Разработка внеклассного мероприятия «Инфознайка» для учащихся 7 классов по информатике
Татарченко Светлана Андреевна
Учитель информатики первой категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №184 им. М.И. Махмутова»
Республика Татарстан, г. Казань, Советский район
Разработка внеклассного мероприятия «Инфознайка» для учащихся 7 классов по информатике
Внеклассное мероприятие интеллектуально-познавательного типа. Форма проведения носит состязательный характер (викторины по различным областям знаний, конкурсы, задания, ребусы).
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС через разнообразие применения заданий, задач и конкурсов по информатике.
Задачи:
Обучающие: повторить теорию ранее изученного материала и практически его применить, использовать различные виды представления информации: текст, таблица, рисунок.
Развивающие: развивать творческую активность, мышление, сообразительность, смекалку, находчивость, быстроту реакции.
Воспитывающие: воспитывать культуру общения между учащимися, умение работать в группе, сплотить участников команды, уважать соперника, стремиться к победе.
Время проведения: 1 урок (45 минут).
Техническое оснащение: проектор, экран, ноутбук.
План мероприятия
I. Организационный момент
II. Конкурс «Разминка»
III. Конкурс «Отгадай пословицу»
IV. Вопросы на смекалку
V. Конкурс капитанов «Лучшая информационная стенгазета»
VI. Конкурс для команд «ПК»
VII. Конкурс ребусов «Великие информатики и программисты»
VIII. Подведение итогов, награждение
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Слова ведущего: «Здравствуйте, уважаемые ученики седьмого класса! Начинаем нашу необычную встречу под названием «Инфознайка». Мы с вами поговорим об информатике, решим интересные задания, ответим на загадки, разгадаем ребусы и определим самую эрудированную команду!»
Ученики делятся на 2 команды, происходит выбор капитанов, определяется жюри. Ведущий представляет команды, их капитанов и жюри.
Происходит постановка цели и задач.
Далее ведущий проводит для команд конкурсы. За правильные ответы учащиеся получают баллы. Жюри оценивает каждый конкурс, подводит итоги.
II. Конкурс «Разминка»
Ведущий по очереди каждой команде задает вопросы. Если дается неверный ответ, то право ответить передается другой команде. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации? (Информатика)
2. Устройство ввода звуковой информации в компьютер? (Микрофон)
3. Организованная последовательность действий? (Алгоритм или план)
4. Основное устройство ввода информации? (Клавиатура)
5. Сколько байт в одном килобайте? (1024)
6. Огнестрельное название жесткого диска? (Винчестер)
7. Сколько органов чувств у человека? (5)
8. Вредоносная программа, которая сама себя приписывает к другим программам? (Вирус)
9. Минимальная единица измерения количества информации? (Бит)
10. Взаимодействие пользователя и компьютера? (Интерфейс)
Жюри считает баллы для каждой команды.
III. Конкурс «Отгадай пословицу»
Командам раздаются заранее приготовленные карточки с заданием. Нужно отгадать завуалированные пословицы и соответственно записать их в пустые ячейки правого столбца. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Изменённые пословицы | Известные пословицы (ответы) |
Информатике учиться, всегда пригодится | Грамоте учиться – всегда пригодится |
Семь раз подумай, прежде чем удалить файл | Семь раз отмерь, один раз отрежь |
Мал бит, да важен | Мал золотник, да дорог |
Любишь играть в компьютерные игры, люби и сам программировать | Любишь кататься - люби и саночки возить |
Когда компьютер обслуживают семь техников, у него не работает монитор | У семи нянек дитя без глазу |
Бит килобайт бережёт | Копейка рубль бережет |
Каждый программист свою систему программирования хвалит | Каждый кулик свое болото хвалит |
Программа программиста боится | Дело мастера боится |
Программу комментариями не испортишь | Кашу маслом не испортишь |
Жюри считает баллы для каждой команды. Ведущий переходит к следующему конкурсу.
IV. Вопросы на смекалку
Ведущий по очереди каждой команде задает вопросы. Если дается неверный ответ, то право ответить передается другой команде. За правильный ответ начисляется 2 балла.
1. "Мозг" компьютера? (Микропроцессор)
2. Сколько бит в одном байте? (8)
3. Устройство вывода звуковой информации из компьютера? (Колонки или наушники)
4. Именованная область данных на носителе информации? (Файл)
5. При каком напряжении в сети работает компьютер? (220 Вольт)
6. Устройство ввода информации с бумажного листа? (Сканер)
7. Максимальная единица измерения количества информации? (Терабайт)
8. Специальный указатель, показывающий место на экране, где появится следующий символ? (Курсор)
9. Знания, сведения из окружающего мира? (Информация)
10. Устройство, позволяющее распечатывать информацию из компьютера? (Принтер)
Жюри считает баллы для каждой команды.
V. Конкурс капитанов «Лучшая информационная стенгазета»
Капитаны на этом конкурсе проводят презентацию своей стенгазеты. Выпуск стенгазеты – было домашним заданием для капитанов. Жюри оценивает стенгазеты. За 1 место присуждается 20 баллов команде. За 2 место - 10 баллов. Жюри ведет подсчет баллов для каждой команды.
VI. Конкурс для команд «ПК»
Пока капитаны представляют свои презентации в это время командам проводится конкурс «ПК». Участникам на карточках выдается задание: необходимо отгадать слова, содержащие известную аббревиатуру ПК (Персональный Компьютер) и записать их. Каждое правильно отгаданное слово оценивается в 2 балла.
_ _ ПК _ (Часть печи)
_ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан)
_ _ ПК _ (Орудие труда огородника)
_ _ ПК _ (Головной убор)
_ _ ПК _ (Головной убор с козырьком)
_ _ ПК _ (Мелкая частица деревяшки)
_ _ ПК _ (Канцелярская принадлежность для бумаг)
_ _ _ ПК _ (Застёжка и острая канцелярская принадлежность)
_ _ _ ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд)
_ _ _ ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом)
_ _ _ ПК _ (Птица, бегающая по дну водоёма)
_ _ _ _ ПК _ (Зажим для бумаг)
_ _ _ _ ПК _ (Положительный результат похода в магазин)
Ответы для жюри: топка, сопка, тяпка, шапка, кепка, щепка, папка, кнопка, тряпка, шлюпка, оляпка, скрепка, покупка.
Пока команды выполняют задания, для болельщиков проводится следующий конкурс.
VII. Конкурс ребусов «Великие информатики и программисты»
Слова ведущего: «Вы умеете разгадывать ребусы? Какую роль в ребусах играют запятые? (ответы учеников). Если перед рисунком нарисованы запятые, значит надо убрать столько букв, сколько запятых. Если запятые перевернуты, то убираем буквы из конца слова. Перед вами – карточки с ребусами. Давайте их разгадаем!»
Командам презентуется на экране ряд ребусов. За правильный ответ начисляется 3 балла.
1. Ответ: Чарльз Бэббидж
2. Ответ: Джон фон Нейман
3. Ответ: Билл Гейтс
4. Ответ: Линус Торвальдс
5. Ответ: Алан Матисон Тьюринг
Жюри считает баллы для каждой команды.
VIII. Подведение итогов, награждение
Жюри считает окончательные баллы, в это время ведущий заканчивает мероприятие, читая стихотворение «Информатика»:
Интересная наука – математика,
Решать задачи - увлекательный процесс.
Есть у неё сестра – информатика,
На месте не стоит технический прогресс.
Наш помощник сегодня надёжный,
Спасёт нас от скуки всегда,
Наш мир без неё невозможен,
В мир знаний спасенья рука.
Автор: Татарченко С.А.
Рефлексия: Слова ведущего: «Ребята, что сегодня вы узнали нового? Вам было тяжело или нет? Каких результатов вы смогли добиться?» (Ответы учеников). Далее слово предоставляется жюри. Озвучиваются итоги, определяется победитель, происходит награждение. Ведущий благодарит команды за участие, желает дальнейших успехов в изучении информатики!
Список использованных интернет-ресурсов:
1. http://kvestodel.ru/generator-rebusov - конструктор ребусов
2. https://new-science.ru/20-velichajshih-programmistov-vseh-vremen/
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Учёные_в_области_информатики