Занятие «Тропические растения. Ананас. Лекарственные свойства» (5–8 класс)
Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ. АНАНАС. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
СВОЙСТВА.
АВТОР: ПАНЕНКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА,
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МБУ ДО "СТАНЦИЯ
ЮННАТОВ"
2019 ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я хочу, чтобы мои учащиеся выросли с мыслью, что работать и одновременно получать удовольствие - возможно.
Была поставлена цель - взаимодействие учащихся во время обучения, поэтому был избран инновационный метод - заседание "научного общества".
Следом пришла идея выразить знания об ананасе, как тропическом, лекарственном растении, с профессиональной позиции каждого учащегося, с дополнением ответа предыдущего. Эта идея должна была придать определённый эффект занятию.
Предполагаемая работа по парам синквейна позволяла учащимся во время игры чему - то научиться - повысить уровень своих умений, находиться в обществе с другими детьми, быть изобретательными, получше усвоить полученные знания.
АННОТАЦИЯ
В ходе заседания"научного общества" учащимся пришлось принять новое правило: "Лучше иметь дольку ананаса, чем целый ананас"...
Каждый из учащихся в ходе заседания имел свою научную точку зрения согласно профессиональной позиции - доктора биологических наук, учёного, биолога, эксперта, фруктолога, дегустатора, врача, диетолога, кулинара, косметолога. В свою очередь научная точка зрения каждого дополняла ответ последующего профессионала. Таким образом, при тесном взаимодействии учащихся друг с другом, пополнялись знания каждого из присутствующих. Это помогло сделать занятие приятным.
Работа по парам в синквейне была очень проста и интересна, она была одновременно как подведением итогов работы заседания"научного общества", так и проверкой усвоенных знаний учащимися.
Любая работа должна обеспечивать существенное вознаграждение. Многие вознаграждения несут с собой удовлетворение и положительные эмоции. Это должно быть приятно! И угощение кольцами ананаса, их дегустация, как вознаграждение, было прямо пропорционально приложенным усилиям учащихся.
Занятие объединения "Исцеляющий сад": Тропические растения. Ананас. Лекарственные свойства.
Форма: занятие объединения - заседание "научного общества".
Методы:презентационный(ИКТ),инновационный,наглядно
-иллюстрационный, практический, творческий, словесный,
рефлексия.
Цели: учить биологическим и лекарственным свойствам ананаса; развивать
творческие и речевые способности, умения и навыки, образное
мышление; воспитывать коллективизм.
Наглядные пособия и компьютер "Ноутбук", удлинитель, указка, ребус,
иллюстрации ананаса, листовка "Ананас"
оборудование: листы бумаги, карандаши, стирашки, карта мира,
эмблемы участников "научного общества", презентация
"Тропические растения. Ананас. Лекарственные свойства,"
ананас - плод.
Литература: 1. Бруннек Н.И. Фруктовая кулинария - М., Экономика,1993.
2. Воронцов В.В. Целительные комнатные растения - М.,
Фитон, 2004.
3. Кузнецова Т.Н. Субтропики на подоконнике: лимон, гранат,
ананас... - Н.Н., Мир, 2008.
4.Опашнюк И.О. Фруктовый рай на подоконнике - С.-П.,
Толока, 2008.
Ход занятия:
I. 1. Слово руководителя: Сегодня мы проводим заседание "научного общества" нашего объединения "Исцеляющий сад" на тему: "Тропические растения. Ананас. Лекарственные свойства." На нашем заседании присутствуют: доктор биологических наук, учёный, эксперт, фруктолог, диетолог, биолог, кулинар, дегустатор, врач, косметолог. Предоставляем слово доктору биологических наук, которая продемонстрирует вам свой презентационный материал: "Тропические растения. Ананас. Лекарственные свойства."
II. 2. Демонстрация ИКТ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "АНАНАС. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА"
PPTX / 3.56 Мб
3. Руководитель: Спасибо доктору биологических наук, послушаем теперь учёного.
4. Учёный: Ананас - многолетнее травянистое растение, образующее розетку длинных заострённых жёстких листьев, зачастую по краям усыпанных весьма острыми колючками. Поэтому в руки их надо брать осторожно, чтобы не повредить кожу рук. Зрелые ананасы - золотисто - или
оранжево - жёлтые, в зависимости от сорта, ароматные, обладают высокой питательной ценностью. На плантациях урожай получают через 1,5 - 2,5 года после посадки. Средняя урожайность - на уровне 500 ц с гектара. Но это на Кубе, а как быть нам? Купленные зимой соплодия чаще всего какое - то время были на холоде, и их промороженные хохолки не годятся для укоренения. Поэтому лучше всего для посадки покупать ананас в конце лета или начале осени, когда на рынке появляются плоды нового урожая. При покупке ананаса с этой целью обращайте внимание не столько на качество соплодия, сколько на состояние хохолка. Выбирайте его с неповреждённым центром, сочными зелёными внутренними листьями.
5. Руководитель: А что нам скажет по поводу посадки ананаса биолог? Давайте послушаем.
6. Биолог: Однажды мы с сестрой купили в супермаркете ананас. Он оказался с семенами - штук 15. Их мы и решили прорастить. Взяли две крышечки из - под йогурта. По их размеру вырезали два куска белой ткани. В одну крышечку положили влажный кусочек ткани, потом - семена, сверху снова влажную ткань и накрыли второй крышечкой. Пользоваться крышечками удобно, так как при установке одной на другую между ними остаётся пространство высотой около 5 мм.
Этот "многослойный пирог" мы поместили в полиэтиленовый пакет и подвесили возле батареи. Каждый день пакет открывали, чтобы проветрить семена и прополоскать ткань. Примерно через месяц 5 семян проросли: сначала появились еле заметные ростки, а через пару дней они раздвоились и стали похожи на "рыбьи хвостики".
Мы сразу же посадили растеньица в почву, слегка присыпав рыхлой кислой землёй. Главная трудность - различить, где у "рыбьего хвостика" корешок. Чтобы не ошибиться, лучше рассмотреть семечко через лупу.
Ананас, который мы вырастили, был очень вкусный и сочный, и даже сердцевина не была деревянистой. Наверное, нам повезло!
7. Руководитель: Спасибо биологу, что же скажет в ответ эксперт?
8. Эксперт: Несомненно вам повезло, так как вы дождались при выращивании полной зрелости ананаса. Мякоть у зрелых плодов белой или светло -жёлтой окраски, имеет специфический аромат и кисло -сладкий вкус. В мякоти ананаса в среднем содержится 11,8% сахаров (фруктоза, глюкоза, сахароза), 0,4% органических кислот, в основном лимонной и винной. Ананас богат веществами, которые помогают избежать витаминной недостаточности. Мякоть плодов богата минеральными веществами - калием (до 320 мг%), железом, медью, цинком, кальцием, магнием, марганцем, йодом. Всё это делает ананас великолепным источником полезных веществ в питании современного человека.
9. Руководитель: Ребята, очень хочет выступить фруктолог. Внимание!
10. Фруктолог: Плоды ананаса использовались в народной медицине для лечения ряда заболеваний. Полоскание ананасовым соком - традиционный способ лечения воспаления горла, а употребление мякоти издавна считалось лекарством от катара верхних дыхательных путей, артрита, бронхита и нарушений пищеварения.
Употребление ананасов снижает риск развития некоторых опасных заболеваний сердечно - сосудистой системы, таких как, инфаркт миокарда, инсульт, тромбоз сосудов.
Нижняя часть ананаса обычно слаще верхней, так как сахар там скапливается. Нужно поставить плод вверх дном на ночь - и сахар распределится по всей мякоти.
11. Руководитель: А что нам добавит дегустатор?
12. Дегустатор: Благодаря бромелину, который содержится в ананасе, улучшается усвоение организмом белковых веществ. Установлено, что он стимулирует выделение соляной кислоты, пищеварительных ферментов. Обильную трапезу можно запивать ананасовым соком или заедать ломтиком спелого свежего ананаса. Это предотвратит чувство тяжести в желудке и поможет быстрее усвоить белковую пищу.
Бромелин расщепляет раковые клетки.
Процесс консервирования ананасов мало влияет на содержание витамина С, но разрушает бромелин. Консервированный в собственном соку (предпочтительнее, чем в сахарном сиропе), ананас содержит лишь немного больше калорий, чем то же количество свежих фруктов.
13. Руководитель: Послушаем мнение врача.
14. Врач: Благодаря комплексу биологически активных веществ ананас обладает удивительными целебными свойствами: стимулирует пищеварение, санирует кишечник, снижает вязкость крови, понижает кровяное давление, предупреждает развитие атеросклероза.
Ананасами не следует злоупотреблять, так как органические кислоты, содержащиеся в мякоти, негативно влияют на эмаль зубов и слизистую оболочку рта. После употребления необходимо ополоснуть рот водой.
15. Руководитель: Что же нам подскажет диетолог?
16. Диетолог: Ананас также повышает содержание в крови серотонина, что притупляет чувство голода и делает его незаменимым продуктом на столе всех желающих похудеть, и особенно, борющихся с ожирением. Рекомендую устраивать разгрузочные дни, раз в неделю, во время которой можно позволить себе только килограмм ананаса. Его нужно разделить на 4 порции и съесть в течение дня, при этом больше ничего не употребляя в пищу. Такая "разовая" диета помогает не только избавиться от одного лишнего килограмма веса, но и очистить организм от шлаков, а также укрепить иммунитет.
17. Руководитель: Слово предоставляем кулинару.
18. Кулинар: Сам вид ананаса ассоциировался с кочаном капусты, который также рубили и квасили. Так, известный своим утончённым вкусом, граф Пётр Завадовский велел квасить и заготавливать в кадушках "заморские плоды", а затем варить из них кислые щи и борщ. А вот граф Александр Строганов подавал тушёные ананасы в качестве гарнира к мясу или птице, а называл их некоролевским словом "солянка".
19. Руководитель: А сейчас сообщение косметолога.
20. Косметолог: В косметических средствах ананас стал использоваться всё чаще. В кремах или тониках для лица он предотвращает образование лицевого жира, а также обладает антибактериальными свойствами. Жирную кожу можно каждый вечер протирать мякотью ананаса, результат будет заметен быстро. С помощью ананаса легко удалить мозоль. На ночь нужно приложить мякоть этого фрукта к мозоли, а утром, распарив кожу в горячей воде, мозоль легко удалится.
21. Руководитель: Спасибо скажем косметологу. А теперь синквейн - творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн - не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам.
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна. А тема у нас - ананас.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль нашего заседания "научного общества".
3 строка - три глагола, описывающих действия в рамках темы - ананас.
4 строка - фраза, несущая определённый смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом - ананас).
Составлять синквейн очень просто и интересно. Давайте включим в действие своё образное мышление и попробуем в паре создать синквейн.
III. Творческая работа - синквейн: работа по парам. Подведение итогов работы. Рефлексия. Награждение лучших работ. Дегустация ананаса.