разработка урока природоведения 5 класс «Вода»

5
0
Материал опубликован 3 February 2016 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная  школа №7 г. Приволжска

ВОДА.RU

разработка урока природоведения

5 класс

Цель: сформировать представление у учащихся о воде.

Задачи:

    Систематизировать представления учащихся о воде как веществе и о свойствах воды

    Обобщить знания учащихся о значении воды для жизни на Земле

Планируемые результаты

Предметные

    Выяснить местонахождение воды в природе

    Характеризовать воду как вещество

    Изучить свойства воды, состояния воды

Метапредметные:

    Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить

    Исследовать свойства воды

    Работать с текстом в паре

Задачи по формированию метапредметных универсальных учебных действий:

Коммуникативные:

    формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, высказывать свою точку зрения,

    уметь планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий.

Регулятивные:

    развивать навыки самооценки,

    применять эффективные способы решения познавательных задач,

    регулировать совместные действия участниками группы

Личностные:

    развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

    развивать самостоятельность;

    формировать осознанную мотивацию к выполнению заданий

    духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе

Межпредметные связи: биология, география, химия, информатика

Занятие: мини-проект

Методы: проблемная беседа, «Мозговой штурм», парная исследовательская работа, проектная деятельность

Тип занятия: изучение нового материала, урок с элементами исследовательской технологии.

Оборудование: карточки для заданий. Фотографии и рисунки природы лесов, лугов и пустынь. Презентация учителя (при необходимости)

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада видеть вас сегодня на занятии кружка «Природа вокруг нас».

Посмотрите за окно – замечательная погода. Светит солнышко. Давайте возьмем это солнечное настроение на сегодняшнее занятие. Нарисуем солнышко в воздухе, подержим его в руках и улыбнемся.

2.Актуализация знаний

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии (на слайде изображены фотографии природы)

- Что вы видите? (Ответы детей - наша планета, луга, водопады, природа, радуга)

- А сейчас (фотографии безжизненной пустыни, растрескавшейся земли) – это тоже наша планета. Что не так? Что случилось? Чего не хватает на этих фотографиях? (Не хватает жизни, потому что нет воды)

- Что такое вода? Где она находится? В каком состоянии она бывает и какими свойствами обладает? Зачем она нужна нам т всем живым организмам?

- Можете ли вы сейчас ответить на все эти вопросы? (Нет, не на все, затрудняемся с ответом)

- А если мы чего-то не знаем, где мы можем взять нужную для нас информацию? (посмотреть книги и энциклопедии, спросить у родителей и учителей, самим узнать из наблюдений в природе, найти в интернете)

Конечно, очень многие ребята находят сейчас нужную информацию в интернете. Используя интернет, можно не только что-то узнать, но и другим рассказать о чем-то интересном, поделиться своими знаниями.

Представьте, что нам с вами дали задание – составить проект сайта о воде, в котором была бы вся интересующая нас информация. И сегодня наше 1 заседание по этому поводу. Но пока вы не очень сильны в информационных технологиях и создать свой сайт еще не сможете, мы с вами сделаем макет сайта на доске. Может быть придет время и вы через несколько лет создадите этот настоящий сайт в интернете.

Создание названия и рубрик сайта

- Как мы можем с вами назвать свой сайт? Просто, емко и чтобы всем было понятно, о чем он? (ответы детей: Вода в природе, все о воде, вода). Молодцы, хорошо! Давай так и назовем наш сайт – Вода.ру. (На доске из заготовок монтируется страничка сайта)

Создание сайта, ребята, начинается с выбора рубрик, разделов, тем на которые нужно поместить необходимую информацию.

- Какую информацию мы можем с вами поместить на этот сайт? (Ответы учеников) Вот незадача, пока я готовилась к уроку все карточки у меня перепутались, помогите найти нужные для того, чтобы создать навигатор по нашему сайту.

Организуется работа в парах с карточками (Приложение 1). Далее ребята выходят и с помощью магнитов сами размещают карточки на доску, потом мы проверяем правильность выполнения задания.

3. Изучение нового материала – заполнение рубрик сайта

Рубрика «Состояния воды» (рассказ)

Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и  минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь на Земле невозможна.

Знаете ли вы, что вода – единственное на Земле вещество, которое может быть в 3 агрегатных состояниях – в виде жидкости, пара и льда.

- При каких условиях вода превращается в лед? А в пар? Где мы можем встретить воду в таком состоянии в природе?

Рубрика «Вода в природе» (беседа, загадки)

Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы с вами можем встретить воду в природе?

Загадки

Бегу я как по лесенке, по камушкам, звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. (Река)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – в нем все отражается…

Как зеркало это, друзья, называется? (Озеро)

Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

- Есть ли еще варианты? (ледники, мерзлота, океан, море).

– А где еще находится вода? Затрудняетесь с ответом? Тогда предлагаю вам побыть в роли ученых и получить необходимую нам информацию с помощью исследований.

Исследовательская деятельность (Работа в парах / группах)

На столах вы видите оборудование, продукты и карточки с заданиями (Приложение 2). Прочитайте внимательно инструкцию, выполните ее, заполните карточку и подготовьтесь к ответу. Вам 5 минут на работу.

Далее обсуждение результатов исследования

Ребята выходят перед классом и рассказывают о том, что они делали и к каким выводам пришли. Класс помогает с ответом, если необходимо.

Выводы по результатам работы в группах:

1 группа: в состав семян входит вода, необходимая для их прорастания.

2 группа: на бумаге появилось мокрое пятно, значит, в яблоке находится вода (сок)

3 группа: на бумаге появилось мокрое пятно, значит, в картошке находится вода (сок)

4 группа: под языком набирается слюна, значит, в нашем организме тоже есть вода

- Какой же вывод мы делаем, исходя их этих опытов?

Вода входит в состав всех живых организмов. Поэтому если ее нет, организм погибает.

Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наш мозг состоит из нее на 90%, а кровь – на 95 %. Без воды не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

Рубрика «Свойства воды»

Выводы по результатам работы в группах:

5 группа: вода без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачна

6 группа: вода может растворять некоторые вещества. Значит она - растворитель.

Вода – растворитель. Она растворяет в себе как необходимые для жизни вещества, так и вредные.

    Вспомните вкус лимонного сока. Какой он? Почему? (витамин С)

    Каким вкусом обладает пот и слезы? Почему? (соленые, в них вредные вещества)

Вода обладает еще одним удивительным свойством. О нем расскажут ребята из 7 группы.

Вывод по результатам работы в группе 7:

Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы. Спасает нас от перегревания.

4. Закрепление.

Заполняем странички сайта. Ребята отвечают на вопросы и крепят фотографии и карточки со словами в соответствующие рубрики (Приложение 4)

    Итак, где же в природе мы можем увидеть воду? (прикрепляем карточки на доску)

    В каком состоянии может находиться вода?

    Какими свойствами она обладает?

Молодцы! Очень хорошо получилось.

Вода играет очень большую роль на нашей планете. А какую, вы узнаете, правильно отгадав кроссворд.


1.Одно из состояний воды (жидкость)

2. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней)

3. Одно из состояний воды (газ)

4. Огромная волна, возникающая в результате подводных землетрясений (цунами)

5. Шумит он в поле и саду, а в дом не попадет.

И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь)

(Работа в парах, потом в четверках - взаимопроверка) Ключевое слово – жизнь.

Действительно, вода входит в состав организмов, растворяет полезные вещества и выводит из организма ненужные и вредные, поддерживает красоту на планету – ведь без воды мы бы не увидели ни радуги, ни зелени растений, ни услышали бы пения птиц.

5. Рефлексия.

Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. У вас на столах лежат карточки «Продолжи фразу» (Приложение 3), прочитайте предложения выберите 1 фразу и продолжите ее. Устно или письменно, как вам захочется

6. Домашнее задание.

На следующем занятии мы продолжим с вами говорить о воде, разберем другие рубрики нашего сайта. А для этого необходимо выполнить следующие задания

    Понаблюдайте, много ли воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли ее сэкономить и как?

    Выполнить рисунок «Запрещающие знаки по охране воды»

Спасибо большое за работу! Все молодцы!

Список используемой литературы

1.Лысаков В.Г. 1000 загадок обо всем. – М.: АСТ, 2009. – 318, [2] с.: ил.

2.Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса./ Под ред. Проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Графф, 2001 – 240 с.: ил.

Приложение 1

Рубрики сайта

1 группа

2 группа

3 группа

Вода в природе

Свойства воды

Вода и живые организмы

Состав почвы

Значение воды

Загрязнение воздуха

Состояния воды

Состав воздуха

Значение почвы

4 группа

5 группа

6 группа

Вода и человек

Загрязнение воды

Охрана воды

Горные породы

Строение Земли

Виды почв

Виды воды

Звезды

Планеты

7 группа

Загадки воды

Полезные ископаемые

Фотографии

Приложение 2

Задания для групп

Группа №1.

Немного сухих семян нагрейте в пробирке над пламенем горелки.

Будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности!

Что появляется на стенках пробирки? Почему? Для чего в семени нужна вода?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №2

Кусочек яблока положи между двумя листочками салфетки и слегка прижми. Что наблюдается?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №3

Кусочек картофеля положи между двумя листочками салфетки и слегка прижми. Что наблюдается?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №4

Посиди спокойно, не разговаривая, и проверь, будет ли под языком набегать слюна?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №5

Перед тобой в стакане находится вода. Определи ее цвет. Попробуй и определи вкус. Понюхай и определи запах. Посмотри сквозь стакан на окружающие предметы, прозрачна ли она?

Вывод:

1) ЦВЕТ_______________________________________________________

2) ВКУС_______________________________________________________

3)ЗАПАХ_______________________________________________________

4) ПРОЗРАЧНОСТЬ______________________________________________

Группа №6

Перед тобой в 2 стаканах находится вода. В 1 стакан положи немного сахара, в другой –толченого мела и размешай. Что ты наблюдаешь?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Группа №7

Одну ладонь оставь сухой, другую протри влажной салфеткой. Что ты ощущаешь? Подумай и ответь, какое значение имеет это явление для живых организмов?

Что наблюдаю? _________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

Приложение 3

Рефлексия

Продолжи фразу

    Занятие понравилось, потому что…

    На занятии я понял, что…

    Мне было интересно узнать…

    Мне было скучно, потому что…

    Я бы хотел еще узнать…

Комментарии

Хороший урок. Выдержана структура урока. Хорошо спланированы этапы. Содержание учебного материала соответствует заявленной теме. Соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Задания активизируют мыслительную деятельность, некоторые формы работы направлены на развитие творческого мышления. В конспекте урока видно применение технических средств обучения, но к сожалению они не видны.

8 February 2016