Урок «Разряды союзов» (Русский язык, 7 класс)

4
1
Материал опубликован 1 April 2017

Конспект урока по теме «Разряды союзов» ( 7 класс по учебнику Рыбченковой)

Цель: познакомиться с разрядами союзов по грамматическому значению и по структуре, повторить правописание предлогов, умение читать схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами и сложном предложении.

Ход урока.

1. Индивидуальная работа по карточкам у доски (2 учащихся)

Лингвистическая минутка: «Почему мы так говорим?» - сообщение ученика.

(Несколько устаревший фразеологизм заставляет вспомнить слово «трапеза», что по-гречески означает «стол», отсюда «затрапезный» — «застольный». Сегодня мы употребляем это слово в значении «бедный», «захудалый», «низкосортный». Но разве не принято к обеденному столу одеваться красиво? Оказывается, так было не везде и не всегда. Когда-то в духовных училищах и семинариях дети бедного провинциального духовенства ходили в старых, потертых халатах. Именно за трапезами можно было увидеть множество таких одежд, получивших название «затрапезных». Правда, по другой версии лингвистов, у этого выражения есть еще одно объяснение, отсылающее нас к петровским временам. Среди предпринимателей, получивших от Петра фабрики «в поощрение способностей и полезной деятельности», был Иван Затрапезников, развернувший производство на ярославской текстильной мануфактуре, которая быстро приняла его красочную фамилию в качестве «бренда». Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», «затрапезником». Эта грубая дешевая ткань из пеньки (конопляного волокна) годилась для обивки тюфяков, шитья халатов и шаровар. Похожий на голландский тик (материю для подушек), затрапез был пестрым или в синюю полоску и носил еще несколько названий в зависимости от вида плетения — «погоняйка», «путанка», «тяжина», «скворцовая», «наволочная». Вот из этого затрапеза и шили одежду. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» пишет: «[сенных девушек] плохо кормили, одевали в затрапез и мало давали спать, изнуряя почти непрерывной работой». А дама из «Доходного места» Островского вторит ему: «По моему состоянию я вас могла бы только в ситцевых да в затрапезных платьях водить».)

На доске:

Мы узнали, что слово «затрапезный» прямого отношения к трапезе не имеет.

Кто-то из предков купца Затрапезнова стал известен своим гостеприимством или умением вести застольные беседы.

«Трапеза» - по-гречески «стол», а «затрапезный» - значит «застольный»

- Охарактеризуйте предложения по схемам:

1) [-= --- или --- ]

2) [ ], а [ ]

3) [ - = ], (что - =)

- Соотнесите схемы и предложения ^

( 1-3 2- 1 3- 2)

- Какова роль союзов в этих предложениях?

Чем сложные предложения отличаются друг от друга?

Как вы это определили?

Сверим свои наблюдения с материалами учебника – стр.162

Как пунктуационно выглядит разница между простым и сложным предложением?

Проверка работы у доски

1) Задание: Определите, где союз связывает однородные члены предложения, а где простые предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматические основы.

Дети сопели на берегу и не спускали глаз с миноносца. (К. Паустовский) Ранняя ива ра..пушилась и к ней пр..летела пчела и шмель загудел и первая бабочка сл..жила крылышки. (М. Пришвин) Жук-пл..вунец, грузный, с усиками, тихо вын..рнул из глубины озёрных джунглей и чуть дыша, боясь себя обнаружить, заворожено следит за оч..ровательной танцовщиц..й. ( Ф. Нестеров) Ветер стихал и свежая п..хлада начинала ра..пространяться в виноградниках. (Л. Толстой)

- Что такое союз?

Объянить орфограммы на месте раскрытых скобок и пропущенных букв.

Из (за) болезни, (в)течении.. недели, (в) продолжении.. дня , (не) смотря на погоду, иметь (в) виду, (в) течении.. реки, бл..годаря помощи, (на) перекор желаниям, согласно план.., вопр..ки предсказани…

- Что общего между предлогом и союзом?

- Чем они различаются?

5. Решаем задачу.

Перед вами союзы. На какие две группы мы можем их разделить?

И; чтобы; потому что; либо; так как; что; как будто; зато; однако; не только…но и; если; когда; оттого что.

- Сверим свои догадки с учебником (стр. 163)

6. Закрепление материала. Упр.299 (коллективно)

Тетрадь на печатной основе : п. 49, упр1 (сам-но)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

8. Д/з упр. 300, п.49

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, понравилось про купца Затрапезнова!

6 March 2018