разработка урока природоведения 5 класс «Вода»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная школа №7 г. Приволжска
ВОДА.RU
разработка урока природоведения
5 класс
Цель: сформировать представление у учащихся о воде.
Задачи:
Систематизировать представления учащихся о воде как веществе и о свойствах воды
Обобщить знания учащихся о значении воды для жизни на Земле
Планируемые результаты
Предметные
Выяснить местонахождение воды в природе
Характеризовать воду как вещество
Изучить свойства воды, состояния воды
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить
Исследовать свойства воды
Работать с текстом в паре
Задачи по формированию метапредметных универсальных учебных действий:
Коммуникативные:
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, высказывать свою точку зрения,
уметь планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий.
Регулятивные:
развивать навыки самооценки,
применять эффективные способы решения познавательных задач,
регулировать совместные действия участниками группы
Личностные:
развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
развивать самостоятельность;
формировать осознанную мотивацию к выполнению заданий
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе
Межпредметные связи: биология, география, химия, информатика
Занятие: мини-проект
Методы: проблемная беседа, «Мозговой штурм», парная исследовательская работа, проектная деятельность
Тип занятия: изучение нового материала, урок с элементами исследовательской технологии.
Оборудование: карточки для заданий. Фотографии и рисунки природы лесов, лугов и пустынь. Презентация учителя (при необходимости)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада видеть вас сегодня на занятии кружка «Природа вокруг нас».
Посмотрите за окно – замечательная погода. Светит солнышко. Давайте возьмем это солнечное настроение на сегодняшнее занятие. Нарисуем солнышко в воздухе, подержим его в руках и улыбнемся.
2.Актуализация знаний
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии (на слайде изображены фотографии природы)
- Что вы видите? (Ответы детей - наша планета, луга, водопады, природа, радуга)
- А сейчас (фотографии безжизненной пустыни, растрескавшейся земли) – это тоже наша планета. Что не так? Что случилось? Чего не хватает на этих фотографиях? (Не хватает жизни, потому что нет воды)
- Что такое вода? Где она находится? В каком состоянии она бывает и какими свойствами обладает? Зачем она нужна нам т всем живым организмам?
- Можете ли вы сейчас ответить на все эти вопросы? (Нет, не на все, затрудняемся с ответом)
- А если мы чего-то не знаем, где мы можем взять нужную для нас информацию? (посмотреть книги и энциклопедии, спросить у родителей и учителей, самим узнать из наблюдений в природе, найти в интернете)
Конечно, очень многие ребята находят сейчас нужную информацию в интернете. Используя интернет, можно не только что-то узнать, но и другим рассказать о чем-то интересном, поделиться своими знаниями.
Представьте, что нам с вами дали задание – составить проект сайта о воде, в котором была бы вся интересующая нас информация. И сегодня наше 1 заседание по этому поводу. Но пока вы не очень сильны в информационных технологиях и создать свой сайт еще не сможете, мы с вами сделаем макет сайта на доске. Может быть придет время и вы через несколько лет создадите этот настоящий сайт в интернете.
Создание названия и рубрик сайта
- Как мы можем с вами назвать свой сайт? Просто, емко и чтобы всем было понятно, о чем он? (ответы детей: Вода в природе, все о воде, вода). Молодцы, хорошо! Давай так и назовем наш сайт – Вода.ру. (На доске из заготовок монтируется страничка сайта)
Создание сайта, ребята, начинается с выбора рубрик, разделов, тем на которые нужно поместить необходимую информацию.
- Какую информацию мы можем с вами поместить на этот сайт? (Ответы учеников) Вот незадача, пока я готовилась к уроку все карточки у меня перепутались, помогите найти нужные для того, чтобы создать навигатор по нашему сайту.
Организуется работа в парах с карточками (Приложение 1). Далее ребята выходят и с помощью магнитов сами размещают карточки на доску, потом мы проверяем правильность выполнения задания.
3. Изучение нового материала – заполнение рубрик сайта
Рубрика «Состояния воды» (рассказ)
Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь на Земле невозможна.
Знаете ли вы, что вода – единственное на Земле вещество, которое может быть в 3 агрегатных состояниях – в виде жидкости, пара и льда.
- При каких условиях вода превращается в лед? А в пар? Где мы можем встретить воду в таком состоянии в природе?
Рубрика «Вода в природе» (беседа, загадки)
Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы с вами можем встретить воду в природе?
Загадки
Бегу я как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Река)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается…
Как зеркало это, друзья, называется? (Озеро)
Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)
- Есть ли еще варианты? (ледники, мерзлота, океан, море).
– А где еще находится вода? Затрудняетесь с ответом? Тогда предлагаю вам побыть в роли ученых и получить необходимую нам информацию с помощью исследований.
Исследовательская деятельность (Работа в парах / группах)
На столах вы видите оборудование, продукты и карточки с заданиями (Приложение 2). Прочитайте внимательно инструкцию, выполните ее, заполните карточку и подготовьтесь к ответу. Вам 5 минут на работу.
Далее обсуждение результатов исследования
Ребята выходят перед классом и рассказывают о том, что они делали и к каким выводам пришли. Класс помогает с ответом, если необходимо.
Выводы по результатам работы в группах:
1 группа: в состав семян входит вода, необходимая для их прорастания.
2 группа: на бумаге появилось мокрое пятно, значит, в яблоке находится вода (сок)
3 группа: на бумаге появилось мокрое пятно, значит, в картошке находится вода (сок)
4 группа: под языком набирается слюна, значит, в нашем организме тоже есть вода
- Какой же вывод мы делаем, исходя их этих опытов?
Вода входит в состав всех живых организмов. Поэтому если ее нет, организм погибает.
Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наш мозг состоит из нее на 90%, а кровь – на 95 %. Без воды не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы.
Рубрика «Свойства воды»
Выводы по результатам работы в группах:
5 группа: вода без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачна
6 группа: вода может растворять некоторые вещества. Значит она - растворитель.
Вода – растворитель. Она растворяет в себе как необходимые для жизни вещества, так и вредные.
Вспомните вкус лимонного сока. Какой он? Почему? (витамин С)
Каким вкусом обладает пот и слезы? Почему? (соленые, в них вредные вещества)
Вода обладает еще одним удивительным свойством. О нем расскажут ребята из 7 группы.
Вывод по результатам работы в группе 7:
Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы. Спасает нас от перегревания.
4. Закрепление.
Заполняем странички сайта. Ребята отвечают на вопросы и крепят фотографии и карточки со словами в соответствующие рубрики (Приложение 4)
Итак, где же в природе мы можем увидеть воду? (прикрепляем карточки на доску)
В каком состоянии может находиться вода?
Какими свойствами она обладает?
Молодцы! Очень хорошо получилось.
Вода играет очень большую роль на нашей планете. А какую, вы узнаете, правильно отгадав кроссворд.
1.Одно из состояний воды (жидкость)
2. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней)
3. Одно из состояний воды (газ)
4. Огромная волна, возникающая в результате подводных землетрясений (цунами)
5. Шумит он в поле и саду, а в дом не попадет.
И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь)
(Работа в парах, потом в четверках - взаимопроверка) Ключевое слово – жизнь.
Действительно, вода входит в состав организмов, растворяет полезные вещества и выводит из организма ненужные и вредные, поддерживает красоту на планету – ведь без воды мы бы не увидели ни радуги, ни зелени растений, ни услышали бы пения птиц.
5. Рефлексия.
Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. У вас на столах лежат карточки «Продолжи фразу» (Приложение 3), прочитайте предложения выберите 1 фразу и продолжите ее. Устно или письменно, как вам захочется
6. Домашнее задание.
На следующем занятии мы продолжим с вами говорить о воде, разберем другие рубрики нашего сайта. А для этого необходимо выполнить следующие задания
Понаблюдайте, много ли воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли ее сэкономить и как?
Выполнить рисунок «Запрещающие знаки по охране воды»
Спасибо большое за работу! Все молодцы!
Список используемой литературы
1.Лысаков В.Г. 1000 загадок обо всем. – М.: АСТ, 2009. – 318, [2] с.: ил.
2.Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса./ Под ред. Проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Графф, 2001 – 240 с.: ил.
Приложение 1
Рубрики сайта
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Вода в природе | Свойства воды | Вода и живые организмы |
Состав почвы | Значение воды | Загрязнение воздуха |
Состояния воды | Состав воздуха | Значение почвы |
4 группа | 5 группа | 6 группа |
Вода и человек | Загрязнение воды | Охрана воды |
Горные породы | Строение Земли | Виды почв |
Виды воды | Звезды | Планеты |
7 группа | ||
Загадки воды | ||
Полезные ископаемые | ||
Фотографии |
Приложение 2
Задания для групп
Группа №1.
Немного сухих семян нагрейте в пробирке над пламенем горелки.
Будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности!
Что появляется на стенках пробирки? Почему? Для чего в семени нужна вода?
Что наблюдаю? _________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
Группа №2
Кусочек яблока положи между двумя листочками салфетки и слегка прижми. Что наблюдается?
Что наблюдаю? _________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
Группа №3
Кусочек картофеля положи между двумя листочками салфетки и слегка прижми. Что наблюдается?
Что наблюдаю? _________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
Группа №4
Посиди спокойно, не разговаривая, и проверь, будет ли под языком набегать слюна?
Что наблюдаю? _________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
Группа №5
Перед тобой в стакане находится вода. Определи ее цвет. Попробуй и определи вкус. Понюхай и определи запах. Посмотри сквозь стакан на окружающие предметы, прозрачна ли она?
Вывод:
1) ЦВЕТ_______________________________________________________
2) ВКУС_______________________________________________________
3)ЗАПАХ_______________________________________________________
4) ПРОЗРАЧНОСТЬ______________________________________________
Группа №6
Перед тобой в 2 стаканах находится вода. В 1 стакан положи немного сахара, в другой –толченого мела и размешай. Что ты наблюдаешь?
Что наблюдаю? _________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
Группа №7
Одну ладонь оставь сухой, другую протри влажной салфеткой. Что ты ощущаешь? Подумай и ответь, какое значение имеет это явление для живых организмов?
Что наблюдаю? _________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
Приложение 3
Рефлексия
Продолжи фразу
Занятие понравилось, потому что…
На занятии я понял, что…
Мне было интересно узнать…
Мне было скучно, потому что…
Я бы хотел еще узнать…
Марина Александровна Акопян