12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Глазунова Оксана Ивановна90
работаю учителем начальных классов в МБОУ "Школа № 2 имени Героя Советского Союза Ю. М. Двужильного города Донецка"
Украина, Донецкая Народная Республика, ДНР, город Донецк

Класс: 4

Тема: «Личные местоимения»
Цели:

ознакомить учащихся с личными местоимениями и ролью их в речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимений в речи, совершенствовать умения определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения;

развивать умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять и определять их число; повышать уровень внимания, мышления и орфографическую зоркость.

воспитывать культуру речи; любовь к природе.

 

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: карточки с заданиями, плакат со стихотворением.

Литература:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс 2 часть, М.: «Просвещение» 2013

Русский язык. Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений – И.А. Бубнова, Н.И. Роговцева. –М. ; Спб: Просвещение, 2014

Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru

 

Содержание с хронометражем урока

Организация начала урока (2 мин)
1.1 Приветствие (1 мин)
1.2Создание позитивной ситуации (1мин)

Проверка домашнего задания (3 мин)

Проверка ранее усвоенных знаний (5 мин)

3.1 Каллиграфическая минутка (2 мин)
3.2 Игра «Четвертое лишнее» (3 мин)

Сообщения ученикам темы, цели и задач урока (2 мин)

Восприятие и осознание учениками нового материала (9 мин)

5.1 Работа с таблицей (3 мин)
5.2 Творческая работа с личными местоимениями (3 мин)
5.3 Работа с учебником (упражнение 113) (3 мин)

Физминутка (1 мин)

Осмысление знаний (10 мин)
6.1 Индивидуальная работа (4 мин)
6.2 Работа с учебником (упражнение 114) (3 мин)
6.3 Работа с учебником (упражнение 115) (3 мин)

Обобщение и систематизация знаний (6 мин)

7.1 Работа со стихотворением (3 мин)
7.2 Работа у доски (упражнение 116) (3 мин)

Итоги урока (4 мин)
8.1 Беседа (3 мин)
8.2 Оценивание (1 мин)

Сообщение домашнего задания (2 мин)

                                             ХОД УРОКА

1.Организация начала урока

1.1 Приветствие


1.2Создание позитивной ситуации

-Вот и закончился последний месяц зимы. Значит, весна стоит у порога. А весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь. Начинают петь птицы, ярче светит солнце. Давайте с вами представим, что наши ладони – это солнышки, а пальцы – лучики! Давайте подарим темпо ладошек друг другу, улыбнемся и продолжим урок!

2. Проверка домашнего задания

- Дети, скажите, какое упражнение вам необходимо было выполнить дома?

(упражнение 111)

-
Скажите на кого или на что указывают личные местоимения в первом предложении?
(В первом предложении местоимение указывает на нас, читателей. Это местоимение «вы».)

- Когда в разговорной речи вы используете местоимение «ты», а когда – «вы»?
(обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям принято употреблять личное местоимение «вы», а общаясь со знакомым вам человеком, одноклассником – «ты»)

-Какой частью речи выражено подлежащее в последнем предложении? (местоимением)

3.Проверка ранее усвоенных знаний

3.1 Минутка чистописания

- Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: “С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна”. Как вы понимаете эти слова?
-Давайте запишем это предложение. Открывайте тетради, напишите число, классная работа.

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

3.2 Игра «Четвёртое лишнее»

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Вам необходимо прочитать слова на карточке, определить лишнее слово , и объяснить, почему оно лишнее. Не забывайте про полный ответ.

Я, он, на, ты. (предлог)

Мы, они, вы, но. (союз)

Нас, нами, нос, нам. (существительное)

Оно, его, ему, яму. (существительное)

Мной, меня, мни, мне. (глагол повелительной формы)

Тебя, тебе, тобой, табун. (существительное)


- Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)


4.Сообщения ученикам темы, цели и задач урока

-Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему личных местоимений, узнаем грамматические признаки местоимений и будем учиться правильно употреблять местоимения в речи.

5. Восприятие и осознание учениками нового материала

5.1 Работа с таблицей
-Отройте учебник на странице 54 и посмотрите на таблицу «Личные местоимения»

- Как вы знаете, я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. У личных местоимений есть такие грамматические признаки как лицо (1-е, 2-е, 3-е) и число (единственное и множественное).
- 1-е лицо единственного числа – я. Я люблю играть в футбол.
-1-е лицо множественное число – мы. Мы любим играть в футбол.
-2-е лицо единственное число – ты. Ты любишь кататься на санках?
-2-е лицо множественное число – вы. Вы любите кататься на санках?
3-е лицо единственное число – он, она, оно. Личные местоимения 3-го лица в единственном числе изменяются по родам. Он – м.р., она – ж.р, оно – с.р.
3-е лицо множественное число – они.

- Назовите местоимения 2-е лица множественного числа?(вы)
-3-го лица единственного числа? (он, она, оно)
- 1-го лица единственного числа? (я)
-Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?(личные местоимения 3-го лица в ед. ч. изменяются по родам)

5.2 Творческая работа с личными местоимениями

5.2.1
- Составьте и запишите предложения:
1-й ряд – с местоимением 1-го лица мн. ч.
2-й ряд – с местоимением 2-го лица ед.ч.
3-й ряд – с местоимением 3-го лица мн. ч.
-Какие предложения у вас получились?

5.2.2
- Теперь вам необходимо составить предложение на определенную тему с местоимениями 3-го лица единственного числа.
1-й ряд – ваша тема - театр.
2-й ряд – школа.
3-й ряд – спорт.
-Прочитайте предложения, которые у вас получились.

5.3 Работа с учебником (упражнение 113)

-Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя и слова».
-Выпишите из стихотворения местоимения и укажите их грамматические признаки. (Вы – 2-е л, мн. ч.; мы – 1-е л. мн.ч.; ты – 2-е л. ед. ч.)
-Обратите внимание, в книге есть образец.

Физминутка

Отправляемся, друзья,

Мы в страну Фантазия.

Вы теперь не мальчики,

А маленькие зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгай прямо, прыгай в бок.

Вы теперь не девочки,

А рыженькие белочки.

С ветки – прыг,

На ветку – скок.

Не сорвись, смотри, дружок.

А сейчас вы муравьи.

Надо листик взять с земли.

Наклонились дружно разом

И подняли листик сразу.

Пошутили, посмеялись

Вдруг за партой оказались.

6.Осмысление знаний

6.1 Индивидуальная работа

-Исправьте ошибки, устраните повторы.
1. В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю. (В воздухе кружились первые. Они медленно опускались на землю.)
2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Бутон был розового цвета. От бутона исходил тонкий аромат. (Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Он был розового цвета. От бутона исходил тонкий аромат.)
3. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе. (Внизу ласково плескалось море. Оно манило к себе.)

6.2 Работа с учебником (упражнение 114)

-Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения. (1.ты, 2. вы, 3. мы 4. она)

-Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с указанными грамматическими признаками.

6.3 Работа с учебником (упражнение 115)

-Прочитайте предложения. С какой целью использованы в предложениях местоимения? Вместо какого имени существительного употреблено в предложении местоимение «она»?

-Запишите предложения по памяти. Проверьте себя.

7.Обобщение и систематизация знаний

7.1 Работа с стихотворением

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они-
Все слова отличные, важные и личные
Это, без сомнения, всё местоимения.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.


- Как вы думаете, почему данные местоимения называются личными? (Личные местоимения указывают на говорящих, собеседников, на лиц, не участвующих в беседе, на предметы, о которых идет речь.)

-Прочитайте местоимения первого лица, второго лица, третьего лица. Какие из них единственного числа, множественного?
-Какого рода местоимения «он» , «она», «оно»?
-Можно ли определить род остальных личностных местоимений?

7.2 Работа у доски (упражнение 116)

-Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные местоимения 3-го лица.

8. Итоги урока

8.1 Беседа

-Дети, с какой темой мы сегодня с вами познакомились? (Личные местоимения)
-Назовите местоимения 1,2, и 3-го лица.
- Назовите местоимения множественного числа. (мы, вы, они)
-У каких местоимений можно определить род? (3л. ед. ч. «он», «она», «оно».)

8.2 Оценивание
(студентка выставляет оценки)

Сообщение домашнего задания
- Дома вам необходимо будет выполнить упражнение 117

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.