Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Волшебный мир оригами»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА № ___
по внеурочной деятельности
(название предмета)
«Волшебный мир оригами»
3 класс
Составитель: Киселева Анастасия Викторовна
(ФИО)
Учитель начальных классов первой категории
(предмет, категория)
Общекультурное направление
Комплексная образовательная программа для 1 – 4 классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной для воспитанников младшего школьного возраста основам искусства оригами.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, составлена на основе учебного пособия «Уроки оригами в школе и дома». Афонькин С. Ю., Афонькина Е.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Описание места учебного курса
Программа рассчитана на учащихся 3 класса. Количество часов в учебном году – 34часа, 1 раз в неделю. Группа формируется из детей в возрасте от 9 лет.
Содержание программы соответствует учебному плану.
Личностные, метапредметные результаты
освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Содержание программы.
Программа «Волшебный мир оригами» объединяет несколько направлений техники оригами.
Чудесные превращения бумажного листа. Объединение начальных знаний о трансформации бумажного листа и постепенный переход к классическому оригами.
Классическое оригами. Создание фигурок для театра – оригами, различных коробочек и валентинок, использование в сервировке стола, знакомство с фронтовым опытом складывания писем и театр –оригами на пальчик.
Модульное оригами. Сбор предмета не из одного листа бумаги, а из одинаковых треугольных модулей по типу конструктора. Выполнение простых изображений при помощи нескольких модулей.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности:
Экскурсии
Кружки
Олимпиады
Секции
Диспуты
Круглые столы
Соревнования
Конференции
Школьные научные сообщества
Поисковые исследования
Общественно-полезные практики
.
Календарно-тематическое планирование занятий
по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
3 класс, 1 час в неделю,34 часа в год
№ |
Плановые сроки |
Скорректированные сроки |
Тема занятий |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)по теме |
|
1 |
06.09 |
Вводное занятие. |
История развития искусства оригами. Входная диагностика. |
||
2 |
13.09 |
Чудесные превращения бумажного листа. Закладка |
Беседа о бумаге и ее видах. Подготовка полос бумаги для плетения закладки. |
||
3 |
20.09 |
Чудесные превращения бумажного листа. Закладка1 |
Спросить, как изготовить закладку из бумаги, какие варианты знают ребята. Выполнить плетение закладки |
||
4 |
27.09
|
|
Чудесные превращения бумажного листа. Коробка для подарка и подарочный пакет |
Подготовка листа бумаги. Складывание коробки и подарочного пакета (для пакета нужны шнурки или ленты) |
|
5 |
04.10 |
Оригами на праздничном столе. Правила этикета. Складывание салфеток. |
Беседа о правилах этикета (за столом). Складывание салфеток для праздничного стола и для повседневной трапезы. |
||
6 |
11.10 |
Оригами на праздничном столе. Тарелочка и стаканчик |
Беседа о видах посуды и их назначении. Изготовление тарелочки и стаканчика. |
||
7 |
18.10 |
Оригами на праздничном столе. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. |
Проведение игры – соревнования на лучшее оформление праздничного стола. Группа делиться на 2 команды и сервирует стол с помощью знаний столового этикета и оригами. |
||
8 |
25.10 |
Оригами – игра «Живой уголок». Кролики |
Изготовление крольчат на основе базовой формы «Треугольник» (туловище и мордочка) |
||
9 |
08.11 |
Оригами – игра «Живой уголок». Утки |
Изготовление уток на основе базовой формы «Воздушный змей» и коробочек для корма животных. |
||
10 |
15.11 |
Оригами – игра «Живой уголок». Собачки |
Изготовление собачек на основе базовой формы «Треугольник» |
||
11 |
22.11 |
Оригами – игра «Живой уголок». Ферма |
Изготовление фермы на основе базовой формы «Дом». Игра в «Живой уголок» |
||
12 |
29.11 |
Модульное оригами |
Беседа о новогоднем празднике и украшениях для елки. История модульного оригами. Подготовка бумаги для поделки. |
||
13 |
06.12 |
Модульное оригами. Новогоднее украшение – звезда из 4 и 8 модулей. |
Складывание необходимого количества модулей. Сборка и склеивание звезд. Прикрепление ниточек или ленточек. |
||
14 |
13.12 |
Модульное оригами. Новогодняя открытка |
Изготовление открытки к Новому году. |
||
15 |
20.12 |
Шар «Кусудама» |
Беседа о традициях других стран, в частности традициях Китая. Изготовление деталей шара кусудама, благоприятно влияющего на атмосферу дома. |
||
16 |
27.12 |
Шар «Кусудама» |
Изготовить деталей шара, соединение деталей. Окончательное оформление |
||
17 |
10.01 |
Валентинки из оригами |
Изготовить валентинки двумя способами (сердце и валентинка на подставке). |
||
18 |
17.01 |
Оригами – почта. Солдатское письмо |
Беседа о военном времени ВОВ, о важности писем в это время. Изготовление солдатского треугольника и прямоугольного письма. Обсудить разницу между двумя видами писем. |
||
19 |
24.01 |
Оригами – почта. Датское и английское письмо. |
Беседа о вида оформления писем в других странах. Изготовить датского и английского писем. |
||
20 |
31.01 |
Оригами почта. Изысканное китайское письмо |
Беседа о традиция переписки в Китае. Выполнение письма в виде животного. |
||
21 |
07.02 |
Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Медведь. |
Беседа о видах театра. О театре кукол на пальчик и о возможности изготовления его с помощью оригами. Изготовление стандартного туловища для всех животных театра. Складывание головы медведя. Склеивания туловища и головы. Театрализация «Три медведя» |
||
22 |
14.02 |
Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Лягушка |
Изготовление головы лягушки и туловища. Склеивание туловища и головы. |
||
23 |
21.02 |
Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Лисичка и зайчик |
Изготовление головы и туловища лисички и зайчика. Склеивание туловища и головы животных. |
||
24 |
28.02 |
Цветы к празднику 8 Марта |
Беседа о празднике 8 марта. Изготовление цветов в подарок маме и учителю. |
||
25 |
07.03 |
Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Мышка и волк |
Изготовление головы и туловища мышки и волка. Склеивание туловища и головы животных. Театрализация «Теремок» |
||
26 |
14.03 |
Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Бабушка |
Складывание головы и туловища. Склеивание частей тела. Дорисовывание деталей. |
||
27 |
21.03 |
Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Внучка |
Складывание головы и туловища. Склеивание частей тела. Дорисовывание деталей. |
||
28 |
28.03 |
Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Внучок |
Складывание головы и туловища. Склеивание частей тела. Дорисовывание деталей. Театрализация по замыслу. |
||
29 |
04.04 |
Виды транспорта. Самолеты |
Беседа о видах транспорта. Изготовление летных моделей: самолет – 1 и самолет - 2 |
||
30-31 |
11.04 18.04 |
Виды транспорта. Истребитель |
Обсуждение изготовления поделки. Изготовление летной модели «Истребитель» |
||
32-33 |
25.04 16.05 |
Виды транспорта. Водный транспорт |
Обсуждение изготовления поделки. Изготовление парохода и лодочки. |
||
34 |
23.05 |
Итоговое занятие -игра |
Проведение игры- эстафеты по темам года. |
||
Итого – 34 часа |
Предполагаемые результаты реализации программы.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Перминова Елена Федоровна