Применение ФГОС в деятельности образовательных организаций
Хмелев Сергей Геннадьевич,
учитель физики и информатики, первая квалификационная категория,
МБОУ "Синекинчерская ООШ", Урмарский район, Чувашская Республика, РФ
Краткая аннотация:
Данная работа может представлять интерес для учителей физики , работающих по программам ФГОС ООО, стремящихся освоить технологию модульного обучения, способствующую повышению мотивации учащихся в изучении данного предмета.
Содержание |
|
Введение............................................................................................................................................................................ |
3 |
Технология модульного обучения в преподавании физики по программам ФГОС ОО.................................. |
4 |
Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС................................................. |
9 |
Заключение....................................................................................................................................................................... |
13 |
Список используемой литературы............................................................................................................................... |
14 |
1.Введение.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объѐмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. С сентября 2015 года началось внедрение ФГОС основной школы.
Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен ФГОС нового поколения.
Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе, прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя – обязательно мотивировать обучающихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать обучающихся. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении интегрированных дидактических целей модуля и структурирования учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.
2.Технология модульного обучения в преподавании физики по программам ФГОС ООО.
В современных условиях возрастает объем информации и знаний, поэтому преподаватели средних специальных учебных заведений просто обязаны кардинально поменять взаимоотношения обучающегося и преподавателя в учебном процессе. Одно из ведущих положений теории деятельности – эффективное обучение. Оно предполагает такую организацию, при которой обучающийся сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае знания усваиваются осознанно и прочно.
Обучающийся должен учиться сам, а преподаватель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. заинтересовать, организовать, а также координировать, консультировать и контролировать учебную деятельность. Именно модульное обучение интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося – четкие действия в определенной логике; постоянная проверка своих действий самоконтролем, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности.
Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они соответствуют логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл: описание, объяснение, проектирование. Обычные же уроки состоят из: проверки домашнего задания, изучения нового материала, его закрепления и нового задания на дом.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
В основании модульной технологии находится программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Из положительных аспектов данной технологии я выделил следующие моменты:
жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение обучающегося с постепенным погружением в детали циклов;
индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;
обязательный самоконтроль;
формирование ориентировочной основы действий;
гибкое управление обучением;
рефлексивный подход (многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном индивидуализированном уровне сложности переводит умения в навыки).
Структура модуля
Номер учебного элемента |
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. |
Управление обучением (содержание, формы, методы). |
Рекомендации (Как сделать?) |
Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. |
УЭ -0 |
Цели и задачи модуля. Актуализация целей. |
Методическ. руководство. |
Необходимые знания и умения. |
Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ- 1 |
Учебный модуль. Цель элемента. |
Входной контроль. |
Пояснения к учебному материалу. |
|
УЭ - 2 |
Обобщение. Цель элемента. |
Источники информации, алгоритмы решения заданий. |
||
УЭ - 3 |
Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). |
Проверка по ключу, эталону. |
В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации преподаватель располагает целым рядом средств. Например, физика как предмет привлекает в первую очередь лабораторными и практическими работами, что способствует развитию познавательного интереса обучающихся к дисциплине.
Поскольку в современном образование пятибалльная система оценок давно устарела, то именно рейтинговая оценка деятельности обучающихся является, на мой взгляд, наиболее достоверно отражающей ситуацию.
При изучении физики рейтинговая шкала выглядит следующим образом:
обучающимся предлагается после изучения теории (самостоятельно или под руководством преподавателя) вариант проверочной работы, который содержит разные «по стоимости» задания, от очень простых (3 балла) до очень сложных (5-7 баллов). Здесь самое главное для обучающегося – выбрать «шапку по себе», выполнить то задание, которое он может сделать сам. Как правило, обучающиеся выбирают задания чуть сложнее, чем могли бы сделать, но это и есть мотивация к более глубокому изучению материала.
Итоговая оценка за семестр выставляется согласно набранному рейтингу за этот период. От 30 до 50 баллов – оценка «3», от 50 до 70 баллов – оценка «4», более 70 баллов – оценка «5».
Оценивая введение рейтинговой оценки знаний обучающихся, я пришел к следующим выводам:
1. Каждый обучающийся работает по мере своих возможностей.
2. Преподаватель почти не ставит неудовлетворительных оценок, что благоприятно сказывается на психологическом климате урока.
3. Соблюдается принцип индивидуальности обучения.
4. У преподавателя больше возможности «вести за собой передовых, а не толкать отстающих».
5. У обучающихся формируется мотивация на успех.
Следует отметить, конечно же, и трудности, возникающие в работе преподавателя, в системе рейтинговой оценки знаний. Это большой объем проверяемых тетрадей – работы необходимо собирать и проверять после каждого урока, иначе данная технология не имеет смысла.
Есть и проблемы, связанные с внедрением данной технологии. Это в основном большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков (один модульный урок занимает несколько листов), а также недостаточная подготовка обучающихся к самостоятельной работе. Работая по данной технологии, пришел к выводу, что обязательно учитывать особенности классного коллектива – каждый год дети разные, поэтому приходится из года в год что-либо менять в модульных уроках.
Чтобы реализовать создание особых условий для включения каждого обучающегося в деятельность, в своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
Не навредить обучающемуся.
Дать установку на успех. Первыми успехами обучающийся вдохновляется. У него возникает уверенность в своих силах и главное - желание продолжать.
Признать всеобщую талантливость с учетом неизбежности перемен, согласно чему суждение о человеке не может быть окончательным.
Снять тревожность, страх перед «двойкой», напряженность в отношениях преподавателя и обучающегося.
Отсюда основные правила работы:
Не сравнивать детей друг с другом.
Сравнивать успехи обучающегося с его личными результатами для установления зоны развития.
Работа в положительном эмоциональном фоне. Доверительные отношения в системах «преподаватель- обучающийся» и «обучающийся-обучающийся», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
Выделить главные основополагающие идеи.
Сформулировать для обучающихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия обучающийся должен изучить, знать, понять, определить.
Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты.
Приступить к написанию методического пособия для обучающихся (технологическая карта).
Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу обучающихся в группе.
Алгоритм составления модульного урока:
Определение места модульного урока в теме.
Формулировка темы урока.
Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
Подбор необходимого фактического материала.
Отбор методов и форм преподавания и контроля.
Определение способов учебной деятельности обучающихся.
Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие:
УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам.
УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы обучающегося), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Осуществление деятельности мною по использованию модульной технологии на уроках физики с новейшими техническими средствами обучения происходит в следующей последовательности:
- знакомство на этапе изучения:
изучение литературы, методических пособий и опыта коллег по разработке модульных программ;
знакомство с научно-методическими основами модульного обучения;
- применение, адаптация на этапе практики:
использование методических разработок уроков по модульной технологии, их корректировка;
проведение контрольных срезов с целью определения уровня обучаемости начале экспериментальной деятельности;
обработка результатов проведенных срезов, их диагностический анализ;
анкетирование обучающихся с целью выявления степени удовлетворенности модульной организацией процесса обучения физике.
- осмысление и внесение собственных элементов:
разработка модульных уроков по физике;
участие в семинарах различного уровня по тематике инноваций в образовании, в районных методических объединениях;
подготовка практических материалов для печати модульного урока физики.
Модульная технология обучения в школе по предмету физика позволяет определить уровень усвоения нового
материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях. В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.
Использование модульной технологии на уроках и внеклассных мероприятиях даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.
Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии – подготовки способных, увлеченных людей.
3. Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Сила трения»
Тема |
Сила трения |
|||
Цель темы |
Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||
Сформировать представлений о силе трения; Изучить причины и виды трения; Выявить природу силы трения; Экспериментальн о установить, от чего зависит сила трения. |
Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. 2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо- обучении. |
|||
Основные понятия |
Сила, сила трения, причина трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности, |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Биология Математика |
Парная Фронтальная |
Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые) диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.7 класс» |
Этапы уроков
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||
1-й этап (Этап постановки целей и задач урока) |
||||||||
Учитель подводит |
Рассматривают |
Выделять |
Взаимодействуют |
Слушать |
Контролируют |
Умение слушать |
||
учащихся к |
рисунки. |
существенную |
с учителем и |
собеседника, |
правильность |
в соответствии с |
||
формулировке темы |
Выдвигают |
информацию из |
учащимися во |
строить понятные |
ответов |
целевой |
||
урока. |
предположения о |
текста вопросов и |
время опроса во |
для собеседника |
обучающихся. |
установкой. |
||
Просит |
теме урока. |
ответов. |
фронтальном |
высказывания. |
Принимать и |
|||
сформулировать и |
Осуществляют |
режиме. |
Участвовать в |
сохранять |
||||
записать в тетрадях |
актуализацию |
диалоге, отвечать на |
учебную цель и |
|||||
вопросы по данной |
личного опыта. |
вопросы, слушать и |
задачу, |
|||||
теме. Организует |
Записывают |
понимать речь |
дополнять, |
|||||
беседу по |
вопросы в |
собеседника. |
уточнять |
|||||
составленным |
тетрадь. |
высказанные |
||||||
учениками вопросам. |
Отвечают на |
мнения по |
||||||
Подводит итог |
вопросы |
существу |
||||||
беседы. |
полученного |
|||||||
задания. |
||||||||
2-й этап (Открытие новых знаний) |
||||||||
Организует работу |
Проводят опыт и |
Выделять |
Рассуждают, |
Участвовать в |
Обсуждение |
Умение |
||
по наблюдению |
делают вывод, |
существенную |
делают |
диалоге, отвечать на |
плана |
самостоятельно |
||
явления трения. |
записывают в |
информацию из |
предположения. |
вопросы, слушать и |
выступления. |
планировать пути |
||
Организует беседу, |
тетрадь |
текста вопросов и |
Взаимодействуют |
понимать речь |
Контролируют |
достижения |
||
выявляющую знания |
определение силы |
ответов. |
с учителем во |
собеседника. |
правильность |
целей, осознанно |
||
о силе, причинах ее |
трения, |
Совершенствование |
время опроса во |
Продуктивно |
ответов |
выбирать |
||
возникновения, |
обозначение силы |
навыков работы с |
фронтальном |
взаимодействовать |
обучающихся. |
наиболее |
||
способах измерения. |
трения, делают |
приборами, |
режиме. |
со своими |
Оценка |
эффективные |
||
Организует работу |
рисунок и |
осуществление |
Планируют |
партнерами при |
выступления |
способы решения |
по определению и |
указывают |
совместной работы. |
сотрудничество с |
обучении, |
отвечающего. |
учебных и |
сравнению силы |
направление |
одноклассниками. |
осуществлять |
познавательных |
||
трения скольжения и |
силы. |
Обсуждают и |
взаимоконтроль. |
задач. |
||
качения с помощью |
Отвечают на |
планируют |
Фиксировать |
|||
динамометра. |
вопросы, |
способы |
результаты |
|||
Организует работу в |
высказывают свои |
представления |
опытов и делать |
|||
группах по |
предположения. |
изученного |
выводы. |
|||
выявлению |
Работают в |
материала. |
Умение |
|||
зависимости силы |
группах, |
соотносить свои |
||||
трения от веса тела, |
выясняют с |
действия с |
||||
площади |
помощью опыта |
планируемыми |
||||
соприкосновения, |
от чего зависит |
результатами. |
||||
поверхности |
сила трения. |
|||||
трущихся тел. |
Делают вывод, |
|||||
Корректирует |
записывают в |
|||||
выводы. |
тетрадь. |
|||||
3-й этап Первичное закрепление во внешней речи |
||||||
Задает вопросы по |
Отвечают на |
Осознанно и |
Взаимодействуют |
Получать |
Контролируют |
Принимать и |
обсуждаемой |
вопросы. |
произвольно строить |
с учителем и |
необходимую |
правильность |
сохранять |
проблеме. |
речевое |
учащимися во |
информацию, |
ответов |
учебную цель и |
|
Учитель анализирует |
высказывание в |
время опроса во |
отстаивать свою |
обучающихся. |
задачу. |
|
ответы учащихся. |
устной форме. |
фронтальном |
точку зрения в |
|||
Структурировать |
режиме. |
диалоге. |
||||
знания, выделять |
Взаимодействовать |
|||||
существенную |
с одноклассниками. |
|||||
информацию. |
||||||
4 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону |
||||||
Организует |
Выполняют |
Выстраивать поиск |
Взаимодействуют |
Уметь представлять |
Проверяют |
уметь |
самостоятельную |
самостоятельную |
решения заданий |
с соседом по парте |
информацию в |
работу напарника |
анализировать |
работу с |
работу |
письменной форме |
по эталону, |
степень усвоения |
||
взаимопроверкой по |
анализируют и |
нового учебного |
||||
эталону |
исправляют |
материала на |
||||
ошибки. |
основе |
|||||
сопоставления |
||||||
решения с |
||||||
эталоном для |
||||||
самопроверки, |
||||||
уметь |
производить коррекцию. |
||||||
5 этап Домашнее задание |
||||||
Объясняет домашнее задание. |
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. |
Выделять существенную информацию |
Получать необходимую информацию. |
|||
6 этап (Рефлексия) (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
||||||
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. |
Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. |
Анализировать степень усвоения нового материала |
Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение |
Строить понятные для собеседника высказывания |
Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
4.Заключение.
Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некоторые выводы:
каждый обучающийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность;
работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.
обучающийся имеет возможность в большей степени самореализовываться, что способствует мотивации учения.
данная система обучения гарантирует каждому обучающемуся освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
большие возможности у технологии и для развития таких качеств личности обучающегося, как самостоятельность и коллективизм.
Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу выходить с модулями на все группы. Лучше вначале попробовать не некоторых группах. Это позволит оценивать объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности обучающихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы.
Таким образом, сегодня в школе нужны образовательные технологии, позволяющие сформировать у школьников универсальные учебные действия по требованиям нового государственного образовательного стандарта, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией. Именно такой является технология модульного обучения, которая позволяет сформировать у учащихся регулятивные и коммуникативные универсальные действия. А овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
5. Список используемой литературы.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего Образования [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М., 2009 г.
Кларин И.П. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., Арена, 2010 г.
Левитес Д.П. Современные образовательные технологии - Новосибирск, 2011 г.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2011 г.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шыбанова Г.М. Управление образовательными.- Москва: "Академия" 2009.
Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Физика в школе», 2012 №5.
Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». «Физика в школе», 2012 №6.
Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения» - Москва: "Академия" 2009 г.