12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фигурова Наталья Александровна46
Россия, Смоленская обл., Смоленск


Всероссийский педагогический конкурс

на лучшую методическую разработку

«Урок биологии (экологии) по ФГОС»




Конспект урока по биологии

на тему: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

5 класс











                                                             Автор

                                                            Фигурова Наталья Александровна,

                                                             учитель биологии МБОУ «СШ № 6»                                       
                                                             города Смоленска







ФИО

Фигурова Наталья Александровна


Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 6» города Смоленска

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

5


Тема и номер урока в теме

Глава 2, урок 1 «Строение и  жизнедеятельность бактерий»          

Учебник

В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2015


Тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с существенными признаками царства Бактерии.

Задачи  урока

          Образовательные

  • Познакомить учащихся с царством Бактерии, с особенностями строения, питания, размножения бактерий.
  • Выяснить, где обитают бактерии.
  • Определить значение спорообразования в жизни бактерий.
  • Выяснить, в чём состоит отличие растительной клетки от бактериальной.
  • Развивать умения по распознаванию и определению бактерий.


          Развивающие

  • Продолжить развитие познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы);
  • способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности);
  • способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
  • продолжить формировать умения работы с текстом, схемами  и рисунками учебника, пользоваться рекомендациями к выполнению  определённого вида деятельности; с электронным приложением.
  • развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.


Воспитательные

  • Воспитание интереса к познанию живой природы;
  • Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения (связь организма со средой обитания, взаимосвязи в природе, признаки живых организмов);
  • продолжить формирования умения работать в коллективе и находить согласованные решения – развитие межличностных отношений;
  • воспитание независимости суждений;
  • воспитание культуры поведения на уроке;
  • продолжить формирование умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
  • показать ученику, что каждый из них является перспективным подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей его личности.


Форма обучения:  индивидуальная, групповая, фронтальная


Методы организации учебно-познавательной деятельности:

метод самостоятельной работы; метод работы с книгой, беседа, рассказ, объяснение,  наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.


Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии.

Личностные: положительная учебная мотивация к предмету, учебному материалу, отдельным заданиям; ответственное отношение к обучению; понимание заданных критериев успешности учебной деятельности; развитие творческих способностей.

Метапредметные:

Познавательные:  умение работать с информационными текстами, объяснять значения новых понятий, находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе и преобразовывать из одной формы в другую;  понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;  на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять синтез, как составление целого из частей; делать выводы.

Коммуникативные: умение  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища, интересоваться чужим мнением, высказывать  и обосновывать свое; иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); использовать в обращении правила вежливости, подходящие учебной ситуации.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; составлять план и последовательность действий; оценивать самостоятельно и совместно с учителем результаты своих действий;  осуществлять взаимооценку и адекватно воспринимать оценку своей работы  одноклассниками, учителем.


Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, синезеленые, или цианобактерии, спора, сапротрофы, паразиты, фототрофы, хемотрофы, доядерные и ядерные организмы, аэробные и анаэробные бактерии.


Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, электронным приложением к уроку, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.


Учащиеся должны знать:

  • строение бактериальной клетки;
  • формы бактерий;
  • распространение бактерий на планете;
  • способы питания бактерий;
  • способы существования бактерий при неблагоприятных условиях;
  • основные отличия бактериальной клетки от растительной;
  • что такое бактерии-паразиты, бактерии-сапрофиты, бактерии фототрофы и хемотрофы.


Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий;
  • отличать бактерии от других живых организмов.


Оборудование: учебник В.В.Пасечник 5 класс «Биология. Бактерии, грибы, растения»,  электронное приложение www.drofa.ru , компьютер, проектор, экран, таблица «Растительная клетка», таблица «Царства живой природы», задания для групп, листы самооценки и взаимооценки.




Ход урока

  1. Организационный этап

Задачи этапа

     - приветствие, фиксация отсутствующих;

     - проверка подготовленности классного помещения;  

     - организация внимания обучающихся.   


 Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу  с вами! (хорошего вам настроения!)

Рапортичка (определение отсутствующих).

Приветствие обучающихся, которые после долгого отсутствия появились в классе.

Проверить готовность класса к уроку


  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (Мотивация учебной деятельности)

Задачи этапа

- обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

- актуализация субъектного опыта обучающихся (личностных смыслов опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Послушайте сказку.

«Сказка о невидимых драконах»

Давным-давно, еще со дня сотворения мира, жили на Земле маленькие, бесцветные, невидимые существа – драконы. Состояли они из одной клеточки, которая могла делиться через каждые 20 минут. Вскоре вся планета была заселена этими существами. Они поселялись на растениях и животных и даже внутри них. Наиболее смелые бросались в море-океан, которые стали их второй родиной. Другие, при помощи ветра, освоили наземно-воздушную среду. Народец этот стал считать себя главнейшим на Земле.

Появление первых людей, Адама и Евы, вызвало среди драконов жуткий переполох. Главный повелитель, Чумная Палочка, протрубил большой сбор старейшин родов. Всего родов было четыре: шаровидные Кокки, палочковидные Бациллы, запятовидные Вибрионы и извитые Спириллы. Холерный Вибрион предложил на сборе объявить людям-пришельцам войну, изгнать их с планеты Земля.

Начались боевые действия. Одни диверсанты стали незаметно поселяться на продуктах питания и портить их. Другие вредители разрушали стога сена, рыболовные снасти, рукописи и книги в книгохранилищах. Третья группа существ, руководимая Холерным Вибрионом, стала проникать внутрь тела людей и травить их. Людское племя несло огромные потери. На военном совете люди решили перейти к тактическим действиям, направленным против драконов.

Для соперников-сладкоежек были выставлены чаны с молоком. Накинувшись на сахар, содержавшийся в молоке, драконы превратили молоко в простоквашу, а сливки – в сметану. Они добровольно согласились работать в пищевой промышленности, квасили овощи, силосовали корма.

Другие существа подружились с бобовыми растениями (горохом, фасолью, соей, викой, чиной и др.) и стали жить в клубеньках на корнях этих растений. Они усваивали азот воздуха и обогащали почву веществами, содержащими азот.

Третьим существам пришлась по душе работа санитаров. Денно и нощно трудились они на «фабрике» переработки отходов - отмерших организмов растений и животных. В ходе утилизации отходов образовывался перегной. Продукция по «конвейеру» шла в «цех», где почвенные бактерии превращали перегной в минеральные вещества, используемые корнями растений

И только группа Холерного Вибриона не сдавалась. При помощи Чумной Палочки, Тифа и других приспешников они продолжали выкашивать людей. Пришлось людям просить совета и помощи у царицы Гигиены. Жила она на океанском острове. Его покрывали леса из мыльного, уксусного, земляничного, тюльпанного и других диковинных деревьев. В долинах били фонтаны гейзеров с целебной водой. Выслушав просьбу людей, царица Гигиена дала им несколько советов. Выполняя их, люди научились побеждать невидимых драконов.


Постановка проблемы

Что это за драконы?

О каких живых организмах идёт речь в этой сказке?

Какова среда обитания этих живых организмов?

(Выдвижение гипотез, обсуждение)


Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы уже познакомились с царствами живой природы. Назовите основные царства живой природы.

- Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные (при необходимости помощь рис. 8, с. 16)

Что является структурной единицей всего живого на Земле?

- Клетка.

Самыми примитивными организмами на нашей планете являются бактерии. И прежде всего это связано с особенностями строения бактериальной клетки.


Проблемный вопрос

Почему бактерии выделены в отдельное царство?

Чем бактерии отличаются от  представителей царств живой природы?


 Формирование целей и задач урока

Учитель обозначает тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели и задачи урока. Проводит корректировку целей и задач урока.


  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий

         Задачи этапа

         - обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала;

          - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению);

           - создать содержательные и организационные условия усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала.  


Бактерии – самая древняя из ныне живущих  на Земле групп организмов. Первые бактерии появились около 3 млрд. лет тому назад. Бактерии — относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Бактерии от греческого бактерион – палочка. Бактерии впервые были открыты  в 1683 году голландским исследователем Антони ван Левенгуком (1632-1723).

Наука о бактериях – бактериология, сформировалась только во второй половине XIX века трудами французского учёного Луи Пастера.


Диаметр их тела 1 мкм, а длина – 5 мкм (1 мкм, или микрометр, - это одна миллионная доля метра, или тысячная доля миллиметра). Чтобы изобразить бактерию в виде точки, надо увеличить её в тысячу раз.

Микроскопические размеры, разнообразные места обитания, устойчивость к неблагоприятным условиям жизни, отсутствие ядра в клетке отличают  бактерии от всех других организмов.



Определение творческих заданий по группам. Учитель формирует группы учащихся и предлагает им выполнить задания по инструктивной карточке. Распределяет творческие задания по группам, даёт краткие пояснения к выполнению мини-проектов. Учитель предлагает источники информации, консультирует учащихся по мере необходимости, даёт рекомендации по структурированию содержания кластеров. Учащиеся анализируют проблему, обсуждают основное содержание проекта, определяют учащихся для защиты проекта, готовят выступление с использованием наглядности, определяют оформление кластеров.


Группа № 1

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Составьте кластер.

Распространение бактерий

Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Они живут во льдах Ан­тарктиды при температуре -83 °С и в горячих источни­ках, температура которых достигает +85—90 °С. Некоторые из них могут жить при температуре -2оС до + 75оС. Но наиболее благоприятной  для большинства бактерий можно считать  температуру +4оС до +40оС. При более высоких температурах многие виды погибают. Губителен  для бактерий  и прямой солнечный свет.   Особен­но много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после прове­тривания перед началом урока бактерий в 13 раз мень­ше, чем в той же комнате после урока.

Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха (аэробные бактерии). Они встречаются на поверхности почвы, в её рыхлых верхних слоях, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе.  Другие не нуждаются в кислороде, для них кислород губителен,  они  способны жить в бескислородной среде.  Это анаэробные бактерии. Анаэробы обитают  в глубоких слоях почвы, в иле, в толще воды.  Таким образом, по типу обмена веществ бактерии разделяются на аэробные и анаэробные.

Среда обитания бактерий





 

Типы обмена веществ  у бактерий





Вопросы

  1. Опишите места распространения бактерий.
  2. Какая температура наиболее благоприятна для жизни бактерий?
  3. Какие факторы окружающей среды губительны для бактерий?
  4. В какой среде обитания больше всего бактерий?
  5. Сравните количество бактерий в проветриваемых и непроветриваемых помещениях. Ответ поясните.
  6. Составьте схему «Среда обитания бактерий
  7. Какие типы обмена веществ встречаются у бактерий?
  8. Составьте схему  «Типы обмена веществ  у бактерий».

Группа № 2

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Строение бактерий

Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бак­терий существенно отличаются от оболочек растений. В клеточной стенке бактерий находится муреин, а в клеточной стенке растений целлюлоза. Часто поверх клеточной стенки  вырабатывается слой слизи, называемый капсула. Толщина капсулы  может быть толще самой бактериальной клетки. Капсула выполняет защитную функцию. Внутри клетки расположена неподвижная цитоплазма, имеющая слоистое строение. Оформленного ядра, отделённого от цитоплазмы ядерной оболочкой, в клетке нет. Ядерное вещество у большин­ства бактерий распределено в цитоплазме (рис. 29). Прокариоты – это доядерные организмы, к ним  относятся бактерии, цианобактерии. Эукариоты – это организмы, в клетках которых присутствует ядро. К ним относятся грибы, растения, животные.

При помощи жгутиков или волнообразных сокращений бактерии передвигаются скольжением, ползанием и плаванием. Скользящие бактерии медленно двигаются по твёрдой поверхности, плавающие – имеют жгутики, с помощью которых развивают скорость до 50 мкм в секунду. Подвижные бактерии активно перемещаются в направлении источника пищи и других благоприятных условий.


Царства живой природы

Доядерные (прокариоты)

  • Бактерии
  • Цианобактерии

Ядерные (эукариоты)

  • Грибы
  • Растения
  • Животные


Вопросы

  1. Назовите составные части бактериальной клетки.
  2. Почему бактерии могут сохранять постоянную форму тела?
  3. Сходен ли химический состав клеточной стенки бактерий и растительной клетки?
  4. Что позволяет бактериям двигаться?
  5. Есть ли в клетке бактерий ядро?
  6. Где расположена наследственная информация в клетке бактерий?
  7. Имеются ли в бактериальной клетке пластиды?
  8. Есть ли в бактериальной клетке крупные вакуоли с клеточным соком?
  9. Где в бактериальной клетке расположены запасные питательные вещества?
  10. Чем строение бактериальной клетки отличается от строения растительной клетки?
  11. Способна ли цитоплазма бактериальной клетки к движению?
  12. Как отличить клетку прокариот от клетки эукариот?


Группа № 3

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Форма бактерий

Форма бактерий (рис. 28). В зависимости от формы клетки бактерии различают: шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные бактерии передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

Вопросы

  1. Одинаковую ли форму клетки  имеют бактерии?
  2. Какие формы бактерий вы можете назвать?
  3. Встречаются ли колониальные формы бактерий?
  4. Способны ли бактерии двигаться?
  5. Назовите органоиды движения у бактерий.
  6. Все ли бактерии способны к движению?
  7. Имеют ли бактерии цвет?
  8. Зарисуйте бактерии и укажите название их формы.



Группа № 4

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Питание бактерий

Большинство бактерий питается готовыми ор­ганическими веществами. Лишь некоторые из них, на­пример синезелёные, или цианобактерии, способны соз­давать органические вещества из неорганических. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмо­сфере Земли и создании органических веществ.

Автотрофы – организмы, которые сами могут создавать органические вещества. Автотрофные организмы делятся на две группы. Это -  фототрофы, к ним относятся цианобактерии. При этом они могут использовать энергию света для создания органических веществ.

Хемотрофы – это организмы, которые для создания органических веществ используют энергию химических реакций. К ним относятся водородные  бактерии, серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии.

Гетеротрофы – организмы, которые  получают органические вещества в качестве пищи в готовом виде, сами создавать их  не могут. По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы (от греческого «сапрос» — гнилой и «трофе» —питание, пища), получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организ­мов, и паразиты (от греческого «паразитос» — нахлеб­ник), питающиеся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространён очень широко. Существуют даже бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболе­вания у растений, животных и человека.

Встречаются так называемые хищные бактерии. Это колониальные бактерии. Их клетки соединены мостиками и образуют подобие ловчей сети. Передвигаясь, такая колония захватывает и переваривает мелкие живые организмы.


Способы питания бактерий

Автотрофы

Гетеротрофы










Вопросы

  1. Кто такие автотрофы?
  2. На какие группы делятся автотрофы?
  3. Кто такие фототрофы? Кто к ним относится?
  4. Кто такие хемотрофы? Кто к ним относится?
  5. Кто такие гетеротрофы?
  6. Кто такие сапрофиты? Кто к ним относится?
  7. Кто такие паразиты? Кто к ним относится?
  8. Заполните таблицу и представьте её в кластере.
  9. Каких бактерий больше: автотрофных или гетеротрофных?


Группа № 5

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Размножение бактерий

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каж­дые 20—30 мин. При таком быстром размножении по­томство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и оке­аны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65—100 °С, под действием дезинфи­цирующих веществ, в результате борьбы между видами и т. д.

Для некоторых бактерий характерен  и половой способ размножения.

Вопросы

  1. Как размножаются бактерии?
  2. Какие условия необходимы для размножения бактерий?
  3. Как часто может происходить размножение у бактерий?
  4. Почему бактерии не увеличивают свою численность в количестве, которое может заполнить все моря, океаны, почву, воздух?
  5. Какой способ размножения характерен только для небольшого числа видов бактерий?


          Группа № 6

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Образование спор

В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплаз­ма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материн­ской оболочки, округляется и образует внутри неё на сво­ей поверхности новую, более плотную оболочку (рис. 30). Такую бактериальную клетку называют спорой (от греческого слова «спора» — семя). Споры некоторых бак­терий сохраняются очень долго в самых неблагоприят­ных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. При благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры для большинства бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Спорообразование происходит в почве, жидкой среде следующим образом: часть цитоплазмы уплотняется, другая её часть идёт на  образование плотной оболочки, которая становится непроницаемой для воды и кислот. Процесс спорообразования длится 18-20 часов. В благоприятной среде спора прорастает  за 4-5 часов.

Вопросы

  1. Какие условия для бактерий можно считать неблагоприятными?
  2. Что происходит с бактериальной клеткой при неблагоприятных условиях?
  3. Что такое спора?
  4. Каково значение споры?
  5. Сколько времени может сохраняться спора?
  6. Какие условия окружающей среды может выдержать спора?
  7. Что происходит со спорой при наступлении благоприятных условий?
  1. Физкультминутка
  2. Этап первичной проверки понимания изученного

Задачи этапа

          - установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала;

          - выявить про­белы первичного осмысления изу­ченного мате­риала, неверные представления обучающихся;

          - провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении обучающимися изученного мате­риала.


Проверка и оценка результатов (экспертиза) каждой группы. Учитель организует защиту каждой группы. По ходу защиты формулирует вопросы, предшествующие выступлению групп.

Какова среда обитания и типы обмена веществ бактерий?

Каково строение бактерий?

Какую форму могут иметь бактерии?

Каковы типы питания бактерий?

Как бактерии размножаются?

Способны ли бактерии переносить неблагоприятные условия среды обитания?

Учащиеся защищают подготовленные мини-проекты. Демонстрируют изготовленные кластеры. 



  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Задачи этапа

- обеспечить за­крепление в памяти обучающихся знаний и спо­собов действий, ко­торые им необхо­димы для самостоя­тельной работы по новому материалу;

- обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания.


Почему бактерии – одноклеточные простоорганизованные организмы – существуют в природе наряду с высокоорганизованными? (выдвижение гипотез, обсуждение)


- Большая скорость размножения в благоприятных условиях

- Образование спор как способ переживания неблагоприятных условий


Работа с электронным приложением.

Закрепление знаний об особенностях строения бактерий и их распространении. (Фронтальная беседа.)


Какое строение имеет бактериальная клетка?

Чем отличается бактериальная клетка от растительной клетки?

Какие бактерии называют фототрофами, хемотрофами, сапрофитами, а какие — паразитами?

Как бактерии размножаются?

Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?

Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете?


  1. Этап подведение итогов занятия

Задачи этапа


        - дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся;

        - инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками;

        - обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Рефлексия «Лестница успеха»

Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось.

Средняя ступенька – я испытывал затруднения, но у меня все получилось.

Верхняя ступенька – мне все удалось. Я могу использовать полученные знания и умения в своей деятельности.

На какой лесенке успеха вы сегодня оказались?


http://festival.1september.ru/articles/417189/img2.gif



Что было главным на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Чему вы научились на уроке?

Оцените свой вклад в работу группы (Приложение 3)


  1. Этап информации о домашнем задании

Задачи этапа

- обеспечить понима­ние обучающимися цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания.

Базовый уровень

В учебнике изучить § 11 «Строение и жизнедеятельность бактериальной клетки». Ответить на вопросы в конце параграфа (устно).

          Углубленный уровень

Подготовьте сообщение, используя средства Интернета,  о значении бактерий в природе. Роль цианобактерий в природе.

Творческий уровень

Изготовить модель-аппликацию «Строение бактериальной клетки»; написать сказку о том, как появились бактерии на Земле.



Список использованных источников

  1. Пасечник  В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2015
  2. Пасечник  В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику. М.: Дрофа, 2014
  3. Поташник М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014

Электронные ресурсы:

 за-партой.рф

http://files.school-collection.edu.ru






Приложение 1

Среда обитания бактерий

 ПочваВоздухОрганизмыВода

Типы обмена веществ

Аэробы
Анаэробы


Приложение 2

 

Способы питания бактерий

Автотрофы

Гетеротрофы

Фототрофы

Хемотрофы

Сапротрофы

Паразиты

Зелёные,

пурпурные

Железобактерии,

серобактерии,

водородные бактерии,

нитрифицирующие бактерии

Бактерии гниения,

бактерии брожения

Дифтерийная палочка, палочка Коха, столбнячная палочка




Приложение 3

Карточка самооценки и взаимооценки

Ф. И.

1. Оцените по «5»бальной шкале свой вклад в работу группы


2. Передайте карточку членам группы для оценки вашей работы

Члены группы







Оценка моей работы













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.