Статья «Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1 г. Сольцы"
Из опыта работы учителя биологии МАОУ " СОШ № 1 г. Сольцы" Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Сведения об учителе :
Автор: Москаленко Людмила Николаевна учитель биологии МАОУ " СОШ № 1 г. Сольцы"
Стаж работы -26 лет
Область профессиональных интересов: современные педагогические технологии в преподавании биологии как средство повышения мотивации учащихся.
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Учитель должен осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Я понимаю, что получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главным сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. В большей степени получаю удовлетворение, когда использую технологию развития критического мышления.
Включение в работу по технологии развития критического мышления дает возможность моему личностному росту, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. По моему мнению, технология критического мышления – один из способов превратить учение в личностно - ориентированное.
Применение технологии формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).
Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.
Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, представленные учителем, текст учебника или другой источник информации.
Стадия размышления (рефлексии) – стадия, на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
При проведении уроков в данной технологии я соблюдаю некоторые правила:
-в работу вовлекаю в той или иной степени всех учащиеся, с этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
-следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
-учащихся не должно быть много. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах(4-5учеников). Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
-деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.
Считаю, что технология для моих учеников способствует
- повышению эффективности восприятия информации;
- повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умению критически мыслить;
- умению ответственно относиться к собственному образованию;
- умению работать в сотрудничестве с другими;
- повышению качества образования учеников.
Для меня – это:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиком, который умеет анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Приемы, которые я использую на стадии вызова
Прием “Я уже знаю”
Цель:
- вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме;
- обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.
Описание приема.
Выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Я фиксирую реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет мне диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Например, я использовала этот приём на уроке географии по теме «Мы во Вселенной, «Человек на Земле».
Прием “Лови ошибку”
Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Описание приема.
Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Я предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Приём «Верные и неверные утверждения».
Я предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Приём «Лови ошибку», «Верные и неверные утверждения» применяю на уроках биологии по темам: «Видоизменения корня и побега»
Результативность. Использование перечисленных приемов на уроке приводит к:
- актуализации уже имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;
-обеспечению высокого уровня заинтересованности в изучении нового материала;
-созданию ситуации успеха для каждого школьника;
-возможности для учителя диагностировать уровень подготовки учащихся к изучению данной конкретной темы.
Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления.
Прием “Пометки на полях”
Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Описание приема.
Я предлагает проработать текст параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся .Темы в курсе географии «Движение Земли», «Солнечный свет на Земле» сложны для восприятия, использование данного приёма позволило ученикам усвоить материал.
Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:
ЗНАЮ |
УЗНАЛ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Мною был проведён открытый урок с использованием данного приём по теме «Разнообразие условий на Земле».
Прием кластеры («гроздь»)
Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Он формирует умение осмысленно перерабатывать информацию, работать в группах, повышается культура общения и взаимовыручка.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Я использовала этот прием
Результативность: учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией; определяют собственную позицию.
Рефлексия- это обязательный элемент каждого моего урока. Я использую устную и письменную рефлексию.
Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».
Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Вселенная Большая, красивая Манит, влечёт, пугает Вселенная - это большой мир Космос |
Земля Живая, красивая Кормит, дышит, живёт На Земле есть атмосфера Жизнь |
Африка Большая, чёрная Пугает, завораживает, интересует Древняя родина всех людей Континент |
Река Равнинная, горная Течёт, шумит, несёт Река – объект неживой природы Течение |
Пустыня Безжизненная, сухая Пылит, печёт, губит Сахара – самая большая пустыня Жара |
Россия Большая, красивая Цветёт, живёт, дружит Россия – наша любимая страна Родина |
Волга Широкая, могучая Течёт, бурлит, кормит Самая великая река России Река - матушка |
Материк Большой, красивый Кормит, даёт, облагораживает Материк – огромный участок земли Суша |
Использую «Оценочное окно»
Все понял,могу применить |
Понял,но нужно почитать |
Частично понял,нужна консультация |
Ничего не понял |
Всё понятно. Спасибо! |
Спасибо! Понятно, но нужна дополнительная информация. |
Срочно нужна помощь!. |
Мне эта информация не нужна. |
Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.
Сейчас я уже могу проанализировать работу на начало учебного года в 5 классе и на конец. Считаю, что о результатах судить рано, но можно отследить изменения по следующим критериям:
Умение ставить цель. В начале года это умение проявлялось у 12% учащихся, на конец- у 32%.
Находить и решать проблему. В начале года это умение проявлялось у 20% учащихся, на конец- у 36%.
Обобщать и систематизировать материал. В начале года это умение проявлялось у 16% учащихся, на конец - у 36%.
4.У учеников повышается мотивация.
Начало года |
Конец года |
|
высокий |
12% |
20% |
средний |
32% |
36% |
низкий |
56% |
44% |
Своим опытом работы по применению технологии критического мышления в 5 классе я делилась с коллегами в ходе проведения методической недели .