12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исаева Наталья64

ФИО: Исаева Наталья Геннадьевна

Должность: учитель физики

Первая категория

Город Севастополь, ГБОУ СОШ № 61

Тема: Сила трения, 7 класс

Тип урока: Получение новых знаний.

Цель. Познакомить обучающихся с силой трения. Выяснить причины возникновения силы трения, возможности её уменьшения. Вывести понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности.

Задачи урока

Образовательные: объяснять причины трения, знать определение силы трения, уметь измерять силу трения, приводить примеры силы трения в природе, технике, быту.

Развивающие:уметь выдвигать гипотезы, анализировать наблюдаемые явления и делать выводы

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию в учении, культуру умственного труда, коммуникативных качеств личности школьника, инициативности, понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятие силы трения, причины возникновения трения, способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы трения. значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

Метапредметные:

Регулятивные: анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента; прогнозировать возможный результат; уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе; уметь выделять существенные признаки видов силы трения; уметь находить примеры использования силы трения.

Коммуникативные: уметь работать в паре, группе; уметь отстаивать своё мнение;

уметь представить полученные результаты.

Личностные: научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.

формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.


Оборудование и дидактические материалы: динамометр, брусок небольшая доска с разной степенью обработки сторон, стеклянная пластина (длиной около 5 см), на каждой парте по 2 штуке, динамометр, брусок, небольшая полоска наждачной бумаги, набор грузов по 100 г каждый, таблицы для записи результатов экспериментов, инструкции по выполнению этих исследований (см. приложения).

Ход урока

Организационный момент.

Всем, всем добрый день.

Поиграем в игру «Микрофон настроения». Выразите в микрофон своё настроение, с которым вы пришли на урок. Что хотите получить от урока?

Молодцы, спасибо, начинаем урок! Будем работать все вместе и первый задание, сформулировать тему нашего урока! (Ответы учащихся).

Инструктаж по ТБ

Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания учителя.

Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.

Не подвешивайте к пружине динамометра слишком тяжелые предметы во избежание

порчи прибора.

По окончании работы наведите порядок на рабочем столе.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.


Постановка целей и задач урока.

Ну пробуем тогда решить задачку! На демонстрационном столе лежит брусок, давайте перечисли все силы, действующие на него.

-Сила тяжести и сила реакции опоры.

-А что мы знаем об этих силах?

-Знаем, что они уравновешивают друг друга.

-А что будет, если его толкнуть?

-Он начнет движение.

-А потом он то сделал?

-Остановился.

-Почему? (Мнения ребят). Приходим к выводу, что есть еще одна сила, которая мешает движению тела по столу.

И эту мешающую силу называют силой трения. Открыли тетради записали число и тему урока.

Давайте вспомним силы, которые мы уже знаем.

-Сила тяжести, сила упругости, вес тела.

-Молодцы! Главное каждая сила имеет закончите фразу…

-Точку приложения, величину и направление.

-Итак, сегодня помогам мне мы должны узнать, что такое ….

-Сила трения

-Точка приложения

-Направление

-Графическое изображение и обозначение

-Единицы измерения

-виды и причины её возникновения

-ну и самое главное, практическое применение. Поехали!

III. Изучение нового материала.

Когда возникает сила трения? (ответы ребят).

Запись в тетрадь. Сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого.

Представьте нам нужно сдвинуть это демонстрационный стол. Не получается, какая сила нам не даёт это сделать? Правильно, сила трения, которая возникла между поверхностью стола и пола.

Ребята, какую силу нам надо преодолеть? Конечно, силу трения.

Куда же приложена эта сила трения? Конечно, вдоль поверхности соприкасающихся тел.

Куда она направлена? Направлена против движения тела.


Оt1614537523aa.png бозначаем буквой Fтр

Единица измерения раз - это сила Ньютон.

Прибор для измерения силы трения – динамометр.

Вывод: Сила трения направлена в противоположную сторону движения, имеет точку приложения и измеряют ее динамометром.

Задание 1 на перевод единиц.

6 МН=

2,3 кН=

456мН=

0,98МН=

Рассмотрим виды трения и займемся наконец – то физическим экспериментом!

Положите брусок на наклонную плоскость, что наблюдаем? Хорошо, что при маленьком наклоне доски, брусок не движется и конечно ребята какая сила его держит? Сила трения, совершенно верно! И такую силу трения называют силой трения покоя. Трение покоя – своеобразный «страж» состояния покоя. Именно благодаря трению покоя предметы не скользят по поверхности стола, мебель – по поверхности пола. Нитки, из которых соткана наша одежда, каждая находится на своем месте, и ткань сохраняет свою целостность. Узлы не распускаются сами по себе, а наши ноги не скользят по поверхности земли. Но если мы продолжим увеличивать угол наклона, то на смену силе трения покоя придет сила трения скольжения. А теперь подложили карандашики под брусок, то он покатился по столу и, если измерим силу трения, она будет значительно меньше силы трения скольжения.

Итак, делаем вывод!

Выясним причины возникновения силы трения.

Опыт 1.

Опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла. (межмолекулярное притяжение). Взяли два стекла и прижали друг другу.

Опыт 2.

На рабочем столе у вас лежит наждачная бумага, протяните по ней наш брусок. (шероховатость поверхностей соприкасающихся тел).

Физкультминутка

3. Исследование

«Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления».

Сила трения скольжения пропорциональна силе давления (силе реакции опоры):


F
тр=μN,


где μ - коэффициент пропорциональности, называется коэффициентом трения;

N – сила реакции опоры

N = P = mg.


Оборудование: каретка, набор грузов по 110 г (3 штуки), динамометр

Ход выполнения работы.

1. Определите цену деления шкалы динамометра.

2. Определите массу бруска. Подвесьте брусок к динамометру, показания динамометра - это вес бруска. Для нахождения массы бруска разделите вес на g. Принять g= 10 м/с2.

3. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку и, прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

4. Поставьте на брусок груз массой 100 г и снова повторите опыт. Показание динамометра запишите в таблицу.

5. Добавьте второй, третий грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.

6. После вычисления необходимых величин, занесите их в таблицу.

Масса бруска,

m1, кг

Масса груза,

m2, кг

Общий вес тела (Сила нормального давления) Р, Н

Сила трения

Fтр, , Н

коэффициентом трения

μ

1.






2.






3.






Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как? Чему равен коэффициент трения скольжения ?


Вывод: сила трения зависит от силы нормального давления.

Способы уменьшения силы трения:

1. заменить трение скольжения, трением качения

2. на гладкие поверхности трущихся тел нанести жидкую смазку

3. уменьшить силу давления.

IV. Закрепление

Ответим на вопросы!

Почему живую рыбу трудно удержать в руках? И неживую тоже?

Вязальные спицы и швейные иголки отполированы до блеска. Для какой цели нужна такая тщательная полировка? Почему ржавой иглой трудно шить?

Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного? Ответ: больше сопротивление воды, так как осадка нагруженного корабля больше.

Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?

Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?

Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?

7. Итоги, домашнее задание

§39, Стр.172-178


8. Подведение итогов. Рефлексия (стадия рефлексии).

Нt1614537523ab.png ичего не понял

Получил удовольствие

Удивился

Узнал что-то новое

Расстроился

Научился


Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.