Разработка урока по информатике «Программное обеспечение», (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов), |
Миронова Светлана Петровна |
Место работы |
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №3 им. Ю.А. Гагарина» отдела образования Шемонаихинского района» |
Должность |
учитель математики и информатики |
Предметное направление |
информатика |
Квалификационная категория |
высшая |
Тема |
«Программное обеспечение» |
Класс |
5 |
Форма проведения |
Урок открытия новых знаний |
Год проведения |
2017 |
Краткосрочный план урока
Раздел долгосрочного плана: |
Раздел 5.2 А «Информация и её обработка» |
Школа: |
КГУ «ОСШ №3 им. Ю.А.Гагарина» |
Отсутствовали: |
|
Дата: |
ФИО учителя: |
Миронова Светлана Петровна |
|||
Класс: |
5 |
Участвовали: |
|||
Тема урока №12 |
Программное обеспечение |
||||
Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу) |
5.2.2.1. Объяснить понятие «программное обеспечение» |
||||
Цели урока |
Все ученики смогут: Называть определение понятий: «программа», «программное обеспечение» (ПО), «операционная система». Перечислять виды программного обеспечения. Большинство учеников смогут: Представлять классификацию ПО; Объяснять предназначение прикладного ПО, систем программирования и системного ПО. Некоторые ученики смогут: Провести мини-исследование программного обеспечения своего компьютера. |
||||
Языковая цель |
Учащиеся могут: обсуждать в группе, называть основные понятия и термины. Лексика и терминология: программа - бағдарлама - program; программное обеспечение – бағдарламалық қамтамасыз ету –software; системное ПО, прикладное ПО и системы программирования, интерфейс, драйвер. Учащиеся смогут использовать словосочетания, необходимые для диалога/письма: программное обеспечение можно классифицировать ... к прикладным программам относяться... к системным программам относяться... |
||||
Привитие ценностей |
Знание ПО – основа для создания эффективной системы подготовки технических и профессиональных специалистов, которые приносят вклад в развитие инновационно-индустриальных кластеров РК. |
||||
Межпредметная связь |
Английский язык, математика |
||||
Предшествующие знания по теме |
Ученики знают - понятие информации - виды информации - органы чувств, с помощью которых воспринимается информация - каналы передачи информации - свойства информации - виды информации - информационные процессы - понятие приемник, источник |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Виды запланированных упражнений на уроке |
Ресурсы (методы) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока (Вызов) |
1. Психологический настрой на урок. Организация коллаборативной среды с помощью приёма «Самолетик с пожеланием». Каждый пишет на листочке бумаги свое пожелание. Складывает самолетик и запускает. Тот, возле кого приземлится самолетик, подбирает и читает. |
Листы А4, ножницы Приём «Самолетик с пожеланием» |
|||||||||||||||||||||||||||||
2. Деление на группы по стратегии «Мозаика». Учащиеся выбирают фрагмент рисунка-пазла, собирают рисунок и формируются три группы: «Прикладное ПО», «Системное ПО», «Системы программирования ». Проверяют состав групп по картинкам с помощью интерактивной доски. Распределение ролей. |
Интерактивная доска, Презентация слайд №2 (Приложение 1) Картинки «Мозаика» Приложение 2. |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. Стратегия «Найди половинку!» Повторение пройденного материала и закрепление изученного. Каждая группа выполняет задание. Спикер представляет работу группы (ответ). Задание №1. Соотнесите виды информации:
Задание №2. Переведите единицы измерения информации.
Приём «Проблемная ситуация» Ребята, почтальон Печкин из Простоквашино нам прислал видео сообщение, давайте его посмотрим. В видео фрагменте почтальон Печкин рассказывает о том, что вместе с Матроскиным и Шариком включили компьютер. Матроскин хотел сосчитать, сколько молока он надоил за год, а Шарик поиграть в контрострайк. Но у них ничего не получилось, и они сомневаются, такой ли компьютер купили? Как вы думаете, что с их компьютером? Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке? Вывод. Всё, что мы делаем на компьютере, мы делаем с помощью той или иной программы. Запись учащимися темы урока в тетрадь. |
Интерактивная доска, Презентация слайд №3 Приложение 1, Карточки с заданиями Приложение 3. Взаимооценивание «Три хлопка» Оценивание Приём «Устная похвала» Интерактивная доска, Презентация слайд №4, Приложение 1, слайд ответами для проверки правильности выполнения №5. Карточки с заданиями Приложение 3 Взаимооценивание Приём «Лист оценивания» Приложение 5 Интерактивная доска, Презентация слайд №6, Приложение 1, Видео фрагмент
Интерактивная доска, Презентация слайд №7, Приложение 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока (Осмысление) |
Работа в группах. Учащиеся получают новые знания с помощью учебника. Задания для групп. Задание №3. Создать постер и привести пример для чего бы они использовали эти программы. 1-группа "Прикладное программное обеспечение" 2-группа "Системное программное обеспечение" 3- группа " Системы программирования?" Группы будут оценивать выступление друг друга по критериям: - мастерство оратора; - соблюдение временного режима; - оформление постера; - раскрытие темы. Стратегия «Посол». После выполнение задания «посол» от группы проходит в другую группу и объясняет свой постер, а группа оценивает результат, используя приём "Две звезды и одно пожелание". |
Интерактивная доска, Презентация слайд №8, Приложение 1 Листы А3, маркеры Интерактивная доска, Презентация слайд №9, Приложение 1 Взаимооценивание Приём "Две звезды и одно пожелание" |
|||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка Физминутка на уроках обеспечивает активный отдых учащихся, переключает внимание с одного вида деятельности на другой, помогает ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшает обменные процессы, способствует повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. |
Приложение 4 (Panda) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах. Задание №4. Какие приложения относятся к системной программе, а какие - к прикладной? Соедините их. После обсуждения и выполнения задания, группы передают результаты своей работы соседним группам, которые их проверяют, сравнивают с эталоном. Дескриптор: обучающийся определяет системное ПО; определяет прикладное ПО; Работа в парах. Задание №5. Проведите мини-исследование программного обеспечения вашего компьютера Дескриптор: - называет программы установлены на компьютере; - классифицирует программы. |
Интерактивная доска, презентация Приложение 1, слайд с заданием №11, слайд с ответами №12, карточки с заданиями Приложение 2 Приём «Лист оценивания» Приложение 5
ПК, карточки с заданием Приложение 2, Интерактивная доска, презентация Приложение 1, слайд с заданием №13 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Домашнее задание №1. Прочитать §11-12 №2. Выполнить №5 стр. 63 №3. Проведите мини-исследование. Выяснить, какая операционная система стоит на компьютере у вас дома. Дополнительно Узнать, какие музыкальные и видео проигрыватели установлены у вас на домашнем компьютере, какие из них вам больше всего нравятся и почему. Рефлексия На уроке мы познакомились с программным обеспечением. Оцените работу группы – подведите итог в листах оценивания. Оцените свою работу на уроке и разместите свой стикер (яблочко) на яблоне: Зеленый стикер: Я узнал много нового. Желтый стикер: У меня остались вопросы. Красный стикер: Я ничего не понял. |
Дневник, учебник «Информатика», 5 кл, Г.А. Копеева, У.М. Дилманова, – Астана: Арман-ПВ, 2017 Интерактивная доска, презентация Приложение 1, слайд с заданием №14 Интерактивная доска, презентация Приложение 1, слайд №15,16 Приём «Лист оценивания» Приём «Яблоня успеха» Цветные стикеры |
Дифференциация - каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? |
Оценивание - как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? |
Охрана здоровья н соблюдение техники безопасности |
Диалог и поддержка – оказание учителем помощи нуждающимся учащимся (Используется на всех этапах урока). Разноуровневые задания (Используется при работе в группе, при выполнении практической работы, домашнее задание) Группирование Используется для организации групповой работы с помощью деления на группы. |
1. Формативное оценивание учащимися во время проверки пройденного материала (Взаимооценивание «Три хлопка», Приём «Устная похвала»). 2. Формативное оценивание в работе групп (Взаимооценивание Приём «Лист оценивания», Приём "Две звезды и одно пожелание", Метод «Сверка с эталоном). 3. Формативное оценивание результата практической работы Приём «Лист оценивания») 3. Во время рефлексии (самооценивание Приём «Яблоня успеха») |
Психологический настрой. Соблюдение правил техники безопасности и санитарных норм во время проведения урока. Физкультминутка |
Методическая литература
Учебник «Информатика», 5 кл, Г.А. Копеева, У.М. Дилманова, – Астана: Арман-ПВ, 2017
Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
Рисунки самолётик https://go.mail.ru/search_images?fm=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%B8%D0%BA&frm=web#urlhash=6795153043617001860