12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Цели: введение понятия новой физической величины «давление», определение способов нахождения давления.

Задачи:

обучающие: создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление; в результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания.

развивающие: развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.

воспитательные: эстетическое воспитание наглядно–демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.

Планируемые результаты

Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о причинах различного действия силы и экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, выполнении экспериментального домашнего задания и решении задач.

Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Общие предметные: проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры, объяснять полученные результаты во время проведения опыта ≪Зависимость давления от площади опоры≫, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Частные предметные: измерять давление; владеть расчетным способом нахождения давления, переводить основные единицы давления в кПа и гПа, приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры, использовать знания о давлении в повседневной жизни.

Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой.

Оборудование: две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу, набор грузов, динамометр, пластилин, тонкая проволока, кнопки, камешки, дощечка.

презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Всем добрый день и хорошего настроения.


2. Вхождение в тему.


m1704201655.JPG

Учитель. Сегодня мне бы хотелось начать урок с народной пословицы: «Человек неученый, что топор неточеный; можно дерево срубить, да измаешся».

Вопрос: Как вы думаете, как связаны тема нашего урока пословица и рисунки на слайде? (заслушиваются ответы учеников)

Учитель. Ребята мы начинаем изучение нового раздела физики «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Этот большой раздел вы будете изучать на протяжении нескольких уроков. Тема нашего урока «Давление. Единицы давления»

Вопрос: Какова цель нашего урока? (заслушиваются ответы учеников)

Учитель. Цель нашего первого урока узнать, что такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни.

3. Актуализация знаний.


l1704201685.JPG

Вопросы: Что такое сила? Какие виды сил вы знаете? В каких единицах измеряют силу? Чем характеризуется сила как физическая величина?

4. Изучение новой темы

Проведение опыта 1. Вдавить кнопку и камешек в доску и сделать выводы. (Заслушиваются ответы учеников)


z1704201728.JPG

Вопрос: Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них?

? От чего зависит результат действия тела на опору? (От площади опоры и от действующей силы).

Слайд 4-5

Учитель. Давление - это физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.

t1704201421aa.gif

Проведение опыта 2. Нажмите большим пальцем на шляпку кнопки. А затем приложите такую же силу к острию. Сделать выводы. (Заслушиваются ответы учеников)

Слайд 6

Площадь шляпки кнопки S»1 см2, площадь острия S»0,0001 см2 Если в обоих случаях действовать с одинаковой силой, то во втором случае давление будет в 10 000 раз больше, чем в первом.


Проведение опыта 3. (рис 94 учебника) Сделать выводы. (Заслушиваются ответы учеников)



f1704201770.JPG

Выводы:

1. Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, массой 1 кг, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше.

2. Второй опыт показывает, что глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.



d1704201791.JPG

Единица измерения в СИ P=[t1704201421ab.gif]=[Па]

Физический смысл: если на поверхность с площадью 1 м2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила 1 Н, то давление в этом случае 1Па.


​​​​​​​От чего зависит результат действия тела на опору? (От площади опоры и от действующей силы).

Учитель. Рассмотрим давление в природе и технике. Представьте себе….втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па
... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па

Представьте себе ... давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па


5. Закрепление изученного


1. Одинаковое ли давление в брусках?

   

g1704201879.JPG


2. Почему лопата 2 заточена, а лопата 1 нет?

3. Что произойдет, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Почему?

4. Может ли быть человеку на каменном ложе так же комфортно, как и на пуховой перине?

На твердых камнях возлегает
И твердость оных презирает
Для крепости великих сил,
Считая их за мягкий ил...

/М.В.Ломоносов/

5. Почему буря, которая летом валит живые деревья, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево без листьев, если оно не подгнило?

6. Почему при постройке дома все его стены выводят одновременно почти до одинаковой высоты?

7. Вспомни «Принцессу на горошине». Почему она испытала неудобство, лежа на перине, под которой были положены горошины?

8. Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы), а если под веревку подложить сложенный в несколько раз лист бумаги, то боль уменьшается. Объясните, почему.

Распределить события в таблицу

Фундамент здания, топор, нож, шасси самолета, шины автомобилей, гусеницы вездеходов, лыжи, гвозди, иголки, кнопки, шайба под гайки, клювы зверей, шпалы под рейсы, колючки растений, жало осы.

Уменьшение давления

Увеличение давления



6. Рефлексия

Размышление над вопросами:

- Можно ли сказать, что я умею вычислять давление по известной массе и объему?

- Насколько ответственно я отношусь к изучению физики?

- Что нового я узнал на уроке?

-На сколько ответственно я подошел к работе на уроке?

7. Домашнее задание: § 35, Упр. 20: письменно 1,2, устно 5, Задание 25 (1)


​​​​​​​ Список использованной литературы

1. Пелагейченко Н.Л. Физика. 7 класс: технологические карты уроков. –Волгоград: Учитель, 2019

2. Перышкин И.М., Иванов А.И. Физика 7 класс (базовый уровень). – М.Просвещение, 2023

3. Филонович, Н. В. Физика. 7 кл. Методическое пособие / Н. В. Филонович. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015


Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.