Урок «Разряды союзов» (Русский язык, 7 класс)
Конспект урока по теме «Разряды союзов» ( 7 класс по учебнику Рыбченковой)
Цель: познакомиться с разрядами союзов по грамматическому значению и по структуре, повторить правописание предлогов, умение читать схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами и сложном предложении.
Ход урока.
1. Индивидуальная работа по карточкам у доски (2 учащихся)
Лингвистическая минутка: «Почему мы так говорим?» - сообщение ученика.
(Несколько устаревший фразеологизм заставляет вспомнить слово «трапеза», что по-гречески означает «стол», отсюда «затрапезный» — «застольный». Сегодня мы употребляем это слово в значении «бедный», «захудалый», «низкосортный». Но разве не принято к обеденному столу одеваться красиво? Оказывается, так было не везде и не всегда. Когда-то в духовных училищах и семинариях дети бедного провинциального духовенства ходили в старых, потертых халатах. Именно за трапезами можно было увидеть множество таких одежд, получивших название «затрапезных». Правда, по другой версии лингвистов, у этого выражения есть еще одно объяснение, отсылающее нас к петровским временам. Среди предпринимателей, получивших от Петра фабрики «в поощрение способностей и полезной деятельности», был Иван Затрапезников, развернувший производство на ярославской текстильной мануфактуре, которая быстро приняла его красочную фамилию в качестве «бренда». Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», «затрапезником». Эта грубая дешевая ткань из пеньки (конопляного волокна) годилась для обивки тюфяков, шитья халатов и шаровар. Похожий на голландский тик (материю для подушек), затрапез был пестрым или в синюю полоску и носил еще несколько названий в зависимости от вида плетения — «погоняйка», «путанка», «тяжина», «скворцовая», «наволочная». Вот из этого затрапеза и шили одежду. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» пишет: «[сенных девушек] плохо кормили, одевали в затрапез и мало давали спать, изнуряя почти непрерывной работой». А дама из «Доходного места» Островского вторит ему: «По моему состоянию я вас могла бы только в ситцевых да в затрапезных платьях водить».)
На доске:
Мы узнали, что слово «затрапезный» прямого отношения к трапезе не имеет.
Кто-то из предков купца Затрапезнова стал известен своим гостеприимством или умением вести застольные беседы.
«Трапеза» - по-гречески «стол», а «затрапезный» - значит «застольный»
- Охарактеризуйте предложения по схемам:
1) [-= --- или --- ]
2) [ ], а [ ]
3) [ - = ], (что - =)
- Соотнесите схемы и предложения ^
( 1-3 2- 1 3- 2)
- Какова роль союзов в этих предложениях?
Чем сложные предложения отличаются друг от друга?
Как вы это определили?
Сверим свои наблюдения с материалами учебника – стр.162
Как пунктуационно выглядит разница между простым и сложным предложением?
Проверка работы у доски
1) Задание: Определите, где союз связывает однородные члены предложения, а где простые предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматические основы.
Дети сопели на берегу и не спускали глаз с миноносца. (К. Паустовский) Ранняя ива ра..пушилась и к ней пр..летела пчела и шмель загудел и первая бабочка сл..жила крылышки. (М. Пришвин) Жук-пл..вунец, грузный, с усиками, тихо вын..рнул из глубины озёрных джунглей и чуть дыша, боясь себя обнаружить, заворожено следит за оч..ровательной танцовщиц..й. ( Ф. Нестеров) Ветер стихал и свежая п..хлада начинала ра..пространяться в виноградниках. (Л. Толстой)
- Что такое союз?
Объянить орфограммы на месте раскрытых скобок и пропущенных букв.
Из (за) болезни, (в)течении.. недели, (в) продолжении.. дня , (не) смотря на погоду, иметь (в) виду, (в) течении.. реки, бл..годаря помощи, (на) перекор желаниям, согласно план.., вопр..ки предсказани…
- Что общего между предлогом и союзом?
- Чем они различаются?
5. Решаем задачу.
Перед вами союзы. На какие две группы мы можем их разделить?
И; чтобы; потому что; либо; так как; что; как будто; зато; однако; не только…но и; если; когда; оттого что.
- Сверим свои догадки с учебником (стр. 163)
6. Закрепление материала. Упр.299 (коллективно)
Тетрадь на печатной основе : п. 49, упр1 (сам-но)
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
8. Д/з упр. 300, п.49
Савельева Лариса Евгеньевна