Разработка урока географии «Растительный мир тундры» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 18 November 2015 в группе

        Разработка урока географии "Растительный мир тундры"

Цель: Дать представление учащимся о растительном мире зоны тундры, познакомить с характерными особенностями тундры.

Задачи:

Образовательные: Формировать знания учащихся об особенностях природы Тундры, растительном мире; формировать умение определять природную зону по основным признакам.

Коррекционно-развивающие: Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать представление детей о единстве природы и человека, помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны.

Основные термины: Лишайники, ягель.

Средства обучения:

- Учебник «География России для 7 класса» Т.М. Лифановой, Е. Н. Соломиной. - Предметные картинки;

- Ноутбук, проектор, экран;

- Мультимедийная презентация.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами 
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Повторение изученного материала:

Фронтальный опрос:

- Какой климат характерен для зоны тундры?

- Сравните зиму и лето своего края с зимой и летом в тундре.

- Почему в тундре много озер и болот?

- Какие реки протекают в тундре.

- В какие моря они впадают?

Задание: На доске таблички с названиями природных зон:

Зона лесов

Зона пустынь

Зона тундры

Ледяная зона

Зона степей

В правильной последовательности распределите природные зоны.

Вступительное слово учителя: На прошлых уроках мы познакомимся с новой природной зоной – зоной тундры, с её положением на карте, климатом, рельефом и водоемами.

Сегодня на уроке мы познакомимся с растительным миром Тундры.

Сообщение темы урока: «Растительный мир».

3. Изучение новых знаний:

Рассказ учителя:

- Многолетняя мерзлота, сильные ветры, прохладное короткое лето, морозная зима – все эти условия не позволяют расти в тундре высоким деревьям с длинными корнями. Поэтому растительный мир тундры беден.

- Большинство растений многолетние, низкорослые, с мелкими листьями, многие растения стелящиеся. Это защищает их от сильных ветров и вымерзания. Так растения тундры приспосабливаются к суровому климату.

Работа с учебником:

- Какими растениями покрыты огромные пространства тундры? (Слайд 2)

- Кто питается мхами и лишайниками? (Слайд 3)

- Какой их основной корм?

Словарная работа: Лишайники, ягель.

Рассказ учителя:

- Вместе с мхами и лишайниками растут кустарнички. Как они называются? Учащиеся находят ответ на карте «Растительный и животный мир тундры». (Вороника, арктическая толокнянка, морошка – Слайды 4-6).

Физкультминутка: гимнастика для глаз.

Работа с учебником:

- Как вы думаете, в тундре растут деревья? (Слайды 7-9)

- Какие деревья прорастают в зоне тундры?

- Опишите карликовую березу, глядя на картинку.

- Какие кустарники растут около деревьев?

- Как называются съедобные грибы около деревьев? (Слайд 10)

Около рек и по окраинам болот можно увидеть более высокие, выше одного метра, деревья.

Рассказ учителя: В тундре много ягод: брусника, черника, голубика, клюква, морошка. (Слайд 11)

В некоторых местах в тундре поверхность каменистая. Здесь островками растут отдельные растения. (Слайд 12-14)

Еще недавно в тундре земледелие считалось невозможным, сейчас благодаря ученым, кроме овощей, стали выращивать кормовые травы. За короткое лето в тундре успевает созревать горох и ячмень.

? - Что находится на Кольском полуострове?

Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока:

- Растительный мир зоны тундры беден. Из-за многолетней мерзлоты, низкой температуры воздуха и сильных ветров здесь могут выжить только низкорослые растения с короткими корнями и мелкими листьями.

- В зоне тундры растут мхи, лишайники, карликовые ивы и березы, кустарнички, ягоды (морошка, клюква, черника), цветы (полярные маки, лютики), грибы. В теплицах выращивают овощи, на полях – кормовые травы, горох, ячмень

4.Первичное закрепление материала:

Фронтальный опрос:

- Почему в тундре не могут расти высокие растения?

- Каких растений больше всего в тундре?

- Какую работу ведут ученые в ботаническом саду на Кольском полуострове?

Заполните кроссворд (Слайд 15):

 

 

 

 

 

 

 

Голубая ягода (Голубика)

Маленькая красная ягода (Брусника)

Кустарничковая ягода (Вороника)

Черная ягода (Черника)

Ягода, похожая на малину (Морошка)

Расшифруйте анаграммы (Слайд 16):

ШАЙКНИЛИ, МАШРОКА, ИХМ, РЁБЕЗА, КМА, ОШМОКА, ЧЕРКАНИ

5. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Рефлексия:

- Что понравилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что хотелось бы узнать на следующем уроке?

Объявление оценок за урок.

6. Домашнее задание:

Читать стр. 53-55.

Ответить на вопросы.

7. Организация завершения урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.