Разработка урока географии "Растительный мир тундры"
Цель: Дать представление учащимся о растительном мире зоны тундры, познакомить с характерными особенностями тундры.
Задачи:
Образовательные: Формировать знания учащихся об особенностях природы Тундры, растительном мире; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
Коррекционно-развивающие: Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать представление детей о единстве природы и человека, помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны.
Основные термины: Лишайники, ягель.
Средства обучения:
- Учебник «География России для 7 класса» Т.М. Лифановой, Е. Н. Соломиной. - Предметные картинки;
- Ноутбук, проектор, экран;
- Мультимедийная презентация.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса к уроку.
Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Повторение изученного материала:
Фронтальный опрос:
- Какой климат характерен для зоны тундры?
- Сравните зиму и лето своего края с зимой и летом в тундре.
- Почему в тундре много озер и болот?
- Какие реки протекают в тундре.
- В какие моря они впадают?
Задание: На доске таблички с названиями природных зон:
Зона лесов |
Зона пустынь |
Зона тундры |
Ледяная зона |
Зона степей |
В правильной последовательности распределите природные зоны.
Вступительное слово учителя: На прошлых уроках мы познакомимся с новой природной зоной – зоной тундры, с её положением на карте, климатом, рельефом и водоемами.
Сегодня на уроке мы познакомимся с растительным миром Тундры.
Сообщение темы урока: «Растительный мир».
3. Изучение новых знаний:
Рассказ учителя:
- Многолетняя мерзлота, сильные ветры, прохладное короткое лето, морозная зима – все эти условия не позволяют расти в тундре высоким деревьям с длинными корнями. Поэтому растительный мир тундры беден.
- Большинство растений многолетние, низкорослые, с мелкими листьями, многие растения стелящиеся. Это защищает их от сильных ветров и вымерзания. Так растения тундры приспосабливаются к суровому климату.
Работа с учебником:
- Какими растениями покрыты огромные пространства тундры? (Слайд 2)
- Кто питается мхами и лишайниками? (Слайд 3)
- Какой их основной корм?
Словарная работа: Лишайники, ягель.
Рассказ учителя:
- Вместе с мхами и лишайниками растут кустарнички. Как они называются? Учащиеся находят ответ на карте «Растительный и животный мир тундры». (Вороника, арктическая толокнянка, морошка – Слайды 4-6).
Физкультминутка: гимнастика для глаз.
Работа с учебником:
- Как вы думаете, в тундре растут деревья? (Слайды 7-9)
- Какие деревья прорастают в зоне тундры?
- Опишите карликовую березу, глядя на картинку.
- Какие кустарники растут около деревьев?
- Как называются съедобные грибы около деревьев? (Слайд 10)
Около рек и по окраинам болот можно увидеть более высокие, выше одного метра, деревья.
Рассказ учителя: В тундре много ягод: брусника, черника, голубика, клюква, морошка. (Слайд 11)
В некоторых местах в тундре поверхность каменистая. Здесь островками растут отдельные растения. (Слайд 12-14)
Еще недавно в тундре земледелие считалось невозможным, сейчас благодаря ученым, кроме овощей, стали выращивать кормовые травы. За короткое лето в тундре успевает созревать горох и ячмень.
? - Что находится на Кольском полуострове?
Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока:
- Растительный мир зоны тундры беден. Из-за многолетней мерзлоты, низкой температуры воздуха и сильных ветров здесь могут выжить только низкорослые растения с короткими корнями и мелкими листьями.
- В зоне тундры растут мхи, лишайники, карликовые ивы и березы, кустарнички, ягоды (морошка, клюква, черника), цветы (полярные маки, лютики), грибы. В теплицах выращивают овощи, на полях – кормовые травы, горох, ячмень
4.Первичное закрепление материала:
Фронтальный опрос:
- Почему в тундре не могут расти высокие растения?
- Каких растений больше всего в тундре?
- Какую работу ведут ученые в ботаническом саду на Кольском полуострове?
Заполните кроссворд (Слайд 15):
Голубая ягода (Голубика)
Маленькая красная ягода (Брусника)
Кустарничковая ягода (Вороника)
Черная ягода (Черника)
Ягода, похожая на малину (Морошка)
Расшифруйте анаграммы (Слайд 16):
ШАЙКНИЛИ, МАШРОКА, ИХМ, РЁБЕЗА, КМА, ОШМОКА, ЧЕРКАНИ
5. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Рефлексия:
- Что понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что хотелось бы узнать на следующем уроке?
Объявление оценок за урок.
6. Домашнее задание:
Читать стр. 53-55.
Ответить на вопросы.
7. Организация завершения урока.