Разработка урока «Разряды имен прилагательных по значению» (Русский язык, 6 класс)

1
0
Материал опубликован 30 January 2022 в группе

Разряды имён прилагательных по значению


Разряды имён прилагательных по значению
PPT / 7.56 Мб

Учебник: «Русский язык», 6 класс. Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2015.

Цель урока: формирование понятия о разрядах имён прилагательных. 

Задачи:

обучающая:

- познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками;

развивающие:

- формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- использование знако-символических средств, общих схем решения;

- выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков;

- осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;

- умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.

Приемы работы: групповая, интеллект-карта, взаимопроверка, самопроверка

Ход урока:

Организационный момент. «Подзарядись» - приложим ладошки.

Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное»:

- Назовите общее грамматическое значение прилагательных.

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

- Какие степени сравнения есть у прилагательного? Как они образуются?

Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным. Запишите тему урока. Слайд 1.

Разряды имен прилагательных по значению. (на доске) Эти разряды считаются постоянными признаками прилагательного.

Задание 1 Запишите предложения (под диктовку).

Согласно старой индейской легенде, на Луне живет Ворон и выращивает в небесном саду большие и красивые звезды. Чтобы звезды выросли, он поливает их из своего вороньего клюва, а когда вода проливается на Землю - получается дождь.

Проверка и пояснение в части предложения 1 однородные сказуемые и однородные определения – слайд 2

Задание 2 Выписать из предложений словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных с существительными легенда и клюв.

Старая легенда (прил. + сущ. )

Индейская легенда (прил. + сущ.)

Вороний клюв (прил. + сущ.)

Проверка – 1-го к доске Слайд 3

Наблюдение над языковым материалом.

Качественные прилагательные.

- Какое прилагательное из записанных обозначает признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени?

- Какое прилагательное имеет степени сравнения?

- Какое прилагательное образуют краткую форму?

- Какое прилагательное может сочетаться с наречием ОЧЕНЬ?

- Какое прилагательное путём повтора образуют сложные прилагательные?

- Какое прилагательное образуют прилагательные с приставкой НЕ?

Все перечисленные признаки присущи прилагательному СТАРАЯ. Это качественное прилагательное.



Слайд 4




t1643536354aa.png












- Какие признаки (качества) могут обозначать качественные прилагательные?

Демонстрируются слайды 5-12, приводятся примеры:

цвет – красный шарик,

размер – высокий дом,

форма – круглое яблоко,

возраст – молодой человек,

внутренние качества человека – смелый рыцарь,

душевное состояние человека – весёлая девочка,

вкус – кислый лимон,

качества, дающие общую характеристику предмета – интересная книга.


Относительные прилагательные.

- Какое из прилагательных обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени? Обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет? Не имеет степеней сравнения, краткой формы и не сочетается с наречием ОЧЕНЬ? (ИНДЕЙСКАЯ)

- Совершенно верно, ребята. Это относительное прилагательное.

Сt1643536354ab.png лайд 13.















Относительные прилагательные могут обозначать материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные признаки предмета, характеризовать предмет по действию.

Слайды 14-17. Значения относительных прилагательных (примеры):

материал – глиняный кувшин,

время – зимний день,

место – горная река,

действие – плавательный бассейн.

Притяжательные прилагательные.

- И у нас осталось ещё одно прилагательное – ВОРОНИЙ. Это притяжательное прилагательное.

- Как вы думаете, почему притяжательные прилагательные получили такое название? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

Сt1643536354ac.png лайд 18.













- Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (-ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН), -ИЙ).

Слайд 19 - примеры

Работа с картой и таблицами. (3-е работают по заполнению карты, 2-е из каждой группы составляют распределительный словарный диктант)




Я читаю, дети составляют диктант


ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

Мудрые африканские слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито огромное небо». Но ты не верь.

Белые полярные   медведи   думают:   «Звёзды  —  это   ажурные снежинки,   что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

Послушай   меня   лучше.   Мне   кажется,   виноват   большой дождь.  После него растут  большие   цветы.  А ещё мне  кажется,   когда они достают   головой небо,  то и  засыпают там.

Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие ночные цветы. Они спят в небе, поджав длинные  зеленые ножки.

Кузнечик смотрел на яркие звезды, и ему казалось, что они мерцают, как хрустальные капли дождя на ветвистых оленьих рогах.

                                                                                                              Г. Цыферов

Первичное закрепление. На доске написаны прилагательные


Большой, золотые, огромные, мудрые, ажурные, длинные, зеленые, ночные,


африканские, белые, полярные, яркие, хрустальные, ветвистые, оленьи.



Приглашаются по одному к доске ребята из каждой группы – ставят разряды над каждым словом.


Проверка – слайд 20


Отработка умений и навыков учащихся.


Задание 1. Распределите данные ниже слова в столбики по разрядам, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Дополните каждый столбик 2-мя собственными примерами. Выполните взаимопроверку, передав свою тетрадь соседу справа.

Душ..стый, т..ж..лый, у(з, с)кий, д..ревянный, вч..рашний, сестрин, волч..я (пасть), осенний, д..лёкий, м..та(л, лл)ический, плав..тельный, лебед..ный, белов..тый, за..чий, отцов, м..л..дой, румяный, д..шёвый.

Проверка – слайд 21

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке учителем. Самооценка с использованием опросника (работа группы) и приёма «Незаконченное предложение» (слайд 25):

1) Сегодня на уроке я узнал(а) …

2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).

3) Я научился (ась) …


Домашнее задание. Упр. 340- списать, определить разряд прилагательных.






Примечание. В рамках системы уроков по изучению имени прилагательного как части речи интеллект-карта представляет собой "планетарную систему" (так придумали дети). В центре планета "общее грамматическое значение", вокруг нее по орбитам " вращаются" планеты "Формы прилагательгого", "Степени сравнения", "Непостоянные признаки", "Постоянные признаки (разряды по значению)", поэтому в презентации к уроку слайд 20 оформлен как "планетарная система", откуда дети могут взять за образец вид "планет".  Можно выбрать любое другое воплощение для того, чтобы представитьь имя прилагательное. Известна интеллект-карта "Имя прилагательное" в виде дерева.





































Использованные Интернет-источники:

Учебник русский язык 6 класс, УМК Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г. (5-9) Учебник В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой «Русский язык. Теория» для 5–9 классов Текст сказки «Что такое звезды?» https://vk.com/wall351177911_81 (скорректирована для урока) Текст легенды о Вороне https://vk.com/wall-129909462_29452 (скорректирована для урока)














































Приложение 1

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.











Приложение 2

Автор методики Тони Бьюзен в книге «Интеллект-карты» расписал весь процесс по шагам. Вспоминайте проблему или тему, с которой давно хотите разобраться, доставайте бумагу и фломастеры. Будем рисовать интеллект-карту по науке.

Шаг 1. Подготовка

Чt1643536354ad.png тобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу.

Расположите лист перед собой. Можно удобно устроиться на полу. Художница Паула Регу специально писала свои картины, расположившись на полу, так как эта «детская» манера позволяет избавиться от условностей и мыслить свободно и творчески. Попробуйте.

Шаг 2. Выберите центральный образ

Пt1643536354ae.png осле того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.

Подойдите к делу творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.


Шаг 3. Определите основные идеи

Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.

Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.

— Какая информация или знания вам необходимы?

— Какие семь категорий в рассматриваемой теме вы считаете наиболее важными?

— Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?

— Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)

— На какие подтемы можно разделить основную тему?

Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.

Шаг 4. Добавьте ветви

Вt1643536354af.png етви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.

Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.

Шаг 5. Выражайте идеи через образы

Чt1643536354ag.png тобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, — картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, скетчи подойдут как нельзя лучше.

Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.


Когда вы составите 100 своих первых интеллект-карт, вы, вероятно, запомните 100 из 100.

Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.

Шаг 6. Играйте словами

Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.

Дt1643536354ah.png лина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.



Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.

Шаг 7. Развивайте синестезию

Синестезия — феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.

Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.

Шаг 8. Создавайте собственные коды

Мt1643536354ai.pngt1643536354aj.png ы уже убедились, что цвет является одним из наиболее эффективных инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.



Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи

Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую пt1643536354ak.png ривлекательную для вас форму.



Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.

Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга

Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk — кусок, фрагмент) — организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.

При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.

Шаг 11. Не забывайте о пустом пространстве

Пt1643536354al.png устое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты. Правильный объем пустого пространства вокруг каждого элемента придаст интеллект-карте ясность и структуру, а также сделает ее привлекательнее. А значит, информацию будет легче запомнить.

По материалам книги «Интеллект-карты»

Обложка поста — unsplash.com



















Приложение 3

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный цвет

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Высокая

Синий цвет

Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей

Средняя

Зеленый цвет

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Низкая

Желтый цвет

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Высокая

Коричневый цвет

Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Низкая

Оранжевый цвет

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание

Высокая

Голубой цвет

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Низкая

Черный цвет

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Средняя



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации