Разработка урока по обществознанию «Семья как малая социальная группа»
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум»
Разработка урока по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для студентов 1-го курса для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Тема: «Семья как малая социальная группа»
Разработала
Кваша Татьяна Викторовна
преподаватель обществознания и философии
Гуково
2015
Тема урока:
«Семья как малая социальная группа»
Цели:
Обучающая: способствовать формированию у учащихся четкого представления о семье и ее функциях, типах семьи.
Развивающая :Формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.
Воспитательная: Способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, родителям, воспитание культуры семейной жизни.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-беседа.
Методы: наглядно-иллюстративный, исследовательский.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.
План Урока
Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
Актуализация опорных знаний.
Усвоение новых знаний.
Демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Итог урока.
Ход Урока:
Оргмомент. Сообщение темы и постановка цели урока
Цель сегодняшнего урока –рассмотреть основные категории :брак, семья, функции семьи ,дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений. Определить каким образом общество влияет на семью и какие изменения происходят в семье в современной России.
Вступительное слово.
Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводства населения и преемственности семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
Как социальный институт в семье удовлетворят важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа – играет огромную роль в воспитании становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе
С емья
Социальная группа Социальный институт
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос - работа с терминами по схеме приведенной:
-дать определение понятия «социальный институт» -
Социальный институт- устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь.
- дать определение понятия «социальная группа» -
социальная группа людей члены которой объединены общей деятельностью и находятся в общении друг с другом.
- дать определения понятий по схеме:
С оциальные группы
Первичная Вторичная
К ровнородственные Дружеские Формальные связи между людьми
Семья
ответы
микровывод: все понятия знаете
Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога и обучающихся на основе сообщения
Сообщение педагога
Брак – юридически оформленный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Каковы условия вступления в брак?
взаимное добровольное согласие;
достижение брачного возраста;
. принцип моногамности (право состоять только в одном браке);
отсутствие близкого родства
дееспособность
Какие виды брака вы знаете?
Юридический брак – брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти.
Гражданский брак – фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке. Фактический брак не порождает супружеских прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством.
Церковный брак – брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам. В дореволюционной России признавался только церковный брак. В ряде современных стран имеет одинаковую силу с гражданским браком. В РФ церковный брак юридической силы не имеет.
Какое определение семьи вы можете дать ?
Семья - основанная на браке ,кровном родстве или усыновлении группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью
Какие функции выполняет семья?
репродуктивная (биологическое воспроизводство населения);
социализации (формирование индивида как личности);
хозяйственно – бытовая (ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, проблема распределения домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами);
эмоционально – психологическая функция (оказание психологической поддержки членам семьи);
социально – статусная (семья предоставляет своим членам социальный статус);
досуговая (организация рационального досуга);
экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи);
рекреационная (рекреативная или восстановительная) функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.
Виды семьи:
1. в зависимости от формы брака: моногамная семья (брак одного мужчины с одной женщиной) и полигамная: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами).
2. по принципу наследования: патрилинеальные семьи (наследование по отцовской линии) и матрилинеальные (наследование по материнской линии);
3. по характеру распределения семейных обязанностей: традиционная (муж – добытчик и кормилец, жена – домохозяйка и воспитатель детей, ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) и партнёрская, эгалитарная (семья равных).
4. по тому как решается вопрос о лидерстве в семье: патриархальные семьи (главой является отец) и матриархальные (главой является мать);
5. по количеству детей: бездетные, малодетные (1-2 ребёнка), среднедетные (3-4 ребёнка), многодетные (5 и более детей);
6. по составу: расширенные, многопоколенные (объединяет под одной крышей два – три поколения) и нуклеарные (от лат. nucleus – ядро) - супружеские пары с одним или двумя детьми;
7. полные (двое родителей) и неполные (где по каким – либо причинам отсутствует один из родителей).
микровывод: возврат к цели
IV. Демонстрация результатов исследовательской деятельности. Студентами были представлены презентации на темы:
1- учащийся -«Генеалогическое дерево моей семьи» ;
2- учащийся- «Семья на современном этапе развития общества» ;
В заключение урока была составлена таблица: «Типология семьи»
Семья |
Полная(оба родителя) | | Неполная(только один родитель) |
Расширенная(2-4 поколения живут вместе) |
| | Полигамная (мужей жен белее одного или одной) |
Патриархальная (муж имеет больше прав ,чем жена) | | Партнерская (равноправие супругов) |