

4

11.

 

Поздравительная открытка к празднику 8 марта

 

3

3

12.

 

Итоговое занятие

1

1

2

13.

 

Оформление выставочных работ

 

2

2

 

 

ИТОГО:

4

30

34

 

Календарно-тематическое планирование

2 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование   УУД

Сроки проведения

 

 

по плану

 

фактически

1

Вводные занятия

2 ч.

Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.

Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

 

Познавательные                                         

 - формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

 

 

2

Простые базовые формы оригами

3 ч.

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
 

Познавательные                                         

 - знаково-символические

- моделирование;

- анализ;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

Регулятивные

- целеполагание;

 - волевая саморегуляция;

 

 

3

Осенние композиции

2 ч.

Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.

Оформление композиций.

 

Познавательные                                         

 - поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

- контроль и коррекция;

Регулятивные

- целеполагание;

 - волевая саморегуляция;

 

 

4

Базовая форма:
«Треугольник»  

 

3 ч.

Домик с крыльцом, домик с трубой. 

Домик с верандами. Деревья и травы.

Познавательные

 - формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение информации;

 - знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

 

 

- контроль, оценка;

 

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

 

 

- контроль, оценка

 

 - волевая саморегуляция;

 

 

5

Базовая форма:
«Воздушный змей»

2 ч.

Лебеди (2 способа).

Утка с утёнком.

 

 

6

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

2 ч.

Тропическая рыбка.

Отделка модели.
 

 

 

7

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

3 ч.

Золотая рыбка.

Краб.

Композиция «Аквариум».

 

 

8

Базовая форма:

«Конверт»

2 ч.

Рыбка-бабочка.

Водоросли и камешки.

Оформление аквариума.

 

 

9

Базовая форма:

«Рыба»

4 ч.

Царевна-Лебедь.

Пингвин (2 способа).

Композиция «Пингвины на льду».

 

 

10

Базовая форма:

«Дверь»

4 ч.

Мышь и поросёнок.

Бурёнка.

 Композиция «В деревне».

 

 

11

Поздравительная открытка к празднику             8 Марта

3 ч.

Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- формулирование познавательной цели;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

 

 

12

Итоговые занятия.

Оформление выставочных работ

2 ч.

 

Изготовление мобиля  «Бабочки и цветы».

Подведение  итогов  работы  за  год.

 Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

 

 

- оценка;

 

Личностные

 

 

 - самоопределение;

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru

2.      Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

3.      Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012

4.      Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002

Интернет ресурсы.

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/

http://www.nachalka.ru/

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.