Разработка урока-презентации по природоведению «Лекарственные растения» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 16 November 2015

Разработка урока по природоведению

«Лекарственные растения»

(Урок-презентация)

Цель: Формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

Образовательные: Расширять знания, полученные на уроках природоведения; формировать умения сравнивать и обобщать; расширять словарный запас учащихся; осуществлять межпредметные связи.

Коррекционно-развивающие: Развивать познавательную активность детей; формировать навыки по сбору лекарственных растений; развивать память, внимание, образное мышление через коррекционные задания;

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью.

Основные термины: Лечебные свойства.

Средства обучения:

- Учебник «Природоведение для 5 класс» Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной;

- Мультимедийная презентация «Зелёная аптека»;

- Карточки-задания;

- Выставка «Лекарственные растения»;

- Таблица «Лекарственные растения»;

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Доклад дежурного о готовности класса к уроку, приветствие детей.

Психологический настрой на урок:

Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня встретиться с вами. Я думаю, наша совместная работа будет интересной и мы добьёмся хороших результатов.

2. Повторение пройденного материала:

- Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках? (растения)

- Ребята, на какие группы мы делили все растения? (дикорастущие и культурные; уличные и комнатные; однолетние и многолетние)

- А на какие группы делятся растения по внешнему виду? (деревья, кустарники, травы) (слайд 1)

Задание: верно ли суждение. Ребята, а сейчас послушайте меня и определите, правильно я говорю, или нет.

- Я считаю, что береза – это дерево. (верно) (слайд 2)

- Я считаю, что крыжовник – это дерево. (не верно) (слайд 3)

- Я считаю, что подорожник – это куст. (не верно) (слайд 4)

Учитель: Молодцы, всё правильно ответили.

- Вы согласны, что эти растения сильно отличаются друг от друга по внешнему виду? (да)

- Как вы думаете, есть у них что-то общее? (да – части растения) (слайд 5)

- Назовите части растений (корень, стебель, листья, цветы, плоды).(слайд 6)

Задание: Соедините стрелочками правильные ответы: (слайд 7)

Корень

Стебель

Листья

Цветы и плоды

Вода и питательные вещества поступают во все части растения

Растения дышат

Растения размножаются

Растение получает питательные вещества

- Как вы думаете, растение может прожить без какой-нибудь части? (нет)

- А почему?

- Если вокруг плохая природа, мало воды и питательных веществ, что произойдет с растением?

- А мы сможем жить в загрязненной окружающей среде? (нет, заболеем)

Учитель: Послушайте стихотворение:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

- О чем это стихотворение? (отвечают)

- Названия каких растений вы услышали? (отвечают)

- Чем вы лечитесь, когда болеете? (Лекарствами)

- А чем можно лечиться еще, кроме таблеток и сиропов? (Лекарственными растениями).

Правильно, тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения». (слайд 8). Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какое незнакомое слово вы услышали? (микстура)

Словарная работа: Микстура - жидкое лекарство из смеси нескольких веществ. (слайд 9)

3. Изучение нового материала:

Рассказ учителя:

Использовать полезные свойства растений люди начали с древнейших времен. Они заметили, что некоторые растения помогают при болезнях. Настои, отвары, мази, приготовленные из этих растений, заживляли раны, улучшали самочувствие больных. Такие растения стали называть лекарственными.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. Наибольшее развитие лечения травами получило при российском императоре Петре I., при нем стали открываться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городе Астрахани. (слайд 10)

Сегодня мы с вами поговорим о тех лекарственных растениях, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи.

- Ребята, как вы думаете легко собирать лекарственные растения? (трудно)

- Почему?

Вот и нам с вами сегодня придется потрудиться, чтобы собрать букет лекарственных растений. Сейчас мы отправимся в путешествие в «Зелёную аптеку».

- Ребята, как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила для сбора лекарственных растений? (да)

Правильно, есть такие правила, давайте познакомимся с ними. Откройте ваши учебники на странице 75 «Правила сбора лекарственных растений».

Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.

Нельзя рвать все растения, часть их нужно оставлять в природе, чтобы лекарственные растения полностью не исчезли в этом месте.

Собирать их нужно так, чтобы не навредить другим растениям или животным.

Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных и железных дорог, в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.

Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь, умеешь отличать от других, похожих видов.

Сбор лекарственных растений необходимо проводить только в хорошую погоду.

Нельзя складывать в одну корзину одновременно несколько растений разного вида.

Большое количество лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются полезные для человека вещества.

(Учащиеся читают правила).

Физкультминутка: Игра «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

- Какие слова лишние, почему?

Хорошо, ребята, мы свами познакомились с правилами сбора лекарственных растений, теперь можно отправляться в путешествие. Чтобы нам легче было запомнить все лекарственные растения, я предлагаю вам заполнять таблицу:

(раздаются таблицы)

Лекарственное

растение

Какую часть используют

Лечебное

свойство

1.

   

2.

   

3.

   

4.

   

5.

   

6.

   

1. Чтобы собрать первое лекарственное растения вам нужно отгадать загадку:

Растет она вокруг, 
И враг она и друг,
Как копья, волоски, 
Покрыли все листки. 
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок 
На кожу - и смотри: 
Уже и волдыри! 
Но если дружишь с ней 
И кожа здоровей, 
И волосы густы, 
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад, 
Весной её едят (Крапива) (слайд 11)

Сообщение о крапиве: Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. Эту траву даже слепой узнает. Крапива укрепляет волосы. Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Крапива – содержит витамины, применяется при воспалениях, при заболеваниях крови, суставов, печени.

(Запись в таблицу)

 

2. Ребус (ромашка) (слайды 12-13)

Сообщение о ромашке: Ромашки — это маленькие солнышки. Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях - настоем цветов ромашки полоскают рот и горло при ангине.

(Запись в таблицу)

3. Морской бой: (зверобой) (слайды 14-15)

А1

В2

А4

В4

Б3

Г1

Б1

Г3

               
 

А

Б

В

Г

1

З

О

Д

Б

2

С

К

В

И

3

И

О

Н

Й

4

Е

Ю

Р

З

Сообщение о зверобое: Зверобой - это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка. 

(Запись в таблицу)

4. Переставьте слоги: ПО НИК РОЖ ДО (слайды 16-17)

Сообщение о подорожнике: Подорожник многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль.

(Запись в таблицу)

5. Отгадайте загадку: (малина) (слайд 18)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Сообщение о малине: Малина – это кустарник. Малина содержит в ягодах очень много витаминов. Её применяют для профилактики разных болезней. Всем известно полезное свойство малины при простудных заболеваниях понижать температуру. Ягоды останавливают кровотечение и выводят плохие вещества из организма. 

Малину добавляют в чай, такой чай рекомендуется пить во время простуды. Заваривать малину нужно не дольше трех минут и обязательно крутым кипятком, так как в теплой воде ягода потеряет больше полезных свойств.

(Запись в таблицу)

6. Какое дерево является символом нашей страны – России? (береза) (слайд 19)

Сообщение о березе: Береза – красивейшее дерево, символ российских просторов. В лечебных целях используется кора и почки, березовые листья, сок и смола. Березовый сок, собранный ранней весной, очень полезен: он обладает общеукрепляющим действием. Отвар из березовых почек - отхаркивающее, противоспалительное и противовирусное действие, а также используется для кровочищения. Березовые веники.

(Запись в таблицу)

Выводы:

- Молодцы ребята, я вижу вы собрали много лекарственных трав и знаете их лечебные свойства.

- Я думаю, что все это вам пригодиться, если вдруг вы заболеете. Но, лучше, не болейте.

Вы знаете, что большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение заставляет задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.

Помните:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветов,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

4. Первичное закрепление материала:

1. Задание на слайде Стоп-кадр. (слайд 20-25)

2. Ситуации:

- У мальчика Вани заболел ангиной, какое лекартсвенное растение может ему помочь? (ромашка лекартвенная)

- Маленькая девочка Таня играла на улице, забегалась и упала, разбила колено, какое лекарственное растение сможет ей помочь? (подорожник)

- Оля гуляла без шапки в холодную погоду и простудилась, какое лекарственное растение может ей помочь? (малина)

3. Фронтальный опрос:

- А какие лекарственные растения растут у вас в огороде?

- У нас на школьном огороде?

5. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Объявление оценок за урок.

Рефлексия: Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

-  «Я узнал…»

-  «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»

6. Домашнее задание:

Прочитать текст учебника на стр. 73-35.

Заполнить таблицу до конца.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует презентация.

13 February 2016