Урок географии в 7 классе «Растительный и животный мир Земли»
Пояснительная записка к презентации
Урок географии в 7 классе
Тема: «Растительный и животный мир Земли».
Цели:
Раскрыть взаимосвязь компонентами зональных природных комплексов.
Показать разнообразие растительного и животного мира на планете.
Выявить связь растений и животных с природными условиями.
Воспитывать ответственное отношение к природе.
Познакомить учащихся с животными и растениями, которые находятся на грани исчезновении.
Задачи:
сформировать представление о животном мире и растительном мире (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни);
развитие зрительного и слухового восприятия (на материале урока)
развитие мышления (анализа, обобщения) и внимания (на материале урока)
формирование экологического сознания учащихся (на материале урока)
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Карта природных зон, атласы, презентация, видеозаписи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Опрос. (Слайд №3)
1. Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).
2. А для чего нам с вами необходимо знать особенности природы материков?
( где какой климат, где какие реки, где какая растительность и т. д. )
3. Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?
(тепло, влага, почва)
4. О чем мы сегодня будем говорить?
( о растительности и животном мире)
Рассказ учителя
Животный мир Земли невероятно разнообразен. Рыбы живут в воде и способны дышать растворенным в ней кислородом, ящерицы пустынь выдерживают огромные температуры, губительные для других. Птицы способны подниматься в небо, летучие мыши могут летать в полной темноте с помощью ультразвуковых волн, муравьи создают высокоорганизованные жилища. Этот список можно продолжать бесконечно — животных огромное множество и все имеют свои отличительные свойства. То же и с растениями. Росянка питается насекомыми, закрывая их в своем цветке-ловушке, хвойные растения остаются вечнозелеными в условиях холода, мангровые деревья спускают на землю ветви, которые могут укореняться и становятся дополнительными стволами, орхидеи вовсе не имеют собственных корней, паразитируя на других растениях.
Схожесть или различие растений и животных, находящихся в различных природных зонах, имеет огромное значение. Тот факт, что природа Евразии и Северной Америки сходна, позволил ученым сделать вывод, что когда-то эти два материка были соединены, а пролива, который носит название Берингов, не существовало. Природа Австралии значительно отличается от всего, что существует на других материках, многие виды растений и животных, находящиеся здесь, не встречаются нигде более. Это означает, что этот материк первым отделился от единого материка, который предположительно существовал когда-то.
В процессе эволюции животные и растения приспосабливаются к условиям окружающей среды.
климат
растительный мир животный мир.
III. Изучение нового материала.
(Слайд №4)
На Земле до появления органической жизни и человека было три больших периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались:
Палеозой - древняя жизнь;
Мезозой - средняя жизнь;
Неозой - новая жизнь.
(Слайд №5)
Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода: ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская эра, но тогда еще не было жизни.
Первая жизнь на Земле - это водоросли и растения. Первые водоросли появились в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи различных видов), питающиеся водорослями.
В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000 разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е. рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных ящеров.
Первый представитель ящеров - археозавр - появляется в конце палеозоя, развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период.
Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю. Они были как в морях, так и на суше и в воздухе.
И последний период в жизни Земли - неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать, что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но некоторые говорят, что должен быть какой-то общий предок. Но этого общего предка пока не нашли.
(Слайд №7,8)
Давайте посмотрим на карту (Природные зоны мира).
- Назовите основные природные зоны мира.
Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли (Слайд №9)
Географическая оболочка Земли включает в себя биосферу, гидросферу, часть литосферы и атмосферы. Это самый крупный природный комплекс, поверхность земного шара, с характерной для планеты природой. Можно выделить огромное количество менее крупных природных комплексов — территорий, обладающих похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки, горные системы, реки, озера, болота и многое другое — это все отдельные природные комплексы.
Природные зоны — очень крупные природные комплексы, обладающие сходными ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов и т.д. Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от высоты горного массива.
Природные зоны суши
Экваториальные и тропические леса (Слайд №10)
Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе Африки, Южной Америки и Азии. Тропические леса — вечнозеленые, здесь всегда высокая температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные лесные гиганты. Здесь образуются красно-желтые почвы, бледные питательными веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной растительностью.
Пустыни и полупустыни (Слайд №13)
Зона пустынь и полупустынь расположена в экваториальном, тропическом и умеренном поясах Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен. В почвах пустынь мало органических веществ и много минеральных солей.
Саванны и редколесья (Слайд №16)
Эта зона расположена в тропическом климатическом поясе и является переходной от зоны тропических лесов к другим. Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников Почвы здесь красные и каштановые, с достаточным количеством питательных веществ, накопление которых происходит во время засушливого периода.
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники(Слайд №18)
Эта зона характерна для средиземноморского климата, отличающегося мягкой, влажной зимой и жарким летом. Для нее характерна разнообразная растительность, вечнозеленые лиственные растения, много хвойных деревьев. Оригинальный животный мир практически полностью истреблен. Почвы здесь красно-бурые.
IV. Физминутка (Слайд №21)
Учащимся предлагается закрыть глаза и прослушать 3 звуковых фрагмента. Необходимо определить, какой из звуковых фрагментов, можно услышать на побережьях Арктики.
1 фрагмент – звуки саванны Африки
2 фрагмент – песни тропических птиц
3 фрагмент – звуки Арктики (в том числе и крики птиц).
Степи и лесостепи (Слайд №22)
Эта зона формируется в умеренном климатическом поясе, для нее характерны холодная зима и теплое, засушливое лето. Для степей характерная травянистая растительность, во многих областях замененная культурными растениями. Из животного мира в степях и лесостепях широко распространены грызуны, мелкие копытные, пресмыкающиеся и хищные птицы. В зоне степей и лесостепей формируются наиболее плодородные почвы – черноземы.
Широколиственные и смешанные леса (Слайд №24)
Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два-три яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы. Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.
Тайга (Слайд №27)
Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны питательными веществами, подзолистые.
Тундра и лесотундра (Слайд №29)
Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно-глеевые, большая территория находится в зоне вечной мерзлоты. Арктические пустыни (Слайд №32)
Арктические пустыни встречаются на островах, близких к полюсам. Из растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в воде, птицы прилетают на несколько месяцев.
V. Закрепление новой темы: (Слайд №36)
- Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?
Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность
- В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?
В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа
- В какой природной зоне располагаются:
о. Калимантан – влажные экваториальные леса
п-ов Индокитай – саванны и редколесья, переменно-влажные леса
п-ов Аравийский – полупустыни и пустыни
о. Исландия – тундра и лесотундра
о. Врангеля – арктическая пустыня
о. Крит – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
о. Сахалин – тайга
VI. Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание
Презентация "Растительный и животный мир Земли"
PPTX / 9.66 Мб