12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кваша Татьяна Викторовна34

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум»







Разработка урока по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для студентов 1-го курса для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»



Тема: «Семья как малая социальная группа»









Разработала

Кваша Татьяна Викторовна

преподаватель обществознания и философии





Гуково

2015

Тема урока:

«Семья как малая социальная группа»

Цели:

Обучающая: способствовать формированию у учащихся четкого представления о семье и ее функциях, типах семьи.

Развивающая :Формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.

Воспитательная: Способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, родителям, воспитание культуры семейной жизни.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.

Методы: наглядно-иллюстративный, исследовательский.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

План Урока

Организационный момент. Постановка цели, мотивация.

Актуализация опорных знаний.

Усвоение новых знаний.

Демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Итог урока.

Ход Урока:

Оргмомент. Сообщение темы и постановка цели урока

Цель сегодняшнего урока –рассмотреть основные категории :брак, семья, функции семьи ,дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений. Определить каким образом общество влияет на семью и какие изменения происходят в семье в современной России.

Вступительное слово.

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводства населения и преемственности семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

Как социальный институт в семье удовлетворят важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа – играет огромную роль в воспитании становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе

Сt1600589145aa.gift1600589145ab.gif емья

Социальная группа Социальный институт

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос - работа с терминами по схеме приведенной:

-дать определение понятия «социальный институт» -

Социальный институт- устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь.

- дать определение понятия «социальная группа» -

социальная группа людей члены которой объединены общей деятельностью и находятся в общении друг с другом.

- дать определения понятий по схеме:

Сt1600589145ac.gift1600589145ad.gif оциальные группы

t1600589145ae.gift1600589145af.gift1600589145ag.gifПервичная Вторичная

Кt1600589145ah.gif ровнородственные Дружеские Формальные связи между людьми

Семья

ответы

микровывод: все понятия знаете

Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога и обучающихся на основе сообщения


Сообщение педагога

Брак – юридически оформленный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Каковы условия вступления в брак?

взаимное добровольное согласие;

достижение брачного возраста;

. принцип моногамности (право состоять только в одном браке);

отсутствие близкого родства

дееспособность

Какие виды брака вы знаете?

Юридический брак – брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти.

Гражданский брак – фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке. Фактический брак не порождает супружеских прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством.

Церковный брак – брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам. В дореволюционной России признавался только церковный брак. В ряде современных стран имеет одинаковую силу с гражданским браком. В РФ церковный брак юридической силы не имеет.

Какое определение семьи вы можете дать ?

Семья - основанная на браке ,кровном родстве или усыновлении группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

Какие функции выполняет семья?

репродуктивная (биологическое воспроизводство населения);

социализации (формирование индивида как личности);

хозяйственно – бытовая (ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, проблема распределения домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами);

эмоционально – психологическая функция (оказание психологической поддержки членам семьи);

социально – статусная (семья предоставляет своим членам социальный статус);

досуговая (организация рационального досуга);

экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи);

рекреационная (рекреативная или восстановительная) функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

Виды семьи:

1. в зависимости от формы брака: моногамная семья (брак одного мужчины с одной женщиной) и полигамная: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами).

2. по принципу наследования: патрилинеальные семьи (наследование по отцовской линии) и матрилинеальные (наследование по материнской линии);

3. по характеру распределения семейных обязанностей: традиционная (муж – добытчик и кормилец, жена – домохозяйка и воспитатель детей, ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) и партнёрская, эгалитарная (семья равных).

4. по тому как решается вопрос о лидерстве в семье: патриархальные семьи (главой является отец) и матриархальные (главой является мать);

5. по количеству детей: бездетные, малодетные (1-2 ребёнка), среднедетные (3-4 ребёнка), многодетные (5 и более детей);

6. по составу: расширенные, многопоколенные (объединяет под одной крышей два – три поколения) и нуклеарные (от лат. nucleus – ядро) - супружеские пары с одним или двумя детьми;

7. полные (двое родителей) и неполные (где по каким – либо причинам отсутствует один из родителей).

микровывод: возврат к цели

IV. Демонстрация результатов исследовательской деятельности. Студентами были представлены презентации на темы:

1- учащийся -«Генеалогическое дерево моей семьи» ;

2- учащийся- «Семья на современном этапе развития общества» ;



В заключение урока была составлена таблица: «Типология семьи»

Семья



Полная(оба родителя)


Неполная(только один родитель)



Расширенная(2-4 поколения живут вместе)



Нуклеарная(молодая семья живет самостоятельно)

Моногамная(один муж и одна жена)



Полигамная (мужей жен белее одного или одной)



Патриархальная (муж имеет больше прав ,чем жена)


Партнерская (равноправие супругов)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.