12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1633
Высшее образование. Педагогический стаж 22 года. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 года. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная  школа №7 г. Приволжска

ВОДА.RU

разработка урока природоведения

5 класс

Цель: сформировать представление у учащихся о воде.

Задачи:

    Систематизировать представления учащихся о воде как веществе и о свойствах воды

    Обобщить знания учащихся о значении воды для жизни на Земле

Планируемые результаты

Предметные

    Выяснить местонахождение воды в природе

    Характеризовать воду как вещество

    Изучить свойства воды, состояния воды

Метапредметные:

    Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить

    Исследовать свойства воды

    Работать с текстом в паре

Задачи по формированию метапредметных универсальных учебных действий:

Коммуникативные:

    формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, высказывать свою точку зрения,

    уметь планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий.

Регулятивные:

    развивать навыки самооценки,

    применять эффективные способы решения познавательных задач,

    регулировать совместные действия участниками группы

Личностные:

    развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

    развивать самостоятельность;

    формировать осознанную мотивацию к выполнению заданий

    духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе

Межпредметные связи: биология, география, химия, информатика

Занятие: мини-проект

Методы: проблемная беседа, «Мозговой штурм», парная исследовательская работа, проектная деятельность

Тип занятия: изучение нового материала, урок с элементами исследовательской технологии.

Оборудование: карточки для заданий. Фотографии и рисунки природы лесов, лугов и пустынь. Презентация учителя (при необходимости)

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада видеть вас сегодня на занятии кружка «Природа вокруг нас».

Посмотрите за окно – замечательная погода. Светит солнышко. Давайте возьмем это солнечное настроение на сегодняшнее занятие. Нарисуем солнышко в воздухе, подержим его в руках и улыбнемся.

2.Актуализация знаний

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии (на слайде изображены фотографии природы)

- Что вы видите? (Ответы детей - наша планета, луга, водопады, природа, радуга)

- А сейчас (фотографии безжизненной пустыни, растрескавшейся земли) – это тоже наша планета. Что не так? Что случилось? Чего не хватает на этих фотографиях? (Не хватает жизни, потому что нет воды)

- Что такое вода? Где она находится? В каком состоянии она бывает и какими свойствами обладает? Зачем она нужна нам т всем живым организмам?

- Можете ли вы сейчас ответить на все эти вопросы? (Нет, не на все, затрудняемся с ответом)

- А если мы чего-то не знаем, где мы можем взять нужную для нас информацию? (посмотреть книги и энциклопедии, спросить у родителей и учителей, самим узнать из наблюдений в природе, найти в интернете)

Конечно, очень многие ребята находят сейчас нужную информацию в интернете. Используя интернет, можно не только что-то узнать, но и другим рассказать о чем-то интересном, поделиться своими знаниями.

Представьте, что нам с вами дали задание – составить проект сайта о воде, в котором была бы вся интересующая нас информация. И сегодня наше 1 заседание по этому поводу. Но пока вы не очень сильны в информационных технологиях и создать свой сайт еще не сможете, мы с вами сделаем макет сайта на доске. Может быть придет время и вы через несколько лет создадите этот настоящий сайт в интернете.

Создание названия и рубрик сайта

- Как мы можем с вами назвать свой сайт? Просто, емко и чтобы всем было понятно, о чем он? (ответы детей: Вода в природе, все о воде, вода). Молодцы, хорошо! Давай так и назовем наш сайт – Вода.ру. (На доске из заготовок монтируется страничка сайта)

Создание сайта, ребята, начинается с выбора рубрик, разделов, тем на которые нужно поместить необходимую информацию.

- Какую информацию мы можем с вами поместить на этот сайт? (Ответы учеников) Вот незадача, пока я готовилась к уроку все карточки у меня перепутались, помогите найти нужные для того, чтобы создать навигатор по нашему сайту.

Организуется работа в парах с карточками (Приложение 1). Далее ребята выходят и с помощью магнитов сами размещают карточки на доску, потом мы проверяем правильность выполнения задания.

3. Изучение нового материала – заполнение рубрик сайта

Рубрика «Состояния воды» (рассказ)

Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и  минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь на Земле невозможна.

Знаете ли вы, что вода – единственное на Земле вещество, которое может быть в 3 агрегатных состояниях – в виде жидкости, пара и льда.

- При каких условиях вода превращается в лед? А в пар? Где мы можем встретить воду в таком состоянии в природе?

Рубрика «Вода в природе» (беседа, загадки)

Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы с вами можем встретить воду в природе?

Загадки

Бегу я как по лесенке, по камушкам, звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. (Река)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – в нем все отражается…

Как зеркало это, друзья, называется? (Озеро)

Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

- Есть ли еще варианты? (ледники, мерзлота, океан, море).

– А где еще находится вода? Затрудняетесь с ответом? Тогда предлагаю вам побыть в роли ученых и получить необходимую нам информацию с помощью исследований.

Исследовательская деятельность (Работа в парах / группах)

На столах вы видите оборудование, продукты и карточки с заданиями (Приложение 2). Прочитайте внимательно инструкцию, выполните ее, заполните карточку и подготовьтесь к ответу. Вам 5 минут на работу.

Далее обсуждение результатов исследования

Ребята выходят перед классом и рассказывают о том, что они делали и к каким выводам пришли. Класс помогает с ответом, если необходимо.

Выводы по результатам работы в группах:

1 группа: в состав семян входит вода, необходимая для их прорастания.

2 группа: на бумаге появилось мокрое пятно, значит, в яблоке находится вода (сок)

3 группа: на бумаге появилось мокрое пятно, значит, в картошке находится вода (сок)

4 группа: под языком набирается слюна, значит, в нашем организме тоже есть вода

- Какой же вывод мы делаем, исходя их этих опытов?

Вода входит в состав всех живых организмов. Поэтому если ее нет, организм погибает.

Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наш мозг состоит из нее на 90%, а кровь – на 95 %. Без воды не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

Рубрика «Свойства воды»

Выводы по результатам работы в группах:

5 группа: вода без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачна

6 группа: вода может растворять некоторые вещества. Значит она - растворитель.

Вода – растворитель. Она растворяет в себе как необходимые для жизни вещества, так и вредные.

    Вспомните вкус лимонного сока. Какой он? Почему? (витамин С)

    Каким вкусом обладает пот и слезы? Почему? (соленые, в них вредные вещества)

Вода обладает еще одним удивительным свойством. О нем расскажут ребята из 7 группы.

Вывод по результатам работы в группе 7:

Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы. Спасает нас от перегревания.

4. Закрепление.

Заполняем странички сайта. Ребята отвечают на вопросы и крепят фотографии и карточки со словами в соответствующие рубрики (Приложение 4)

    Итак, где же в природе мы можем увидеть воду? (прикрепляем карточки на доску)

    В каком состоянии может находиться вода?

    Какими свойствами она обладает?

Молодцы! Очень хорошо получилось.

Вода играет очень большую роль на нашей планете. А какую, вы узнаете, правильно отгадав кроссворд.


1.Одно из состояний воды (жидкость)

2. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней)

3. Одно из состояний воды (газ)

4. Огромная волна, возникающая в результате подводных землетрясений (цунами)

5. Шумит он в поле и саду, а в дом не попадет.

И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь)

(Работа в парах, потом в четверках - взаимопроверка) Ключевое слово – жизнь.

Действительно, вода входит в состав организмов, растворяет полезные вещества и выводит из организма ненужные и вредные, поддерживает красоту на планету – ведь без воды мы бы не увидели ни радуги, ни зелени растений, ни услышали бы пения птиц.

5. Рефлексия.

Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. У вас на столах лежат карточки «Продолжи фразу» (Приложение 3), прочитайте предложения выберите 1 фразу и продолжите ее. Устно или письменно, как вам захочется

6. Домашнее задание.

На следующем занятии мы продолжим с вами говорить о воде, разберем другие рубрики нашего сайта. А для этого необходимо выполнить следующие задания

    Понаблюдайте, много ли воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли ее сэкономить и как?

    Выполнить рисунок «Запрещающие знаки по охране воды»

Спасибо большое за работу! Все молодцы!

Список используемой литературы

1.Лысаков В.Г. 1000 загадок обо всем. – М.: АСТ, 2009. – 318, [2] с.: ил.

2.Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса./ Под ред. Проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Графф, 2001 – 240 с.: ил.

Приложение 1

Рубрики сайта

1 группа

2 группа

3 группа

Вода в природе

Свойства воды

Вода и живые организмы

Состав почвы

Значение воды

Загрязнение воздуха

Состояния воды

Состав воздуха

Значение почвы

4 группа

5 группа

6 группа

Вода и человек

Загрязнение воды

Охрана воды

Горные породы

Строение Земли

Виды почв

Виды воды

Звезды

Планеты

7 группа

Загадки воды

Полезные ископаемые

Фотографии

Приложение 2

Задания для групп

Группа №1.

Немного сухих семян нагрейте в пробирке над пламенем горелки.

Будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности!

Что появляется на стенках пробирки? Почему? Для чего в семени нужна вода?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №2

Кусочек яблока положи между двумя листочками салфетки и слегка прижми. Что наблюдается?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №3

Кусочек картофеля положи между двумя листочками салфетки и слегка прижми. Что наблюдается?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №4

Посиди спокойно, не разговаривая, и проверь, будет ли под языком набегать слюна?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №5

Перед тобой в стакане находится вода. Определи ее цвет. Попробуй и определи вкус. Понюхай и определи запах. Посмотри сквозь стакан на окружающие предметы, прозрачна ли она?

Вывод:

1) ЦВЕТ_______________________________________________________

2) ВКУС_______________________________________________________

3)ЗАПАХ_______________________________________________________

4) ПРОЗРАЧНОСТЬ______________________________________________

Группа №6

Перед тобой в 2 стаканах находится вода. В 1 стакан положи немного сахара, в другой –толченого мела и размешай. Что ты наблюдаешь?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №7

Одну ладонь оставь сухой, другую протри влажной салфеткой. Что ты ощущаешь? Подумай и ответь, какое значение имеет это явление для живых организмов?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Приложение 3

Рефлексия

Продолжи фразу

    Занятие понравилось, потому что…

    На занятии я понял, что…

    Мне было интересно узнать…

    Мне было скучно, потому что…

    Я бы хотел еще узнать…

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (1)

Марина Александровна Акопян, 08.02.16 в 19:00 1 Ответить Пожаловаться
Хороший урок. Выдержана структура урока. Хорошо спланированы этапы. Содержание учебного материала соответствует заявленной теме. Соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Задания активизируют мыслительную деятельность, некоторые формы работы направлены на развитие творческого мышления. В конспекте урока видно применение технических средств обучения, но к сожалению они не видны.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.