Управление процессом реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях реализации ФГОС
С.Н. Волженина,
старший воспитатель
МБОУ «СОШ №41»
Управление процессом реализации образовательной области «Речевое развитие»
в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Система дошкольного образования в Российской Федерации переживает глобальные перемены – реализацию федерального образовательного стандарта. Одной из образовательных областей ФГОС ДО является «Речевое развитие дошкольников». Ее реализация возможна при четком руководстве, успешном управлении процессом проектирования и внедрения основной образовательной программы, рабочих программ как стратегических документов, обеспечивающих эффективные, динамические преобразования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
На этом этапе главным в деятельности старшего воспитателя становится реализация организационных, управленческих решений для качественного обновления всего содержания образовательной деятельности учреждения. Решение задач управления преобразованием содержания дошкольного образования состоит из специальной управленческой деятельности, включающей в себя целостную систему мероприятий, таких как:
- разработка и реализация нормативно-правовой базы введения ФГОС ДО;
- кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Одной из ряда стратегических задач является разработка инструментария изучения образовательных потребностей и интересов детей и запросов родителей в области речевого развития.
Следующий аспект работы это кадровое обеспечение реализации речевого развития дошкольников. Для того чтобы продолжать осуществлять комплексный подход к речевому развитию, коррекцию речевых нарушений необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев — работы воспитателей, учителей-логопедов групп компенсирующей направленности и педагогов общеразвивающих групп.
И здесь главным инструментом является организация системы методической работы. Обучение молодых воспитателей педагогами групп компенсирующей направленности, создание стажировочных площадок внутри учреждения по обучению комплексному речевому развитию должно стать приоритетным в деятельности методической службы.
Кроме этого, в методическом сопровождении педагогического коллектива главным и неоспоримым будут являться проведение следующих форм работы:
- дней ДРК по комплексной реализации речевого развития в образовательном процессе;
- тренингов по развитию звукопроизношения учителями-логопедами;
- мастер-классов.
Таким образом, тесное взаимодействие педагогов учреждения поможет, с одной стороны, более четко представить трудности речевой работы и познакомиться с направлением и методами работы уже сформированными, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно выстроить весь образовательный процесс. В свою очередь воспитатели общеразвивающих групп, быстро и главное качественно познакомившись с опытом коллег, не будут тратить время на изучение в СМИ, методической литературе, а сразу использовать в своей педагогической деятельности сформированный коллегами передовой опыт. Таким образом, преобразование методической работы обеспечит развитие педагогического коллектива, его сплоченность и единство в вопросе реализации образовательной области «Речевое развитие». А коллективная разработка рабочих программ позволит добиться заметных практических результатов в образовании дошкольников.
Далее очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности взаимодействия с родителями воспитанников в вопросе речевого развития дошкольников, способах оптимизации данной деятельности. При этом основными критериями оптимальности конечных результатов для родительской общественности станет:
- критерий результативности (если результаты речевого развития воспитанников повысятся до оптимального для каждого из них уровня или приблизятся к нему за отведенное время, без перегрузки);
- критерий роста удовлетворенности родителей процессом воспитательно-образовательной работы по развитию речи.
Для выявления данных достижений на первый план выступает активное привлечение родительского актива для участия в мониторинге речевого развития дошкольников. Кроме этого, созданный в учреждении консультативный пункт становится центром повышения компетентности родителей воспитанников групп общеразвивающей направленности в данном вопросе.
Таким образом, оптимизация управленческой деятельности в вопросе реализации образовательной области «Речевое развитие» обеспечит:
- учет современного социального заказа родителей воспитанников;
- научный подход к системе повышения квалификации педагогов;
- преемственность в методах, приемах работы педагогов;
- оперативность, гибкость, мобильность педагогического коллектива;
- комплексную реализацию задач развития речи дошкольников во всем учреждении.
Литература:
1. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе. [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Десять базовых признаков эффективного управления: Реализация стандарта второго поколения [Текст] / Под общ. Ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 136 с. – (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС»)
3. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. [Текст] / П.Н. Лосев. - М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Управление введением стандарта второго поколения в образовательном учреждении [Текст] / Под общ. Ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 128 с. – (Сер. Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС.)