Разработка урока русского языка в 4 классе «Учимся пользоваться личными местоимениями»
Разработка урока русского языка в 4 классе.
Тема урока: Учимся пользоваться личными местоимениями.
Тип урока: урок – обобщение, урок-путешествие
Цель урока: обобщить знания учащихся о местоимении как части речи.
Задачи:
образовательная: выявлять в тексте местоимения по комплексу освоенных признаков; ставить их в указанные формы; определять морфологические признаки , выполняя необходимые способы действия; правильно употреблять личные местоимения в письменной и устной речи.
развивающая: формировать действия сравнения, анализа, синтеза, планирования, умение делать умозаключения, работать в группах.
воспитательная: способствовать развитию гражданского самосознания; пробуждать познавательный интерес к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.
Форма обучения: групповая
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютерная презентация
Раздаточный материал: карточки с заданиями
Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие,
технология групповой работы
Методы:
словесные – рассказ, беседа, диалог
печатно-словесные – раздаточный материал
практические – практические задания
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
- Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.
Здравствуйте, друзья!
Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствие.
Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдёте все испытания, расскажите все, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.
Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будите получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!
Королева Местоимения.
III. Актуализация знаний.
1этап «ПЕЩЕРА ЗАГАДОК» (Разминка)
-Чтобы найти это препятствие, необходимо отгадать загадки. Отгадки следует написать на лист.
Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).
Сколько личных местоимений в слове семья? ( Семь-я)
Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.
Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно (Я-корь)
Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (Ты-ква)
Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица. Второй и третий - синоним к слову «горе».
Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда)
6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.
Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище чего-нибудь. (Я-щик)
В каком местоимении два звука, одна буква? (Я)
За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц)
Подведение итогов.
IV. Динамическая пауза.
Учитель называет слова - разные части речи. Если дети узнают местоимение – приседают.
V. Обобщение и систематизация знаний.
II этап "ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ"
Замените существительное личным местоимением.
1 команда
Орел свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.
2 команда
Самое маленькое гнездо вьет королек. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.
3 команда
Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.
Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику.
Вопросы:
- Почему вы заменили имя существительное местоимением?
- Каким членом предложения может быть местоимение?
Подведение итогов этапа.
III этап "ПОЛЯНА СКАЗОК"
Каждый ученик получает карточку с заданием: Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.
Карточка для 1 команды Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Воротился старик ко старухе,
Рассказал (он) великое чудо.
Задания:
Подберите из текста слова к схеме. (Старик)
Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха)
Карточка для 2 команды
Не посмел я взять с (она) выкуп, Отпустил (она) в синее море.
Не умел ты взять выкупа с рыбки. Хоть бы взял ты с (она) корыто.
Задания:
Найдите слова с суффиксом - к-. (Рыбка) Подберите и запишите 2 однокоренных слова.
Карточка для 3 команды
На (он) прикрикнула старуха,
На конюшню служить (он) послала.
Старичок к старухе воротился, Что ж. Пред (он) царские палаты.
Задания:
- Разберите слово царские по составу.
- Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица) Вопрос:
Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)
Вывод.
Веселый привал (физкультминутка).
V этап «ГОРА ГРАМОТНОСТИ»
Задание: Написать местоимение в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на пленке.
1 команда 2 команда 3 команда
С (ОН) Т.п У (ОН) Р.п К (ОНА) Д.п.
У (ОНА) Р.п НАД (ОНА) Т.п НАД (ОНА) Т.п
ПЕРЕД (ОН) Т.п К (ОН) Д.п 0(ОН)П.п
ЗА (ОНА) Т.п 0(ОНА)П.п ОТ (ОНА) Р.п
- Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они стоят в косвенных падежах?
Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении.
VI. Рефлексия.
- Вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении.
Расскажите, пользуясь планом:
- Значение.
- Вопросы.
- Постоянные признаки.
- Как изменяется.
- Роль в предложении.
(Дети находят ларец. В нём письмо от королевы Местоимении, медали команде – победительнице и утешительные призы всем участникам)
Дорогие ребята!
Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок!
До встречи на страницах учебника.
Королева Местоимения.
VII. Домашнее задание.
Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день рождения и предлагает написать личное письмо-поздравление и поблагодарить ее за гостеприимство и за интересное путешествие.