12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Устинова Людмила Ивановна18
0

Разработка урока русского языка в 4 классе «Учимся пользоваться личными местоимениями»

Разработка урока русского языка в 4 классе.

Тема урока: Учимся пользоваться личными местоимениями.

Тип урока: урок – обобщение, урок-путешествие

Цель урока: обобщить знания учащихся о местоимении как части речи.

Задачи:

образовательная: выявлять в тексте местоимения по комплексу освоенных признаков; ставить их в указанные формы; определять морфологические признаки , выполняя необходимые способы действия; правильно употреблять личные местоимения в письменной и устной речи.

развивающая: формировать действия сравнения, анализа, синтеза, планирования, умение делать умозаключения, работать в группах.

воспитательная: способствовать развитию гражданского самосознания; пробуждать познавательный интерес к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.

Форма обучения: групповая

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютерная презентация

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие,

технология групповой работы

Методы:

словесные – рассказ, беседа, диалог

печатно-словесные – раздаточный материал

практические – практические задания

 

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Мотивационный этап.

- Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.

Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствие.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдёте все испытания, расскажите все, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.

Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будите получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!

Королева Местоимения.

III. Актуализация знаний.

1этап «ПЕЩЕРА ЗАГАДОК» (Разминка)

-Чтобы найти это препятствие, необходимо отгадать загадки. Отгадки следует написать на лист.

Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).

Сколько личных местоимений в слове семья? ( Семь-я)

Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.

Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно (Я-корь)

Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (Ты-ква)

Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица. Второй и третий - синоним к слову «горе».

Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда)

6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица.

Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище чего-нибудь. (Я-щик)

В каком местоимении два звука, одна буква? (Я)

За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц)

Подведение итогов.

IV. Динамическая пауза.

Учитель называет слова - разные части речи. Если дети узнают местоимение – приседают.

V. Обобщение и систематизация знаний.

II этап "ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ"

Замените существительное личным местоимением.

1 команда

Орел свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.

2 команда

Самое маленькое гнездо вьет королек. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

3 команда

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.

Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику.

Вопросы:

  • Почему вы заменили имя существительное местоимением?
  • Каким членом предложения может быть местоимение?

Подведение итогов этапа.

III этап "ПОЛЯНА СКАЗОК"

Каждый ученик получает карточку с заданием: Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.

Карточка для 1 команды Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Воротился старик ко старухе,

Рассказал (он) великое чудо.

Задания:

Подберите из текста слова к схеме. (Старик)

Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха)

Карточка для 2 команды

Не посмел я взять с (она) выкуп, Отпустил (она) в синее море.

Не умел ты взять выкупа с рыбки. Хоть бы взял ты с (она) корыто.

Задания:

Найдите слова с суффиксом - к-. (Рыбка) Подберите и запишите 2 однокоренных слова.

Карточка для 3 команды

На (он) прикрикнула старуха,

На конюшню служить (он) послала.

Старичок к старухе воротился, Что ж. Пред (он) царские палаты.

Задания:

  • Разберите слово царские по составу.
  • Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица) Вопрос:

Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

Вывод.

Веселый привал (физкультминутка).

V этап «ГОРА ГРАМОТНОСТИ»

Задание: Написать местоимение в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на пленке.

1 команда 2 команда 3 команда

С (ОН) Т.п У (ОН) Р.п К (ОНА) Д.п.

У (ОНА) Р.п НАД (ОНА) Т.п НАД (ОНА) Т.п

ПЕРЕД (ОН) Т.п К (ОН) Д.п 0(ОН)П.п

ЗА (ОНА) Т.п 0(ОНА)П.п ОТ (ОНА) Р.п

- Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они стоят в косвенных падежах?

Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении.

VI. Рефлексия.

- Вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении.
Расскажите, пользуясь планом:

  • Значение.
  • Вопросы.
  • Постоянные признаки.
  • Как изменяется.
  • Роль в предложении.
-Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к ее дворцу. Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота.

(Дети находят ларец. В нём письмо от королевы Местоимении, медали команде – победительнице и утешительные призы всем участникам)

Дорогие ребята!

Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей ре­чи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок!

До встречи на страницах учебника.

Королева Местоимения.

VII. Домашнее задание.

Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день рождения и предлагает написать личное письмо-поздравление и поблагодарить ее за гостеприимство и за интересное путешествие.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.