Применение ФГОС в деятельности образовательных организаций

19
0
Материал опубликован 9 October 2016


Хмелев Сергей Геннадьевич,

учитель физики и информатики, первая квалификационная категория, 

МБОУ "Синекинчерская ООШ", Урмарский район, Чувашская Республика, РФ

Краткая аннотация:

Данная работа может представлять интерес для учителей физики , работающих по программам ФГОС ООО, стремящихся освоить технологию модульного обучения, способствующую повышению мотивации учащихся в изучении данного предмета.

Содержание

 

Введение............................................................................................................................................................................

3

Технология модульного обучения в преподавании физики по программам ФГОС ОО..................................

4

Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.................................................

9

Заключение.......................................................................................................................................................................

13

Список используемой литературы...............................................................................................................................

14

1.Введение.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объѐмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. С сентября 2015 года началось внедрение ФГОС основной школы.

Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен ФГОС нового поколения.

Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе, прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя – обязательно мотивировать обучающихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать обучающихся. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении интегрированных дидактических целей модуля и структурирования учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.

2.Технология модульного обучения в преподавании физики по программам ФГОС ООО.

В современных условиях возрастает объем информации и знаний, поэтому преподаватели средних специальных учебных заведений просто обязаны кардинально поменять взаимоотношения обучающегося и преподавателя в учебном процессе. Одно из ведущих положений теории деятельности – эффективное обучение. Оно предполагает такую организацию, при которой обучающийся сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае знания усваиваются осознанно и прочно.

Обучающийся должен учиться сам, а преподаватель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. заинтересовать, организовать, а также координировать, консультировать и контролировать учебную деятельность. Именно модульное обучение  интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося – четкие действия в определенной логике; постоянная проверка своих действий самоконтролем, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности.

Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они соответствуют логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл: описание, объяснение, проектирование. Обычные же уроки состоят из: проверки домашнего задания, изучения нового материала, его закрепления и нового задания на дом.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

В основании модульной технологии находится программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Из положительных аспектов данной технологии я выделил следующие моменты:

жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение обучающегося с постепенным погружением в детали циклов;

индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;

обязательный самоконтроль;

формирование ориентировочной основы действий;

гибкое управление обучением;

рефлексивный подход (многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном индивидуализированном уровне сложности переводит умения в навыки).

 

Структура модуля

Номер учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическ. руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

 

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения заданий.

   

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

   

Проверка по ключу, эталону.


В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации преподаватель располагает целым рядом средств. Например, физика  как предмет привлекает в первую очередь лабораторными и практическими работами, что способствует развитию познавательного интереса обучающихся к дисциплине.

Поскольку в современном образование пятибалльная система оценок давно устарела, то именно рейтинговая оценка деятельности обучающихся является, на мой  взгляд, наиболее достоверно отражающей ситуацию.

При изучении физики рейтинговая шкала выглядит следующим образом:

обучающимся предлагается после изучения теории (самостоятельно или под руководством преподавателя) вариант проверочной работы, который содержит разные «по стоимости» задания, от очень простых  (3 балла) до очень сложных (5-7 баллов). Здесь самое главное для обучающегося – выбрать «шапку по себе», выполнить то задание, которое он может сделать сам. Как правило, обучающиеся выбирают задания чуть сложнее, чем могли бы сделать, но это и есть мотивация к более глубокому изучению материала.

Итоговая оценка за семестр выставляется согласно набранному рейтингу за этот период. От 30  до 50 баллов – оценка  «3», от 50 до 70 баллов – оценка «4», более 70 баллов –  оценка «5». 

Оценивая введение рейтинговой оценки знаний обучающихся, я пришел к следующим выводам:

1. Каждый обучающийся работает по мере своих возможностей.
2. Преподаватель почти не ставит неудовлетворительных оценок, что благоприятно сказывается на психологическом климате урока.
3. Соблюдается принцип индивидуальности обучения.
4. У преподавателя больше возможности «вести за собой передовых, а не толкать отстающих».
5. У обучающихся формируется мотивация на успех.

Следует отметить, конечно же, и трудности, возникающие в работе преподавателя, в системе рейтинговой оценки знаний. Это большой объем проверяемых тетрадей – работы необходимо собирать и проверять после каждого урока, иначе данная технология не имеет смысла.

Есть и проблемы, связанные  с внедрением данной технологии. Это в основном большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков (один модульный урок занимает несколько листов), а также недостаточная подготовка обучающихся к самостоятельной работе. Работая по данной технологии,  пришел к выводу, что обязательно учитывать особенности классного коллектива – каждый год дети разные, поэтому приходится из года в год что-либо менять в модульных уроках.

Чтобы реализовать создание особых условий для включения каждого обучающегося в деятельность, в своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

Не навредить обучающемуся.

Дать установку на успех. Первыми успехами обучающийся вдохновляется. У него возникает уверенность в своих силах и главное - желание продолжать.

Признать всеобщую талантливость с учетом неизбежности перемен, согласно чему суждение о человеке не может быть окончательным.

Снять тревожность, страх перед «двойкой», напряженность в отношениях преподавателя и обучающегося.

Отсюда основные правила работы:

Не сравнивать детей друг с другом.

Сравнивать успехи обучающегося с его личными результатами для установления зоны развития.

Работа в положительном эмоциональном фоне. Доверительные отношения в системах «преподаватель- обучающийся» и «обучающийся-обучающийся», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.

Выделить главные основополагающие идеи.

Сформулировать для обучающихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия обучающийся должен изучить, знать, понять, определить.

Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.

Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты.

Приступить к написанию методического пособия для обучающихся (технологическая карта).

Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу обучающихся в группе.

Алгоритм составления модульного урока:

Определение места модульного урока в теме.

Формулировка темы урока.

Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

Подбор необходимого фактического материала.

Отбор методов и форм преподавания и контроля.

Определение способов учебной деятельности обучающихся.

Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие:

УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам.

УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы обучающегося), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Осуществление деятельности мною по использованию модульной технологии на уроках физики с новейшими техническими средствами обучения происходит в следующей последовательности:

- знакомство на этапе изучения:

изучение литературы, методических пособий и опыта коллег по разработке модульных программ;

знакомство с научно-методическими основами модульного обучения;

- применение, адаптация на этапе практики:

использование методических разработок уроков по модульной технологии, их корректировка;

проведение контрольных срезов с целью определения уровня обучаемости начале экспериментальной деятельности;

обработка результатов проведенных срезов, их диагностический анализ;

анкетирование обучающихся с целью выявления степени удовлетворенности модульной организацией процесса обучения физике.

- осмысление и внесение собственных элементов:

разработка модульных уроков по физике;

участие в семинарах различного уровня по тематике инноваций в образовании, в районных методических объединениях;

подготовка практических материалов для печати модульного урока физики.

Модульная технология обучения в школе по предмету физика позволяет определить уровень усвоения нового

материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях. В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.

Использование модульной технологии на уроках и внеклассных мероприятиях даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии – подготовки способных, увлеченных людей.

 

3. Технологическая карта урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Сила трения»

Тема

Сила трения

Цель темы

Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать представлений о силе трения;

Изучить причины и виды трения;

Выявить природу силы трения;

Экспериментальн о установить, от чего зависит сила трения.

Личностные:

Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные:

Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо- обучении.

Основные понятия

Сила, сила трения, причина трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности,

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология Математика

Парная Фронтальная

Учебник,

тетрадь,

компьютер,

мультимедийный проектор и экран,

лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые)

диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.7 класс»

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап (Этап постановки целей и задач урока)

Учитель подводит

Рассматривают

Выделять

Взаимодействуют

Слушать

Контролируют

Умение слушать

учащихся к

рисунки.

существенную

с учителем и

собеседника,

правильность

в соответствии с

формулировке темы

Выдвигают

информацию из

учащимися во

строить понятные

ответов

целевой

урока.

предположения о

текста вопросов и

время опроса во

для собеседника

обучающихся.

установкой.

Просит

теме урока.

ответов.

фронтальном

высказывания.

 

Принимать и

сформулировать и

Осуществляют

 

режиме.

Участвовать в

 

сохранять

записать в тетрадях

актуализацию

   

диалоге, отвечать на

 

учебную цель и

вопросы по данной

личного опыта.

   

вопросы, слушать и

 

задачу,

теме. Организует

Записывают

   

понимать речь

 

дополнять,

беседу по

вопросы в

   

собеседника.

 

уточнять

составленным

тетрадь.

       

высказанные

учениками вопросам.

Отвечают на

       

мнения по

Подводит итог

вопросы

       

существу

беседы.

         

полученного

           

задания.

2-й этап (Открытие новых знаний)

Организует работу

Проводят опыт и

Выделять

Рассуждают,

Участвовать в

Обсуждение

Умение

по наблюдению

делают вывод,

существенную

делают

диалоге, отвечать на

плана

самостоятельно

явления трения.

записывают в

информацию из

предположения.

вопросы, слушать и

выступления.

планировать пути

Организует беседу,

тетрадь

текста вопросов и

Взаимодействуют

понимать речь

Контролируют

достижения

выявляющую знания

определение силы

ответов.

с учителем во

собеседника.

правильность

целей, осознанно

о силе, причинах ее

трения,

Совершенствование

время опроса во

Продуктивно

ответов

выбирать

возникновения,

обозначение силы

навыков работы с

фронтальном

взаимодействовать

обучающихся.

наиболее

способах измерения.

трения, делают

приборами,

режиме.

со своими

Оценка

эффективные

Организует работу

рисунок и

осуществление

Планируют

партнерами при

выступления

способы решения

по определению и

указывают

совместной работы.

сотрудничество с

обучении,

отвечающего.

учебных и

сравнению силы

направление

 

одноклассниками.

осуществлять

 

познавательных

трения скольжения и

силы.

 

Обсуждают и

взаимоконтроль.

 

задач.

качения с помощью

Отвечают на

 

планируют

   

Фиксировать

динамометра.

вопросы,

 

способы

   

результаты

Организует работу в

высказывают свои

 

представления

   

опытов и делать

группах по

предположения.

 

изученного

   

выводы.

выявлению

Работают в

 

материала.

   

Умение

зависимости силы

группах,

       

соотносить свои

трения от веса тела,

выясняют с

       

действия с

площади

помощью опыта

       

планируемыми

соприкосновения,

от чего зависит

       

результатами.

поверхности

сила трения.

         

трущихся тел.

Делают вывод,

         

Корректирует

записывают в

         

выводы.

тетрадь.

         

3-й этап Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по

Отвечают на

Осознанно и

Взаимодействуют

Получать

Контролируют

Принимать и

обсуждаемой

вопросы.

произвольно строить

с учителем и

необходимую

правильность

сохранять

проблеме.

 

речевое

учащимися во

информацию,

ответов

учебную цель и

Учитель анализирует

 

высказывание в

время опроса во

отстаивать свою

обучающихся.

задачу.

ответы учащихся.

 

устной форме.

фронтальном

точку зрения в

   
   

Структурировать

режиме.

диалоге.

   
   

знания, выделять

 

Взаимодействовать

   
   

существенную

 

с одноклассниками.

   
   

информацию.

       

4 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Организует

Выполняют

Выстраивать поиск

Взаимодействуют

Уметь представлять

Проверяют

уметь

самостоятельную

самостоятельную

решения заданий

с соседом по парте

информацию в

работу напарника

анализировать

работу с

работу

   

письменной форме

по эталону,

степень усвоения

взаимопроверкой по

       

анализируют и

нового учебного

эталону

       

исправляют

материала на

         

ошибки.

основе

           

сопоставления

           

решения с

           

эталоном для

           

самопроверки,

           

уметь

           

производить коррекцию.

5 этап Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник.

Выделять существенную информацию

 

Получать необходимую информацию.

   

6 этап (Рефлексия) (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.

Анализировать степень усвоения нового материала

Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение

Строить понятные для собеседника высказывания

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность.

4.Заключение.

Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некоторые выводы:

каждый обучающийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность;

работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

обучающийся имеет возможность в большей степени самореализовываться, что способствует мотивации учения.

данная система обучения гарантирует каждому обучающемуся освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

большие возможности у технологии и для развития таких качеств личности обучающегося, как самостоятельность и коллективизм.

Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу выходить с модулями на все группы. Лучше вначале попробовать не некоторых группах. Это позволит оценивать объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности обучающихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы.

Таким образом, сегодня в школе нужны образовательные технологии, позволяющие сформировать у школьников универсальные учебные действия по требованиям нового государственного образовательного стандарта, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией. Именно такой является технология модульного обучения, которая позволяет сформировать у учащихся регулятивные и коммуникативные универсальные действия. А овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

5. Список используемой литературы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего Образования [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М., 2009 г.

Кларин И.П. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., Арена, 2010 г.

Левитес Д.П. Современные образовательные технологии - Новосибирск, 2011 г.

Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2011 г.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шыбанова Г.М. Управление образовательными.- Москва: "Академия" 2009.

Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Физика в школе», 2012 №5.

Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». «Физика в школе», 2012 №6.

Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения» - Москва: "Академия" 2009 г.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации