Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Инфознайка» (6–7 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района
Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ___________ Байгалиева Ю.Ю. «__» _______________ |
«Утверждаю»: Директор МОУ «СОШ с. Запрудное» Панфиленко А.Ю. Приказ №__________ от «__»____________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по информатике «Инфознайка»
Составитель: учитель информатики
Байгалиева Ю.Ю.
Срок реализации: 1 год
Направление: общеинтелектуальное
Категория участников: 6-8 классы
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» предназначен для учащихся 6-8 классов.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели:
формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;
дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и персональных компьютеров в научных исследованиях, проектах;
подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;
раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир
Задачи:
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.
Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Срок реализации программы: 2014 - 2015 учебный год.
Режим занятий: 1раз в неделю.
Продолжительность занятия: 1 час.
Структура курса представляет собой 34 взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.
Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.
Каждая тема включает в себя теорию и практику.
В предлагаемом курсе разработана система заданий.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:
-лекционные занятия,
- практические работы,
-тренировочные упражнения,
- семинарские занятия,
- творческие работы.
Требования к уровню достижений обучающихся
Учащиеся должны знать:
назначение основных элементов окна графического редактора;
приемы создания и редактирования изображения;
основные элементы текста;
приемы редактирования и форматирования текста;
технологию вставки различных объектов;
технологию работы с таблицами и колонками;
правила создания анимации и требования к её оформлению;
иметь простейшие представления о формальных исполнителях;
основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;
о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;
вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;
работать с таблицами любой сложности;
создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;
создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;
работать со слоями изображения;
создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;
создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;
работать в среде языка алгоритмизации;
создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;
уметь применять алгоритм ветвления и цикла.
Форма подведения итогов - создание и защита проектов.
Календарно – тематический план
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Дата проведения |
||
Теория |
Практика |
План |
Факт |
|||
|
Знакомство с графическими редакторами Paint и Gimp. |
1 |
Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики. Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений. |
|||
|
Создаём простейшие рисунки. |
1 |
Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков. |
|||
|
Использование - поворота, копирования частей изображения для создания объектов. |
0, 5 |
0, 5 |
Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент. |
||
|
Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет. |
1 |
Назначение инструмента Ластик. |
|||
|
Создание изображений в Gimp. Работа со слоями. |
0, 5 |
0, 5 |
Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY. |
||
|
Создание анимации в Gimp. |
1 |
Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений. |
|||
|
Итоговая работа-рисунок на свободную тему. |
1 |
Создание рисунка на свободную тему. |
|||
|
Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов. |
1 |
Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент |
|||
|
Редактирование текста. |
0, 5 |
0, 5 |
Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. |
||
|
Форматирование текста. |
0, 5 |
0, 5 |
Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание. |
||
|
Работа с таблицами. |
0, 5 |
0, 5 |
Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы. |
||
|
Сложные таблицы. |
1 |
Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы. |
|||
|
Создаём векторные изображения. |
1 |
Графический редактор, графический примитив |
|||
|
Редактор формул. |
1 |
Ввод математических формул и вычисление по ним. |
|||
|
Газетные колонки, поиск и замена слов. |
1 |
Знакомство с издательской системой “MS Publisher |
|||
|
Итоговая работа-создание документа. |
1 |
Создание документа на заданную тему |
|||
|
Power Point 2007. Фон, шаблоны. Режимы работы. Меню программы. |
1 |
Знакомство с Power Point 2007. Алгоритм создания слайдов. |
|||
|
Выбор дизайна. Правила оформления. |
1 |
Дизайн презентации и макеты слайдов. |
|||
|
Анимация и настройка презентации. Создание проекта. |
1 |
Эффекты анимации. Технология настройки анимации. |
|||
|
Подбор материала и создание проекта. |
1 |
Создание презентации. |
|||
|
Работа над выбранным проектом. |
1 |
Создание презентации. |
|||
|
Создание и защита проектов. |
1 |
Защита проектов. |
|||
|
Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка. |
1 |
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха. |
|||
|
Исполнитель Робот. Составление простейших программ. |
1 |
Исполнитель Робот. |
|||
|
Алгоритмические конструкции. |
1 |
Команда ветвления. Цикл со счетчиком. |
|||
|
Составление задач и написание программ к ним. |
1 |
Составление простейших программ на алгоритмических языках. |
|||
|
Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд. |
1 |
Знакомство с исполнителем Чертежник. Управление Чертежником Программы управления Чертежником. |
|||
|
Выполнение простейших чертежей. |
1 |
Рисуем простейшие чертежи. |
|||
|
Использование алгоритмических конструкций. |
1 |
Использование вспомогательных алгоритмов. |
|||
|
Создание простого орнамента. |
1 |
Чертежник рисует орнамент. |
|||
|
Создание сложного орнамента. Циклы. |
1 |
Цикл повторить n раз. |
|||
|
Создание сложных рисунков. |
1 |
Создание сложных рисунков. |
|||
|
Создание сложного рисунка и написание программы к нему. |
1 |
Создание сложного рисунка и написание программы к нему. |
|||
34. |
Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот. |
1 |
Создание программ. |
Содержание
Знакомство и работа в графическом редакторе Paint и GIMP – 7 часов
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 2010 – 9 часов
Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point 2010 – 6 часов
Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)–12 часов
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, за компьютером и т. д.).
Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.
Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства
Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Среда Кумир
Браузер
Интернет-ресурсы
Электронная почта (e-mail);
Электронный дневник: http://dnevnik.ru
Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/
Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: http://konkyrcy.ucoz.ru/
Сайт кафедры ФИИТ: http://fiit.ucoz.ru/index/socialnye_servisy/0-11