Урок биологии «Проклятое племя или грибы-паразиты» (5 класс)
Урок с презентациейRAR / 25.21 Мб
Предмет: «Биология»
Тема урока: «Проклятое племя или грибы-паразиты» в общей теме «Грибы»
Класс: 5
УМК: В.В. Пасечник
Автор:
Дьячкова Наталья Анатольевна,
учитель биологии,
высшей категории
МБОУ Верхнесоленовская СОШ,
Веселовский р-н, Ростовская область
х. Нижнесоленый
Введение
Разработка урока «Проклятое племя или грибы-паразиты», изучаемая в общей теме «Грибы».
Учащиеся в 5 классе только начинают изучать биологию, поэтому считаю очень важно мотивировать их на дальнейшее изучение биологии, пробудить в них интерес к познанию и исследованию природы. На каждом уроке необходимо показать ученикам, зачем мы изучаем ту или иную тему, чтобы она стала для них значимой, чтобы ребята понимали, где они на практике смогут применить эти знания и умения. И очень радует меня, как учителя, когда они понимают ценность этих знаний и через некоторое время сообщают, где они встретили такие живые организмы и как решили возникшую проблему или применили свои знания. При этом, дети очень гордятся, что знания, полученные в школе им, реально пригодились в жизни.
Изучаемая тема актуальна, так как учащиеся в своей жизни сталкиваются с грибами –паразитами и должны знать, какой вред причиняют эти грибы человеку, животным, растениям и как предотвратить этот вред или какими способами можно бороться с вредоносными грибами.
Тип урока - изучения нового материала, по методам – проблемный урок.
Методическая цель урока:
Развитие способностей, мышления учащихся, а также развитие творческих умений.
Усвоение знаний учащимися, добытых самостоятельно в результате частично-поисковой деятельности.
План урока:
Организационный момент.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
II. Этап актуализации и пробного учебного действия
III. Этап выявления места и причины затруднения
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения
V. Этап реализации построенного проекта
Физкультминутка
VI. Этап Практическая часть
VII. Этап осмысления и закрепления знаний
VIII. Информация о домашнем задании
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Технологии: информационно-коммуникативные, технология ситуативного обучения, здоровье сберегающие технологии.
Методы: частично-поисковый, создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстрационный.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Приемы управления познавательной деятельностью учащихся: «Удиви меня», «Отсроченная отгадка», «Корзина вопросов», «Прием семантизации», «Три уровня домашнего задания».
Технические средства обучения и раздаточные материалы:
мультимедийный комплекс; ноутбуки для учащихся;
рабочие тетради ученика, учебник Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 класс, М. – Дрофа, «Вертикаль»;
презентация к уроку, кейсы и маршрутные листы (4), плакаты с изображением грибов- паразитов, коллекция паразитических грибов, аптечный препарат «Гриб чага», натуральный объект (гриб трутовик Чешуйчатый).
Цель урока: создание условий для развития и саморазвития личности учащихся при активном усвоении новых знаний в рамках личностно-ориентированного обучения.
Задачи урока:
раскрыть особенности организации паразитических грибов;
раскрыть способы борьбы с грибами-паразитами;
развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;
формировать информационные компетенции учащихся при работе с Интернет-ресурсами ;
расширить методы подачи информации, применяя электронные средства обучения (ЭСО).
Урок сопровождается авторским мультимедийным приложением.
Дополнительные материалы для учащихся — кейсы и маршрутные листы.
Используемые ЭОР (авторские):
Интерактивное облако слов https://wordart.com/ralolnpf0zhf/%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D1%8B
викторина с выбором одного правильного ответа https://learningapps.org/watch?v=prbj2c0ak22
авторская презентация
Планируемые результаты обучения
Предметные:
В познавательной сфере
учащиеся имеют представление о грибах –паразитах и их роли в природе;
Ученик получит возможность научиться:
давать общую характеристику грибам-паразитам;
отличать их от других живых организмов;
объяснять их роль в природе.
Метапредметные:
Познавательные УУД
развивается умение анализировать текст и рисунки учебника, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, заполнять таблицу;
развивается умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям;
развивается умение структурировать материал, работать с различными источниками информации
Регулятивные УУД
развивается умение осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы;
развивается умение совместно планировать учебную деятельность, воспринимать информацию, обсуждать, осуществлять взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД
развивается умение сотрудничать в поиске и в выборе информации, умение слушать и вступать в диалог.
Личностные
формируется познавательный мотив на основе интереса, направленного на более глубокое изучение живой природы;
формируется умение оценивать собственный вклад в работу группы;
формируется экологическая культура;
формируется культура личной гигиены, профилактика грибковых заболеваний.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Мотивировать учащихся на усвоение учебного содержания и учебную деятельность. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. -Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке биологии! Ребята, на предыдущих уроках, мы отправились путешествовать по царству «Грибы». Узнали много нового и интересного о представителях этого загадочного царства: познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов; узнали о роли грибов природе, об использовании их человеком и животными и т.д. Это были такие грибы, как… (слайд 2-5) - Как вы думаете, все ли мы грибы изучили? | Приветствие учителя. Просмотр слайдов презентации. Отгадывают загадки, называют грибы, которые изучили, отвечают на вопросы. | Личностные УУД Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме . Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации и пробного учебного действия | Актуализация опорных знаний и способов действий | Фронтальный опрос: «Корзина вопросов» (Слайд 6) 1.Вспомните, какой тип питания существует у грибов? (Грибы – это гетеротрофные организмы, т.к. они питаются готовыми органическими веществами и не могут производить их самостоятельно.) 2. Что такое симбиоз? (Это взаимовыгодные отношения двух организмов). 3. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? (Микориза или грибокорень. Это симбиоз корня дерева и грибницы гриба) 4. Какие еще отношения бывают у грибов и других живых организмов? | Воспроизводят имеющиеся знания о грибах. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для оформления ответа. | Познавательные УУД. Уметь работать с понятийным аппаратом урока; | |||||||||||||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | - Полезными или вредными организмами для человека являются грибы? Задание. Прочитайте рассказ Л.П. Кудрявцевой-Молодчиковой. (Слайд 8-9) (Приложение 1.) -Ответьте на вопрос: как называется такое взаимодействие двух организмов? (Возникновение затруднений при ответе). Учитель: это паразитизм. - Кто из двух животных, о которых идёт речь, является паразитом? (ответы учащихся). Метод АМО «Удиви меня»: Знаете ли вы что… - Известно свыше 10 тыс. грибов этой группы. На растениях паразитируют около 10 тысяч видов грибов, на животных и человеке – около 300 видов. Одни из них поселяются на поверхности, другие – в теле своего хозяина, часто вызывая тяжёлые заболевания. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Как вы думаете, могут эту болезнь вызывать грибы? На этот вопрос постараемся ответить в конце урока. (Используется прием «Отсроченная отгадка») - Какие же грибы мы будем изучать сегодня? Сегодня нам предстоит немало потрудиться, разыскивая опасных преступников среди грибного царства! Задание. Из интерактивного облака слов назвать знакомые грибы и кратко охарактеризовать их. (Интерактивное облако слов https://wordart.com/ralolnpf0zhf/%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D1%8B) (Слайд 10) - Какие грибы известны? Значение каких слов вам неизвестно в этом облаке? Предлагает спланировать работу на уроке. | Ответы учащихся. Читают вслух рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока «Грибы-паразиты» и цель урока: изучить условия обитания, строение и вред, который наносят грибы-паразиты. Планируют свою работу на уроке.Работают с интерактивным облаком слов на мультимедийной панели. Перечисляют и дают им объяснение. (Мукор, пеницилл – плесневые грибы; мухомор, вешенка, моховик, подберезовик, бледная поганка – шляпочные грибы, имеющие плодовые тела). - Парша, спорынья, головня, мучнистая роса, трутовик. | Познавательные УУД Умение анализировать, предполагать, доказывать Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность | |||||||||||||||||||||||||
Этап построения проекта выхода из затруднения | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Учитель: проблемный вопрос: (Слайд 11) «Проклятое племя» - почему так называют группу грибов, с которой нам сегодня предстоит познакомиться? «Почему эти грибы называю паразитическими? Кто же такие «паразиты»?» - Некоторые грибы паразитируют на насекомых и на других грибах. Как вы думаете, ребята, может ли человек использовать такие грибы-паразиты в своих целях? Учитель: из таких грибов созданы препараты, применяемые для уничтожения вредных насекомых (боверин, получивший название от гриба боверия, на основе которого он создан). Учитель демонстрирует презентацию (слайд с фотографией гриба эмпуза, поражающего муху). | Ответы учащихся: эти грибы живут за счет других организмов, нанося им вред. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. | |||||||||||||||||||||||||
Этап реализации построенного проекта | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Блок «Они разыскиваются…» Учитель: Чтобы наша работа по выявлению преступников среди грибного царства была плодотворной, предлагаю обратиться в детективное агентство «Бюро сыска». Организует деятельность учащихся. Каждой группе предлагается «фоторобот преступника» (фотография гриба-паразита), кейсы (с текстом и вопросами), маршрутный лист. - Внимание! Уважаемые детективы, вы должны выяснить, какой вред или пользу приносит ваш объект сыска и определить степень его вредоносности (т.е., составить его словесный портрет для розыска (какие организмы поражает; наносимый вред; меры борьбы с грибом-паразитом). (Приложение 2.) Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. (Слайд 13, Приложение 3, таблица №1)
Напоминаю правила работы в группе: 1. В группе должен быть организатор 2. Работать должен каждый на общий результат 3. Один говорит, другие слушают 4. Своё несогласие выражай вежливо 5. Если не понял, переспроси. 1-я группа. «Бюро сыска №1»: (Слайд 14) Слайды открываются, когда группа отчитывается. Учащиеся должны отгадать гриб: Что это за дело: Просо обгорело. И в метелках сажа, И на листьях даже (спорынья) 2 группа. «Бюро сыска №2»: «Дьявольское копытце» (Слайд 15, содержит видеосюжет) Учащиеся должны отгадать гриб: Не сучок и не листок, Пьет из дерева он сок. Плотно он к стволу прилип, Оторвать шанс невелик. (трутовик) 3 группа. «Бюро сыска №3»: мучнистая роса (Слайд 16) 4 группа. «Бюро сыска №4»: микозы (Слайд 17) Учащиеся должны отгадать загадку: Больную собаку погладил мальчишка. Себе обеспечил короткую стрижку! -Предлагаю зафиксировать общие результаты работы групп в таблице. (Приложение 3) - Предлагаю детективам каждого бюро презентовать результаты своей работы и оценить качество работы других групп. - Ребята! Вы также можете дополнить ответ одноклассников и проанализировать ответы товарищей. - Кто же ответит на вопрос, заданный в начале урока о болезни, называемой «злыми корчами», «антоновым огнём». Кто же вызывает эту страшную болезнь? После заполнения таблицу можно проверить с выводом на экран. (Приложение 3, таблица 2). Физкультминутка По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. | Класс делится на четыре группы. Организация пространства: 1. столы в классе быстро сдвигаются по два (для работы в группах). 2. формируется 4 групп ы по 4-5 учащихся. Каждая группа занимает свои места за столами. На них выставляются таблички «Бюро сыска №1», «Бюро сыска №2» и т.д. Каждая группа получает свой пакет в который входят кейс, маршрутный лист с вопросами, карточки само – и взаимооценивания. Форма работы: групповая. Работа в группах с использованием кейсов. Учащиеся работают с текстом кейсов, параграфом учебника, маршрутным листом.
Изучают кейс, отвечают на вопросы, заполняют таблицу (свою строку). Изучают кейс, отвечают на вопросы, заполняют таблицу (свою строку). Учащиеся изучают кейс, отвечают на вопросы, заполняют таблицу (свою строку). Изучают кейс, отвечают на вопросы, заполняют таблицу (свою строку). Каждая группа представляет результат работы. Выступление групп: каждая группа представляет результат своей работы по характеристике гриба-паразита. Учащиеся внимательно слушают докладчика и поддерживают его, задают вопросы на уточнение, прояснение представленной информации и дают комментарии к представленной работе, оценивая её качество с точки зрения содержания таблицы и культуры публичного выступления. Идет обсуждение. Продолжают совместно заполнять таблицу. Отвечает "Бюро сыска№1": это гриб спорынья! После групповой работы проводится физкультминутка. Учащиеся повторяют движения за учи/data/files/n1698587767.pptx (Презентация Грибы-паразиты)/data/files/n1698587808.WMV (Видео в презентацию)/data/files/e1698587861.docx (Приложение)телем. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работать в команде, сообща решая познавательные задачи, способствуя формированию коллектива. Регулятивные УУД Уметь проверять задание и вносить коррективы в рамках само- и взаимоконтроля. Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Личностные УУД Уметь творчески относится к процессу выполнения заданий сообразно планируемому результату. Коммуникативные УУД Умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. | |||||||||||||||||||||||||
Этап Практическая часть | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Организует работу учащихся с изучением коллекции паразитических грибов, раздаёт живой объект (трутовик Чешуйчатый). - Один ученик определяет по коллекции или гербарию паразитический гриб и даете его название. Другой его контролирует. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. Учитель: может кто -нибудь из детективов хочет заступиться за своих «преступников», сообщить нам об их хороших делах и реабилитировать их? Классу демонстрируется коробочка аптечного препарата гриба чаги. И предлагается продегустировать настой из него. -В нашем районе встречается трутовый гриб Чешуйчатый (демонстрируется гриб ), который в молодом возрасте употребляют в пищу. Он вкусный как жареный, но еще вкусней маринованный. (Слайд 18) | Рассматривание коллекции трутовых грибов и грибов- паразитов (гербарий спорыньи, мучнистой росы, головни). Учащиеся работают в парах. Детективы из «Бюро сыска №2» рассказывают, как может человек использовать грибы-трутовики: Оказывается, человек давно использует в своем быту трутовые грибы. Например, из березового гриба чаги готовили целебный чай. Его и сейчас применяют как отличное антибактериальное средство, лечат им желудок, кожные и другие заболевания. | Познавательные УУД. Умение анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). | |||||||||||||||||||||||||
Этап осмысления и закрепления знаний | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Выполнение интерактивного упражнения (викторина с выбором одного правильного ответа) https://learningapps.org/watch?v=prbj2c0ak22 (Слайд 19, перейти по стрелке на сайт с упражнением) | Выполняют предложенное задание на ноутбуках с последующей проверкой. | Предметные УУД Умение оперировать приемами сравнения, анализа и синтеза. Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативное УУД. Владение устной и письменной речью | |||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задаёт домашнее задание учащимся: - базовое д/з: прочитать §16 учебника, ответить на вопросы параграфа. - творческое: составьте синквейн о любом грибе-паразите; -практическая работа: осмотрите деревья на территории школы. Если найдете грибы-трутовики, сфотографируйте их. Отметьте деревья, пораженные грибами-паразитами. | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию учащихся по их деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организует рефлексию: - Оцените свой вклад в работу группы. (Приложение 4., карточка ) Заполняют карточку самооценки и взаимооценки. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. Учитель: на этом наш урок закончен! Желаю вам успехов в изучении биологии, получении новых знаний. Спасибо за урок! | Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Литература и интернет-источники
Сухова Т.С., Строганов В.И. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Природоведение» 5 класс, Москва издательский центр «Вентана-граф» 2012 г.
Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013. – 141, (3) с.
[Интернет ресурс] Спорынья - https://lesnik.life/gallyutsinogennye/sporynya-chto-eto.html (дата обращения 12.05.2022)
[Интернет ресурс] Интересные факты о грибах паразитах- https://ktoikak.com/interesnyie-faktyi-o-gribah-parazitah/ (дата обращения 18.06.2022)
[Интернет ресурс] https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_stroenie_i_zhiznedeyatelnost_bakte_142929.html (дата обращения 15.09.2022
21
Легоцкая Вера Сергеевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Лупей Виктория Владиславовна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Волкова Татьяна Семёновна