12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Киселева Анастасия Викторовна81 Россия, Московская обл. Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Волшебный мир оригами»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА № ___
по внеурочной деятельности
(название предмета)
«Волшебный мир оригами»
3 класс
Составитель: Киселева Анастасия Викторовна
(ФИО)
Учитель начальных классов первой категории
(предмет, категория)
Общекультурное направление
Комплексная образовательная программа для 1 – 4 классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, составлена на основе учебного пособия «Уроки оригами в школе и дома». Афонькин С. Ю., Афонькина Е.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Описание места учебного курса
Программа рассчитана на учащихся 3 класса. Количество часов в учебном году – 34часа, 1 раз в неделю. Группа формируется из детей в возрасте от 9 лет.
Содержание программы соответствует учебному плану.
Личностные, метапредметные результаты
освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Содержание программы.
Программа «Волшебный мир оригами» объединяет несколько направлений техники оригами.
Чудесные превращения бумажного листа. Объединение начальных знаний о трансформации бумажного листа и постепенный переход к классическому оригами.
Классическое оригами. Создание фигурок для театра – оригами, различных коробочек и валентинок, использование в сервировке стола, знакомство с фронтовым опытом складывания писем и театр –оригами на пальчик.
Модульное оригами. Сбор предмета не из одного листа бумаги, а из одинаковых треугольных модулей по типу конструктора. Выполнение простых изображений при помощи нескольких модулей.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности:
Экскурсии
Кружки
Олимпиады
Секции
Диспуты
Круглые столы
Соревнования
Конференции
Школьные научные сообщества
Поисковые исследования
Общественно-полезные практики
.
Календарно-тематическое планирование занятий
по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
3 класс, 1 час в неделю,34 часа в год
№ | Плановые сроки | Скорректированные сроки | Тема занятий | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)по теме | |
1 | 06.09 | Вводное занятие. | История развития искусства оригами. Входная диагностика. | ||
2 | 13.09 | Чудесные превращения бумажного листа. Закладка | Беседа о бумаге и ее видах. Подготовка полос бумаги для плетения закладки. | ||
3 | 20.09 | Чудесные превращения бумажного листа. Закладка1 | Спросить, как изготовить закладку из бумаги, какие варианты знают ребята. Выполнить плетение закладки | ||
4 | 27.09
|
| Чудесные превращения бумажного листа. Коробка для подарка и подарочный пакет | Подготовка листа бумаги. Складывание коробки и подарочного пакета (для пакета нужны шнурки или ленты) | |
5 | 04.10 | Оригами на праздничном столе. Правила этикета. Складывание салфеток. | Беседа о правилах этикета (за столом). Складывание салфеток для праздничного стола и для повседневной трапезы. | ||
6 | 11.10 | Оригами на праздничном столе. Тарелочка и стаканчик | Беседа о видах посуды и их назначении. Изготовление тарелочки и стаканчика. | ||
7 | 18.10 | Оригами на праздничном столе. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. | Проведение игры – соревнования на лучшее оформление праздничного стола. Группа делиться на 2 команды и сервирует стол с помощью знаний столового этикета и оригами. | ||
8 | 25.10 | Оригами – игра «Живой уголок». Кролики | Изготовление крольчат на основе базовой формы «Треугольник» (туловище и мордочка) | ||
9 | 08.11 | Оригами – игра «Живой уголок». Утки | Изготовление уток на основе базовой формы «Воздушный змей» и коробочек для корма животных. | ||
10 | 15.11 | Оригами – игра «Живой уголок». Собачки | Изготовление собачек на основе базовой формы «Треугольник» | ||
11 | 22.11 | Оригами – игра «Живой уголок». Ферма | Изготовление фермы на основе базовой формы «Дом». Игра в «Живой уголок» | ||
12 | 29.11 | Модульное оригами | Беседа о новогоднем празднике и украшениях для елки. История модульного оригами. Подготовка бумаги для поделки. | ||
13 | 06.12 | Модульное оригами. Новогоднее украшение – звезда из 4 и 8 модулей. | Складывание необходимого количества модулей. Сборка и склеивание звезд. Прикрепление ниточек или ленточек. | ||
14 | 13.12 | Модульное оригами. Новогодняя открытка | Изготовление открытки к Новому году. | ||
15 | 20.12 | Шар «Кусудама» | Беседа о традициях других стран, в частности традициях Китая. Изготовление деталей шара кусудама, благоприятно влияющего на атмосферу дома. | ||
16 | 27.12 | Шар «Кусудама» | Изготовить деталей шара, соединение деталей. Окончательное оформление | ||
17 | 10.01 | Валентинки из оригами | Изготовить валентинки двумя способами (сердце и валентинка на подставке). | ||
18 | 17.01 | Оригами – почта. Солдатское письмо | Беседа о военном времени ВОВ, о важности писем в это время. Изготовление солдатского треугольника и прямоугольного письма. Обсудить разницу между двумя видами писем. | ||
19 | 24.01 | Оригами – почта. Датское и английское письмо. | Беседа о вида оформления писем в других странах. Изготовить датского и английского писем. | ||
20 | 31.01 | Оригами почта. Изысканное китайское письмо | Беседа о традиция переписки в Китае. Выполнение письма в виде животного. | ||
21 | 07.02 | Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Медведь. | Беседа о видах театра. О театре кукол на пальчик и о возможности изготовления его с помощью оригами. Изготовление стандартного туловища для всех животных театра. Складывание головы медведя. Склеивания туловища и головы. Театрализация «Три медведя» | ||
22 | 14.02 | Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Лягушка | Изготовление головы лягушки и туловища. Склеивание туловища и головы. | ||
23 | 21.02 | Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Лисичка и зайчик | Изготовление головы и туловища лисички и зайчика. Склеивание туловища и головы животных. | ||
24 | 28.02 | Цветы к празднику 8 Марта | Беседа о празднике 8 марта. Изготовление цветов в подарок маме и учителю. | ||
25 | 07.03 | Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Мышка и волк | Изготовление головы и туловища мышки и волка. Склеивание туловища и головы животных. Театрализация «Теремок» | ||
26 | 14.03 | Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Бабушка | Складывание головы и туловища. Склеивание частей тела. Дорисовывание деталей. | ||
27 | 21.03 | Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Внучка | Складывание головы и туловища. Склеивание частей тела. Дорисовывание деталей. | ||
28 | 28.03 | Оригами – театр (на основе базовой формы «треугольник). Внучок | Складывание головы и туловища. Склеивание частей тела. Дорисовывание деталей. Театрализация по замыслу. | ||
29 | 04.04 | Виды транспорта. Самолеты | Беседа о видах транспорта. Изготовление летных моделей: самолет – 1 и самолет - 2 | ||
30-31 | 11.04 18.04 | Виды транспорта. Истребитель | Обсуждение изготовления поделки. Изготовление летной модели «Истребитель» | ||
32-33 | 25.04 16.05 | Виды транспорта. Водный транспорт | Обсуждение изготовления поделки. Изготовление парохода и лодочки. | ||
34 | 23.05 | Итоговое занятие -игра | Проведение игры- эстафеты по темам года. | ||
Итого – 34 часа |
Предполагаемые результаты реализации программы.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.